Юлия Карновская
Развитие духовно-нравственных качеств дошкольников через декоративно-прикладное искусство
▼ Скачать +Заказ
Развитие духовно-нравственных качеств дошкольников через декоративно-прикладное искусство Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку Н. В. Шелгунов В настоящее время самой большой опасностью, которой подвергается современное общество, является не развал экономики, не события в политической жизни страны, а разрушение личности ее граждан. Материальные ценности стали доминировать над духовными, у детей искажается представление о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Как известно, все начинается с детства. В дошкольном возрасте необходимо сеять и развивать доброе зерно, возродить нравственные ценности, чувство любви к Отечеству, истории, народу, народному творчеству. Исходя из сложившейся ситуации в социуме, возникла острая необходимость вернуть подрастающее поколение к лучшим традициям, обычаями своего народа, его культуре. Народное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе лучшие примеры духовности, нравственности и патриотизма. Слушая произведения народного творчества, рассматривая изделия декоративно-прикладного искусства, дети приобретают новые знания о жизни, о труде, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает. Приобщая детей к различными видами декоративно - прикладного искусства в процессе НДО по художественному творчеству (декоративному рисованию) можно научить их воспринимать прекрасное и доброе, познакомить с народными традициями, заложить основы духовно-нравственного воспитания. Например, знакомя детей с Дымковской игрушкой (или другим видом народного декоративного искусства, мы знакомим не только с элементами росписи, но, прежде всего, знакомим с историей возникновения, местом возникновения, традициями, способом изготовления, назначением предметов декоративно-прикладного искусства. Декоративно-прикладное творчество тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и музыкой. Поэтому знакомство с тем или иным видом декоративно-прикладное искусства сопровождается народными напевами, потешками, прибаутками, сказками, загадками, народными играми. Подобное сочетание позволяет ребятам окунуться в глубину веков, более точно ощутить ту любовь к родному краю, красоту природы, которую стремились передать мастера в своих изделиях. В нашем дошкольном учреждении ведется активная работа по духовно- нравственному воспитанию дошкольников. Благодаря тесному сотрудничеству воспитателей и педагога дополнительного образования процесс патриотического воспитания проходит в атмосфере приобщения детей к народной культуре нашей страны. Так, со средней группой мы создаем декоративные композиции по мотивам народных игрушек. Для росписи используем силуэты барышень, птиц, коней и т. п., вырезанных из бумаги. Роспись осуществляется без нанесения карандашного наброска, (кистью) как это делают настоявшие мастера, что позволяет ребятам получить большое удовольствие от процесса рисования. Творчество детей сопровождается народными напевами, загадками. Например: кофточки цветные, юбки расписные, шляпы трехэтажные – статные и важные (дымковские барышни). Из наиболее удачных работ детей средних групп в нашем детском саду организуются сюжетные картины, например «Дымковская деревушка», «Чудо-ярмарка» и т. д. С детьми старшей группы продолжаем знакомство с изделиями народного промысла, закрепляем и углубляем знания о дымковской, филимоновской игрушках. Дети лепят из соленого теста несложные фигурки дымковских и филимоновский игрушек (уточек, курочек, расписывают их. Практика показала, что самостоятельное изготовление предметов декоративно-прикладного искусства способствует более эффективному усвоению основ духовно-нравственного воспитания, заложенных в предметах народного творчества. Дети с удовольствием играют самодельными игрушками, придумывают сказки, различные истории и обыгрывают их в уголке театрализованной деятельности. В подготовительной к школе группе происходит развитие декоративного творчества детей; умения создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых и новых, используя характерные узоры и цветовую гамму. Дети 6 лет способны не только создавать узоры на силуэте, вырезанном из бумаги, но и выполнять роспись на самостоятельно изготовленных предметах декоративного творчества (вылепленных из глины, соленого теста барышень, коней, посуду и т. д.). Родители являются активными участниками процесса духовно-нравственного становления детей. Так, помогая ребенку изготовить игрушку на выставку декоративно- прикладного искусства в детском саду, взрослые вынуждены сами погрузиться в мир народного промысла, познакомиться с творчеством народных мастеров. Помогая ребенку взрослый, сам духовно обогащается. Подводя итог, стоит отметить, что народное искусство – это великая сила, связывающая настоящее, прошлое и будущее. Ознакомление детей с народным искусством способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество, воспитывает чувство любви к родному краю. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нормы и обычаи своего народа.