Надежда Сюсина
Развитие диалогической речи средствами театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – очень важный этап в развитии ребенка. В этот период происходит усвоение, становление и развитие всех сторон речи ребенка – грамматической, фонематической, лексической. Полноценное владение речью является необходимым условием решения задач умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Публикация «Развитие диалогической речи средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Овладение речью зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. п., которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого развития.
Речевое развитие включает : овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте, развитие звуковой и интонационной культуры.
Развитие ребенка происходит через игру, как ведущий вид деятельности дошкольника. Существует множество разнообразных игр, которые на разных возрастных этапах способствуют полноценному развитию всех психических процессов, в том числе и речи детей дошкольного возраста. В процессе такой работы особое внимание стоит обратить на театрализованную деятельность.
Театрализованная деятельность можно разделить на две группы: ролевые (драматизации) и режиссерские игры.
В ролевых действиях ребенок исполняет роль, реализует определенный образ, исходя из этого образа (положительного или отрицательного) вытекают и последующие действия ребенка, так как герой произведения может быть грустным и веселым, хитрым и наивным, и ребенок должен постараться выразить эти чувства, эмоции и черты характера вербально и невербально. Каждый проигранный образ внутренне изучается ребенком и запоминается. К ролевым действиям относятся: имитации образов, ролевые диалоги, спектакли и импровизации.
В режиссерских действах ребенок не является действующим лицом, а руководит игрушками, куклами, предметами-заместителями, озвучивает их, комментирует сюжет, создает игровое пространство. Дошкольники воспроизводят диалоги из сказок, произведений или придумывают свои. Виды режиссерских действий: настольный, кукольный, плоскостной театры, театр игрушек и др.
Благодаря театрализованной деятельности дошкольники познают окружающий мир через познание героев, изучение образов и персонажей; затрагиваемые вопросы театрализованных постановок, заставляют детей думать, делать выводы и обобщения. Театрализованная деятельность способствует формированию опыта социальных взаимодействий, так как каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста имеет нравственную направленность. Положительные герои сказок становятся образцами для подражания, отрицательные персонажи вызывают осуждение.
Также в театрализованной деятельности у детей происходит формирование умения пользоваться различными видами реплик: учатся грамотно задавать вопрос и отвечать на него в соответствии с темой и ситуацией (развернуто или кратко); учатся сообщать собеседнику свои мнения, впечатления, эмоции, учатся проявлять терпимость к другому мнению. Формируются элементарные правила поведения в диалоге (выслушивать собеседника, говорить по очереди и др.).
С помощью театрализованной деятельности ребенок высказывает свои мысли, свое отношение к увиденному, к прочитанному; дошкольник сообщает о своих впечатлениях, делится чувствами, что способствует развитию речевых возможностей. Любое литературное и фольклорное произведение является образцом диалогического взаимодействия. Заучивание литературных диалогов, инсценировка стихов, потешек по ролям обогащают речь дошкольников формами диалогических реплик, дети запоминают правила ведения диалога, у них формируется представление об участниках (адресантах и адресатах) диалога.
Таким образом можно сделать вывод, что в ходе театрализованной деятельности происходит развитие диалогической речи детей дошкольного возраста: дети учатся грамотно задавать вопрос и отвечать на вопрос собеседника в соответствии с темой и ситуацией (развернуто или кратко); учатся сообщать собеседнику свои мнения, впечатления, эмоции, учатся проявлять терпимость к другому мнению; формируются элементарные правила поведения в диалоге (выслушивать собеседника, говорить по очереди и др.); формируется опыт социального поведения и чувство партнерства, умение работать в коллективе; пополняется активный словарь и совершенствуется артикуляционный аппарат ребенка.