Екатерина Калямина
Развитие духовно-нравственного воспитания посредством педагогической технологии «Дети-волонтеры»
▼ Скачать +Заказ
Развитие духовно-нравственного воспитания посредством педагогической технологии «Дети-волонтеры»
В условиях внедрения ФГОС ДО происходит поиск эффективных и целесообразных форм, технологий работы с детьми, которые позволили бы сформировать человека с необходимым набором качеств, требуемых современными условиями труда. На сегодняшний день актуальными умениями являются: умения работать над проблемами, находить разные способы решения проблем, работать в команде. Формирование таких умений должно происходить с учетом принципов дошкольной педагогики и в адекватных возрасту ребенка формах.
Публикация «Развитие духовно-нравственного воспитания посредством педагогической технологии „Дети-волонтеры“» размещена в разделах
- Волонтер. Волонтерское движение
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В настоящее время педагогические коллективы детских садов интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.
В связи с тем, что в нашем детском саду стоит такая задача, как формирование духовно-нравственного развития у детей, было принято решение реализовать педагогическую технологию «Дети-волонтеры».
Волонтерство — это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство — это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.
Волонтерство — это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения
Цель технологии «Дети-волонтёры» — это развитие дошкольного волонтерского движения в детском саду, главной целью которого, является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи педагогической технологии «Дети-волонтёры» :
-развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыков общения в разновозрастном коллективе;
-создание такой ситуации развития, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших к младшим;
-возможность проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности;
В старшем дошкольном возрасте можно реализовать технологию эффективной социализации «Дети-волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Это помогает ребятам научить малышей играть в различные игры, показывать им сказки, одеваться, лепить, рисовать и т. д.
Ребята впервые по-настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.
Для организации и реализации данной технологии необходимо в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей.
А также необходимо составить план посещения старшими детьми младших. Выделить группу детей, желающих играть с малышами. Кроме того, необходимо организовать «Школу волонтёров», то есть специально обучать старших детей по следующим инициативам:
«Научим малышей играть»,
«Научим разрешать конфликты»,
«Научим одеваться»,
«Подарим улыбку малышу». (например, настольный театр)
«Правила поведения на прогулке»
«Оказание помощи в воспитании культурно-гигиенических навыков»
«Разучивание потешек о весне»
Например, перед походом к детям младших групп с волонтёрской инициативой «Научим малышей одеваться», дети старшей группы повторяют алгоритм одевания после сна или алгоритм одевания на прогулку. Говоря о волонтерской инициативе «Подари улыбку малышу» (например, настольный или кукольный театр, подготовительный этап включал в себя: выбор сказки, подходящей по возрасту детей и чтение, и разучивание самой сказки.
При выборе оптимальной частоты посещения детьми-волонтерами младших групп, необходимо было определить частоту мероприятий. Принимаю во внимание длительность подготовительного периода и объемы изучаемого материала, оптимальный период был определен, как один раз в две недели.
Взяв за основополагающую идею - технологию «Дети-волонтеры», мною за время деятельности в детском саду, частично были реализованы некоторые волонтерские инициативы. Например, мы с воспитанниками группы «Веселый островок» посещали детей первой младшей группы «Зайчики», где помогали детям одеваться после сна, играли в игры «Поймай бабочку» и «Карусель». Помимо этого, детям второй младшей группы «Мозайка» был продемонстрирован кукольный театр по сказке «Теремок».
Дети волонтерское движение приняли с большим интересом. Сразу выделилась группа 5-6 человек, которые больше остальных проявляли желание заниматься с малышами. Другие присматривались. Но после того, как волонтеры, очень довольные и гордые, приходили в группу и рассказывали, где они были, чем занимались, то и остальные постепенно стали проявлять интерес и желание сначала попробовать, а потом тоже активно включались в работу.
Детям нравиться выступать в роли помощников. Тем более это звание необходимо заслужить своим поведением, положительным отношением к этой работе. Дети получают внутреннее удовлетворение, чувствуют гордость за проделанную работу. Не ждут материального вознаграждения. В этом главная суть этого движения.
В ходе наблюдений за реакцией детей на технологию «Дети-волонтеры», можно сделать вывод:
— участие детей в волонтерском движении помогает им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить — коммуникативный навык;
— дети учатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;
— дети учатся решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.