Юлия Махонина
Развитие диалогического взаимодействия старших дошкольников с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема детского диалога в настоящее время привлекает внимание исследователей различных областей науки: лингвистики, психолингвистики, психологии, социологии, общей и коррекционной педагогики.
Современной логопедией также признается, что одной из главных задач процесса обучения и воспитания ребенка с речевой патологией является формирование у него активной позиции, направленной на самокомпенсацию. Создание условий для формирования активной позиции ребенка предполагает стимулирование его познавательной, социальной активности и, что особенно важно при нарушениях речи, речевой активности: формирование мотивов общения, включение в процесс обучения коммуникативно-значимых форм речи и элементов языковой системы, использование методов обучения, с Одним из направлений работы развития диалогического взаимодействия старших дошкольников является активное использование в коррекционном процессе инициативных форм речи. Соответственно выделяют два направления развития вопросов у детей :
Публикация «Развитие диалогического взаимодействия старших дошкольников с нарушениями речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
1. Развитие вопросов, выполняющих контактоустанавливающую функцию в диалогах ребенка с взрослым и ребенка со сверстниками.
2. Развитие вопросов, являющихся звеном самостоятельного мышления.
При этом отмечается неравномерность становления данных двух линий развития вопросов при нормальном ходе речевого развития. В дошкольном возрасте вопрос как звено диалога достигает высокого уровня, а вопросы, выполняющие познавательную функцию, находятся на начальных этапах формирования. Подчеркивается необходимость обучения детей постановке познавательных вопросов. Сензитивным периодом для такого рода воздействий признается возраст от 4х до 7 лет.
На шестом году жизни в речи детей появляются и широко используются для привлечения внимания партнера конструкции, с необходимостью требующие его вербальной реакции: «Угадай, что это?», «А ты не знаешь, что у меня». Данный прием вызывает появление достаточно продолжительных диалогов, в ходе которых дети выясняют сущность определенного явления. Показательным является и тот факт, что в этом возрасте дошкольники привлекают внимание не только и не столько к своим действиям или их результату, но и к качеству выполняемой работы. Появление конструкций «Видишь, какой хорошенький», «А я, смотри, как красиво рисую», а также осознанное требование оценки со стороны партнера вызывает появление устойчивого диалогического взаимодействия, в ходе которого партнер высказывает свое мнение, используя элементарную аргументацию, или инструктирует сверстника.