Ирина Петухова
Развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами фитнес-технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами фитнес-технологий
Смирнова Ю. В.
к. п. н., доцент кафедры физической культуры и спорта
Петухова И. Ю.
студентка 5 курса заочной формы обучения
Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина
Публикация «Развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами фитнес-технологий» размещена в разделах
На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья детей. Всемирной организацией здравоохранения здоровье определено в качестве полного физического, психического и социального благополучия ребенка. Ведь чем активнее вовлекается ребенок в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье.
В период дошкольного детства осуществляется закладка фундамента здоровья детей, они интенсивно растут и развиваются, у них происходит формирование основных движений, осанки, а также необходимых навыков и привычек, дети приобретают базовые физические качества, вырабатывают черты характера, способствующие формированию здорового образа жизни (Э. Я. Степаненкова, 2007)
Одной из главных задач ФГОС ДО является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». Высокий уровень двигательной активности – важнейшее условие не только физического, но и умственного развития детей. Однако в детском саду образовательный процесс, не связанный с усвоением образовательной области «Физическое развитие», чаще организован так, что подача новых знаний происходит на фоне минимальной двигательной активности. Постоянно возрастающие требования к уровню умственного развития и образованности детей, необходимость усваивать большое количество информации в условиях острого дефицита времени привели к поиску новых форм организации образовательной работы, среди которых наибольшее распространение получили технологии, основанные на основе интеграции образовательных областей (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, 2013)
Факторами, определяющими особенности возрастных и индивидуальных особенностей двигательной активности детей, являются как условия организации деятельности, так и ее характер, и содержание. Особенно значимо будет целенаправленное руководство двигательной активностью детей, которые воспитываются в старших возрастных группах детского сада по причине того, что в старшем дошкольном возрасте дети имеют высокую потребность в двигательной активности, но не всегда могут ее реализовать на должном уровне. Причина тому – ограничение двигательной активности, посредством увеличения продолжительности образовательных занятий с преобладанием статических поз, а также за счет возрастающих познавательных интересов детей (занятия компьютерными играми, конструированием, просмотром телепередач и пр.) (М. А. Никитина, П. И. Храмцов, 2009)
Исходя, из вышеизложенного, актуальным является применение новых эффективных методик, программ, технологий, инновационных средств, которые будут способствовать решению этих проблем.
В настоящее время в системе физической культуры разрабатывается большое количество инновационных технологий, методик и оздоровительных программ (Е. Г. Сайкина, 2008). Однако большинство инноваций разрабатывается в сфере фитнеса.
Одним из возможных путей решения, которое повышает уровень двигательных способностей детей, может являться внедрение фитнес-технологий в образовательный процесс, так как в современном мире занятия с использованием фитнес-технологий стали популярны и значительное количество исследований (С. В. Кузьмина, Е. Г. Сайкина, 2007; С. Рыжова, 2008) подтверждает их эффективность. Детский фитнес является прекрасным дополнением к содержанию материала, предусмотренного государственными программами.
Фитнес – это своеобразное, современное направление массовой оздоровительной физической культуры, со своей философией, историей, методическими принципами и правилами, которые помогают людям быть красивыми, молодыми, здоровыми и успешными в жизни (Е. Г. Сайкина, 2008).
В процессе опытно-экспериментальной деятельности по физическому воспитанию с применением фитнес-технологий в МОУ «СОШ «ТЦО» дошкольное отделение № 2 были выработаны новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению дошкольников.
Двигательная деятельность детей, организованная в соответствии с требованиями ФГОС и интегрированным использованием фитнес - технологии, стала не только разнообразной, доступной, но и увлекательной, и полезной. Данная педагогическая деятельность по сохранению здоровья подрастающего поколения в МОУ «СОШ «ТЦО» дошкольное отделение № 2 основана на дидактике здоровья, т. е. использовании на практике разнообразных форм организации образовательного процесса, приемов профилактики утомляемости воспитанников, активных форм обучения и воспитания, построение новых моделей деятельности.
На основании данных научных исследований, согласования с руководством ДОУ, разработана технология развития двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами ритмической гимнастики, степ-аэробики и фитбол-аэробики.
Целью использования ритмической гимнастики в дошкольном учреждении является повышение физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста, развитие их двигательных способностей и приобщение к регулярным занятиям физическими упражнениями средствами ритмики, музыки и танца. Особенностью проведения ритмической гимнастики является непрерывность выполнения упражнений под музыкальное сопровождение в различном темпе. Танцевальные, образные упражнения способствуют повышению эмоционального состояния занимающихся, содействуют развитию их творческих способностей и воображения.
Степ-аэробика – комплекс разнообразных упражнений отличающиеся по темпу и интенсивности. При ритмичном подъёме и спуске с помощью специальной платформы – степа, выполняя упражнения по спет-аэробики, идёт работа всех мышц и суставов. Упражнения выполняются под ритмическую музыку, сочетаются с движениями различных частей тела (руками, головой). Упражнения для степ-аэробики подбираются обычно преимущественно циклического характера (в основном, это ходьба).
Выбор фитбол-аэробики объясняется следующими факторами: упражнения можно выполнять в различных исходных положениях: сидя на фитболе, лежа на полу, лежа на фитболе на спине или на животе с опорой о пол руками или ногами, стоя рядом с мячом, упражнения в движении, различные виды бросков, развитие интереса к выполнению физических упражнений и игр.
При выполнении упражнений по ритмической гимнастики, степ-аэробики и фитбол-аэробики реализуются следующие задачи:
• оптимизация роста и развития опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия);
• совершенствование физических способностей (развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, скорости, координации);
• развитие психических качеств : внимания, памяти, воображения, умственной способности;
• развитие и функционального совершенствования органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма;
• воспитание умения выражать эмоции и творчество в движении;
• повышать интерес к физкультурным занятиям.
Как и любое занятие по физической культуре, фитнес-тренировка состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Продолжительность занятия от 30 до 35 минут.
Первая (подготовительная 3-5 минут) часть фитнес-занятия направлена на организацию занимающихся, сосредоточение их внимания, формирование эмоционального и психологического настроя. Применяются различные виды ходьбы, бега, прыжков, а также заранее разученных и хорошо освоенных танцевальных композиций и с помощью ритмических упражнений.
Вторая (основная 15-20 минут) часть включает силовую тренировку – важную составляющую любого фитнес-режима. Силовая тренировка включает упражнения с предметами, на степ-платформе, на фитбольных мячах.
Подвижные игры – одна из составляющих основной части занятия. Они подбираются с учетом двигательных действий и интереса детей. Подвижная игра – игра умеренной психофизической нагрузки, они является развитием мышления, памяти, внимания и коммуникативных способностей детей.
Целью третьей (заключительной 3-5 минут) части занятия – восстановление организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности. Здесь используются дыхательные упражнения, упражнения на релаксацию, упражнения на растяжку. Они помогают снять напряжения в мышцах.
В соответствии с вышеизложенным представлена структура занятия по физической культуре.
Рис. 1 Структура занятия по физической культуре с применением фитнес-технологий в экспериментальной группе
Для определения эффективности технологии развития двигательных способностей детей средствами ритмической гимнастики, степ-аэробики и фитбол-аэробики был проведен эксперимент, продолжительностью 7 месяцев.
В эксперименте участвовали дети старшей разновозрастной группы (экспериментальная) и дети старшей разновозрастной группы (контрольная). В каждом группе общее количество детей - 10.
Результаты тестирования были рассчитаны по среднему значению (по критерию Стьюдента).
В начале эксперимента было проведен тестирование.
Координационные способности, по результатам теста «Челночный бег 3х10м», показывает, что дети из контрольной группы (10,73 с) справились с заданием чуть лучше, чем дети из экспериментальной группы (11,35 с).
Результаты «Прыжка в длину с места» 81,1 см у детей из контрольной группы, 63,5 см – экспериментальной.
Результаты теста «подъем туловища в сед из положения лежа за 30 секунд.» у детей контрольной группы составили 13,1 раз, а у экспериментальной группы – 13 раз.
Определяя ловкость у детей по тесту «Отбивания мяча удобной рукой за 30 сек», определено, что дети из экспериментальной группы справились с заданием лучше – 16,9 сек, чем дети из контрольной группы – 13,9 сек.
Таким образом, мы видим, что при сравнении результатов тестирования в экспериментальной и контрольной группах у девочек и мальчиков на начало педагогического эксперимента статистически значимых различий не выявлено, полученные данные соответствовали средним возрастным показателям (p> 0,05) (Таблица 1).
Таблица 1.
Показатели двигательных способностей мальчиков в экспериментальной
и контрольной группах до и после педагогического эксперимента
Дети старшего дошкольного возраста
Двигательные
способности До эксперимента
КГ ЭГ t Р
± m
± m
Челночный бег 3ч10м,с 10,73±0,32 11,35±0,31 1,55 p>0,05
Прыжок в длину с места,см 81,1±4,13 63,5±4,9 3,45 p>0,05
Подъем туловища в сед из положения лежа за 30 с. ,кол-во раз 13,1±0,63 13±0,6 0,13 p>0,05
Бег 60 метров, с 13,36±0,34 12,03±0,26 0,6 p<0,05
Наклон туловища вперед, см 7,2±0,81 8,4±0,63 1,2 p<0,05
Отбивание мяча удобной рукой за 30 с, кол-во раз 13,9±1,43 16,9±1,6 1,43 p>0,05
Двигательные
способности После эксперимента
КГ ЭГ t Р
± m
± m
Челночный бег 3ч10м,с 10,31±0,3 10,33±0,16 0,05 p<0,05
Прыжок в длину с места,см 90,7±4,73 75,1±4,6 2,7 p<0,05
Подъем туловища в сед из положения лежа за 30 с. ,кол-во раз 15,6±0,73 15,8±0,6 0,2 p<0,05
Бег 60 метров, с 13,02±0,35 11,67±0,28 3 p<0,05
Наклон туловища вперед, см 9,1±0,84 11,1±0,67 1,9 p<0,05
Отбивание мяча удобной рукой за 30 с, кол-во раз 16,9±1,63 20,8±1,76 1,6 p>0,05
Число степеней свободы k = n1 + n2 – 2 = 10 + 10 – 2 = 18
Tкрит = 2,23 при уровне значимости p = 0,05
После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование и сравнивались результаты.
Выявлено, что средний прирост показателей развития двигательных способностей, как в контрольной, так и в и экспериментальной группах достоверно улучшился. Однако, в экспериментальной группе показатели оказались выше (Рис. 1).
Рис. 1 Прирост показателей у детей старшего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группах после педагогического эксперимента (%)
Показатели гибкости (тест «Наклон туловища вперед») средний прирост в контрольной группе составил 23,31%, в экспериментальной – 27,96%.
В тесте для определения ловкости «Отбивание мяча удобной рукой за 30 с.» средний прирост в экспериментальной группе оказался самым незначительным и составил 20,69, а в контрольной группе - 19,48 %.
В тесте «Подъем туловища в сед из положения лежа за 30 секунд.» средний прирост в контрольной группе составил 17,42 %, а у экспериментальной группы – 19,44%.
В тесте «Прыжок в длину с места» показатели скоростно-силовых способностей так же улучшились, в контрольной группе на 11,17 %, а в экспериментальной группе на 13,65 %.
Прирост показателей координационных способностей в тесте «Челночный бег 3х10м» составил в ЭГ 9,41 %, тогда как в КГ - лишь 3,99 %.
В тесте «Бег на дистанцию 60м.» средний прирост в контрольной группе составил 1,2%, в экспериментальной – 3,04%.
Наибольший прирост оказался при определении уровня гибкости. Такой прирост связан с тем, что большинство детей дополнительно занимаются гимнастикой.
Показатели силовых способностей показали менее значимый результат. Исходя из этого следует провезти анализ и дальнейшую доработку использованных технологий развития двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами ритмической гимнастики, степ-аэробики и фитбол-аэробики
Исходя из полученных результатов развития двигательных способностей можно утверждать, что разработанная технология развития двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами фитнес-технологий (ритмической гимнастики, степ-аэробики и фитбол-аэробики) эффективна.
Список литературы:
1. Сайкина, Е. Г. Фитнес в физкультурном образовании детей дошкольного и школьного возраста в современных социокультурных условиях: монография / Е. Г Сайкина. – СПб, 2008. – 291 с.
2. Сайкина Е. Г., Кузьмина С. В. Танцы на мячах. - С-Пб., 2008. – 160 с.
3. Сайкина Е. Г., Пономарев Г. Н. Фитнес-технологии : понятие, разработка и специфические особенности // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 11-4. – С. 890-894;