Папки-передвижки

Развитие естественно-научной функциональной грамотности детей дошкольного возраста (7 фото)

Виктория Чиркинова
Развитие естественно-научной функциональной грамотности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие естественно-научной функциональной грамотности детей дошкольного возраста

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ВЫСТУПЛЕНИЯ

Чиркиновой Виктории Николаевны,

зам зав. по УВР МБДОУ д/с к. в. № 11 «Журавушка» г. Ставрополя

«Развитие естественно-научной функциональной грамотности детей дошкольного возраста через проектно-исследовательскую и экспериментальную деятельность»

(из опыта работы)

Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. (СЛАЙД 2) Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму».

Публикация «Развитие естественно-научной функциональной грамотности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Конечно, взрослому легче сделать все самому и оставить детям роль наблюдателей. Но эффективность обучения будет в этом случае гораздо ниже. Какими бы интересными ни были действия педагога, ребенок быстро устает наблюдать за ними.

(СЛАЙД 3) В нашем детском саду организована предметно – пространственная среда с использованием мини – лабораторий, которые есть в каждой группе. В ДОУ есть мини метеостанция, музыкальная лаборатория, ЛЭПбуки по экспериментированию, картотеки опытов, сборники правил поведения в мини-лабораториях.

В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы. Проводятся опыты с различными веществами и материалами.

В группах созданы модели солнечной системы, макеты различных природных зон.

Дети имеют возможность наблюдать за ростом растений благодаря организации ежегодного смотра-конкурса «Огород на окошке».

Также проводится работа по изучению карт мира и России, по созданию карт и планов группы, прогулочных участков детского сада.

Центры экспериментирования постоянно пополняются новыми материалами для экспериментирования, которые доступны и безопасны для детей.

(СЛАЙД 4) При организации опытно-экспериментальной деятельности наряду с традиционными методами и приёмами, педагоги ДОУ используют инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяем компьютерные и мультимедийные средства обучения. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.

Для успешной реализации поставленных задач, осуществляется тесное взаимодействие с родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.

При организации работы с родителями были изготовлены буклеты по темам: «Экспериментируйте с детьми дома!», «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника», «Обыкновенное волшебство: опыты в домашних условиях», памятка «Экспериментирование с водой». Для родителей были проведены консультации: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Домашняя лаборатория», «Маленькая тележка чудес. Занимательные опыты и эксперименты», оформлен информационный уголок для родителей по теме: «Библиотека для родителей» (Картотека опытов, которые можно провести в домашних условиях). Проводилось анкетирование родителей с целью выявления их отношения к поисково –исследовательской активности детей, родительские собрания на тему «Экспериментирование в семье».

Родители оказывают помощь в решении проблем, связанных с развитием познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, а также участвуют в конкурсах и проектах. Активная совместная работа способствует усилению взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса.

Сегодня эффективную педагогическую систему невозможно представить без высокоэффективных программ и технологий. Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того факта, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет тому назад, поэтому постоянной заботой является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. В ребенке с рождения заложен познавательный интерес: ему необходимо самому все увидеть, услышать, потрогать, попробовать самостоятельно что-то сделать своими руками. Таким образом он познает окружающий мир. Задача взрослых поддерживать этот интерес, не дать ему угаснуть.

Среди основных видов инновационных технологий, применяемых в работе с нашими дошкольниками, наиболее востребованной, продуктивной и эффективной стала технология проектной и исследовательской деятельности. Метод проектов актуален и очень эффективен. Это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Ребёнок рождается исследователем. Он постепенно осваивает и раскрывает мир, пробуя его на вкус, на ощупь, приобретая навыки взаимодействия с ним. В ходе проектно- исследовательской деятельности мы создаём условия для проведения опытов, экспериментов, наблюдений, ведь самый простой опыт приносит больше пользы, чем часы разговоров. Используя технологию проектной деятельности, мы успешно реализуем на практике «золотое правило» дошкольной педагогики : «Мы должны так обучать детей, чтобы они об этом даже не догадывались». Знания в этом случае становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Важность знаний заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать важные жизненные задачи. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

(СЛАЙД 5) Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

(СЛАЙД 6) Преимущества проектной деятельности:

•является одним из методов развивающего обучения, т. к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои научные знания, ориентироваться в информационном пространстве, выявлять проблемы, делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира.

•повышает качество образовательного процесса;

•служит развитию критического и творческого мышления.

•способствует повышению компетентности педагогов.

Таким образом, использование технологии проектной деятельности является актуальной и позволяет создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно-образовательной работы.

(СЛАЙД 7) Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития :

1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2. развитие познавательных способностей;

3. развитие творческого воображения;

4. развитие творческого мышления;

5. развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого

возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это :

• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

• активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

• формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это :

• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. Проектная деятельность включает следующие этапы:

• разработка проектного замысла (анализ ситуации, анализ проблемы, целеполагание, планирование);

• реализация проектного замысла (выполнение запланированных действий);

• оценка результатов проекта (нового/измененного состояния реальности).

Метод проектов затрагивает разные сферы жизни. В Доу были разработаны и реализованы следующие проекты:

(СЛАЙД 8) Проект «Занимательные опыты»

Вид проекта: групповой; краткосрочный; поисково-исследовательский.

Актуальность: всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.

Цель проекта: Создание условий для формирования естественно-научных представлений у дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности.

задачи проекта:

• Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;

Развивитие связной речи детей : умения рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;

• Организовать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (связь между предметами и явлениями окружающего мира);

Развивать наблюдательность;

• Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;

• Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

(СЛАЙД 9) Проект «Голубая капелька»

Вид проекта: групповой; долгосрочный; познавательно -исследовательский.

Актуальность: Первое вещество, с которым знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Ребенок получает от них массу полезный впечатлений.

Цель проекта: формировать и расширять представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах.

задачи проекта:

• Формировать у детей познавательный интерес.

• Расширять представления детей о свойствах воды и ее перехода из одного состояния в другое.

• Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

• Проанализировать влияние игр с водой на эмоциональное состояние детей дошкольного возраста.

(СЛАЙД 10) Проект «Теневой театр»

Вид проекта: групповой; краткосрочный; познавательно -исследовательский.

Актуальность: одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т. к. игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. А театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием речи, воображения, фантазии, инициативности и т. д.

Цель проекта: узнать как можно больше о теневом театре и создать свой театр теней.

задачи проекта:

• формировать у детей интерес к театрально-игровой деятельности;

• найти и изучить информацию о происхождении искусства театра теней, используя разные источники;

• изучить возможности создания изображения на экране;

• создать куклы-марионетки и макет сцены теневого театра для настольного спектакля;

• разыграть теневой спектакль по собственному сценарию.

(СЛАЙД 11) Проект «Проблема мусора «вторая жизнь» использованных вещей»

Вид проекта: групповой; краткосрочный; познавательно – творческий.

Актуальность: дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Цель проекта: сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы.

задачи проекта:

• С помощью слайдов, приготовленных воспитателями, познакомить детей с видами бытового мусора.

• На практике проследить, какого мусора скапливается больше всего дома у детей и в детском саду.

• Узнать о способах утилизации мусора и о понятии «сортировка мусора».

Развививать умения видеть экологическую проблему и находить пути ее решения;

• Дать представления о видах бытовых отходов и их свойствах;

• Научить наблюдать, видеть причинно – следственные связи, делать выводы;

• Проявление детьми творческих способностей в изготовлении поделок и коллекций из бросового материала;

• Вовлечь родителей в педагогический и творческий процесс работы группы. Повысить готовность родителей решать проблемы своих детей вместе с педагогами и совместно создавать условия для полноценного пребывания ребёнка в детском саду.

(СЛАЙД 12) Проект «Как сделать мультфильм?»

Вид проекта: групповой; долгосрочный; познавательно-творческий.

Актуальность: мультфильмы для детей – это увлекательное погружение в волшебный мир, яркие впечатления. Они непосредственно участвуют в воспитании и развитии ребенка. Совместное создание мультфильма детей и взрослых способно развить познавательную активность, творческие способности у детей, стимулировать речевое развитие.

Цель проекта: познакомить дошкольников с циклом создания мультфильма - от идеи до её воплощения на экране.

задачи проекта:

Образовательные:

• познакомить детей с историей возникновения и развития мультипликации;

• познакомить детей с технологией создания мультипликационных фильмов;

• расширить знания детей о профессиях : сценарист, режиссер, художник-мультипликатор, оператор, звукорежиссер.

Развивающие :

развивать творческое мышление и воображение;

развивать внимание и логическое мышление, умение действовать последовательно;

развивать творческие способности, фантазию, инициативу дошкольников в ходе изготовлении персонажей мультфильма с помощью различных технологий;

• формировать навыки связной речи.

Воспитывающие:

• воспитывать эстетическое чувство красоты и гармонии в жизни и искусстве;

• воспитывать ответственное отношение к своей работе.

(СЛАЙД 13) Проект «Фиалка для выпускного бала»

Вид проекта: групповой; долгосрочный; познавательно-творческий.

Актуальность проекта: проект направлен на расширение и обобщение знаний о комнатных растениях, на то, как ухаживать за растениями, выращивать

Цель: создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию фиалок.

Задачи:

• расширять и систематизировать знания детей о комнатных растениях, их значении в жизни человека;

• закреплять знания о строении растений, об уходе за ними;

• формировать знания о вегетативном размножении комнатных растений, учить последовательности во время посадки;

развивать интерес к развитию и росту растений, любознательность и наблюдательность;

• воспитывать уважительное отношение, чувство внимания к сотрудникам детского сада, формировать желание сделать приятный сюрприз;

• воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, желание ухаживать за ними;

• воспитывать ценностное отношение детей к результатам своего труда.

(СЛАЙД 14) Проект «Музыкальная лаборатория»

Вид проекта: групповой; долгосрочный; познавательно-творческий

Актуальность: в музыкальной деятельности процесс экспериментирования со звуковым материалом развивает у детей инициативность, произвольность и креативность личности ребенка, способствует развитию интеллектуальной компетентности.

Цель проекта: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, воспитание стойкого интереса к музыке с помощью организации условий для экспериментирования со звуками, создания самодельных музыкальных инструментов, формирования умения пользоваться современными музыкальными техническими средствами.

Задачи проекта:

• расширить кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами;

• вовлечь дошкольников в разные виды художественно-эстетической деятельности.

• способствовать освоению различных средств, материалов и способов изготовления музыкальных игрушек-инструментов;

• способствовать проявлению инициативы и стремлению к импровизации при игре на самодельных музыкальных игрушках-инструментах;

• формировать у детей знания о разнообразии окружающих звуковых явлений, источниках звука, его характеристиках, свойствах (тембр, высота, длительность, громкость, возникновении и исчезновении, классификации (звуки природы, человеческого голоса, музыкальные звуки; звуки шумовые и звучащие);

• сформировать навыки экспериментирования со звуком, чтобы установить зависимость качества звука от свойств использованных материалов;

Программы всех проектов предполагали тесную практическую деятельность детей, их родителей и воспитателей.

Результаты использования технологии проектной деятельности в работе:

Внедрение технологии проектной деятельности на протяжении нескольких лет позволяет сделать следующие выводы:

1. Технология проектной деятельности успешно реализуется в сочетании с программой обучения и воспитания детей в детском саду.

2. Технология проектной деятельности как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, на самостоятельную активность воспитанников детского сада.

3. Использование технологии проектной деятельности в работе с дошкольниками способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

4. Проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников ДОУ, реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса.

5. Родители стали активными участниками образовательного процесса.

6. Происходит активное развитие, обогащение, совершенствование материально-технической базы ДОУ.

7. Дети легче усваивают и запоминают материал.

8. Дети получают удовольствие от проектной деятельности, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности.

9. В процессе проектной деятельности дети приобретают специальные знания, умения навыки, повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.

Заключение:

В заключении хотелось бы сказать, в любом виде деятельности можно найти много интересного, занимательного, неизведанного. Благодаря исследовательской деятельности дети становятся более открытыми, познают окружающий мир благодаря собственным ощущениям. Приобретенный в дошкольном возрасте опыт познавательно- исследовательской деятельности переносится в дальнейшем во все виды деятельности и повышает познавательную активность детей, а также помогает успешно развивать естественно-научную функциональную грамотность в школьные годы.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ВЫСТУПЛЕНИЯ Чиркиновой Виктории Николаевны зам зав по УВР МБДОУ д с к СЛАЙД Китайская пословица гласит Расскажи и я забуду покажи и я запомню дай попробовать и я пойму Публикация Развитие естественно научной функциональной грамотности детей дошкольного возраста размещена в разделах Обучение грамоте Звуки буквы слоги Развитие ребенка Материалы для педагогов Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая методическая разработка март Важно чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты
Публикации по теме:

«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет "Загадка дня"- как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет. "Загадку дня" я использую для.

Ассоциация педагогов ДОУ «Креативное мышление дошкольников как важный компонент функциональной грамотности»Ассоциация педагогов ДОУ «Креативное мышление дошкольников как важный компонент функциональной грамотности» Современный мир постоянно меняется и что бы нам идти в ногу со временем, надо развивать креативное мышление. Если мы с вами будем креативно.

Дидактические игры как предпосылки финансовой грамотности детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактические игры как предпосылки финансовой грамотности детей младшего и среднего дошкольного возраста Я презентую для Вас 4 дидактические игры. Дидактическая игра – это важное средство обучения и развития дошкольника. Она способствует развитию.

Дидактические игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги! Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста является одной из актуальных задач работы.

Игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаИгры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Предложенные игры познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности. "Создай свой дом" Цель: формировать навыки.

Дидактические игры по формированию финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры по формированию финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Что можно и нельзя купить за деньги?». Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей младшего дошкольного.

План-конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста «Мир профессий» План-Конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Тема: Выставка картин «Мир профессий» Цель: уточнить.

Пособия по развитию функциональной грамотности у детей 3–4 лет «Обувь»Пособия по развитию функциональной грамотности у детей 3–4 лет «Обувь» .

Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Как зарабатывать на кино?»Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Как зарабатывать на кино?» Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастана тему: «Как зарабатывать на кино?»Старшая группа №6 Составили:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие естественно-научной функциональной грамотности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 3 марта 2024 в 21:02
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие естественно-научной функциональной грамотности детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Чиркинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД