Валентина Бакунина
Развитие детской одарённости
▼ Скачать + Заказать документы
Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал большой плод.
(В. А. Сухомлинский)
Что такое одаренность? Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но, так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.
Темочки:
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
«Одарённость – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при её отсутствии».
К. К. Платонов.
Одаренный человек это, прежде всего, одаренная личность. Для развития способности одаренного ребенка реализовать свой дар необходимо создать особые условия, позволяющие ему учиться и развиваться.
Чтобы развивать одаренность необходимо с такими детьми много работать. Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; и в классе на уроке и во внеурочной деятельности они требуют особого подхода, особой системы обучения.
Работа по развитию детской одарё нности должна вестись в системе и состоит из следующих компонентов: - выявление одарённых детей; - развитие творческих способностей на уроках; - развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа); - создание условий для всестороннего развития одарённых детей.
Условия развития одаренности. - Своевременная диагностика возможностей (наблюдение и мониторинг по ФГОС) - Содержание воспитания (планирование) - Внедрение личностно-ориентированной и развивающей технологии. - Побудительная деятельность учителя
Развитие детской одарё нности в начальной школе происходит через следующие формы и методы работы:
• ведущими являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – на основе форм индивидуальной и групповой работы. Наиболее эффективными являются технологии, которые дают простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся. Это технология проектного обучения, которая сочетается с технологией проблемного обучения, и методика обучения в «малых группах».
• технология проблемного обучения. Решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий уровень познавательной активности школьников.
• методика обучения в малых группах. Класс разбивается на 3–4 подгруппы по 5–7 человек. Каждая группа готовит ответ на один из обсуждаемых вопросов. При обсуждении участники каждой группы выступают, задают вопросы, делают дополнения. За правильный ответ получают индивидуальные оценки, а “группы” – определенное количество баллов. Игровая ситуация позволяет создать необходимый эмоциональный настрой и побудить школьников к более напряженной и разнообразной работе.
• технология проектного обучения. В ее основе лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности. Продукт – учебный проект, в качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, доклад и т. д.
Для развития детской одарённости используются следующие формы работы с одаренными учащимися :
- классно-урочная (работа в парах, в малых группах); - групповые и индивидуальные занятия; - занятия исследовательской и проектной деятельностью; - консультирование по возникшей проблеме; - участие в олимпиадах, конкурсах и викторинах; - научно-практические конференции (ежегодно в конце апреля проходит) - интеллектуальные марафоны (в этом году «Самый умный») - деловые игры и путешествия; - творческие и разноуровневые задания, тесты и тренажеры.
В своей работе стараюсь использовать все возможности, чтобы дети могли раскрыть и реализовать свой талант.
Работа с одаренными детьми на уроках включает:
• творческие задания (например, создание композиций из геометрических фигур, окружностей, фигур на плоскости «Тамграм»);
• тестовые задания;
• мини-проекты (например, «Мои родители на работе», «Растительный и животный мир моего края»);
• использование современных образовательных технологий и методов:
- технологии развивающего и проблемного обучения, - технология критического мышления, - информационно-коммуникативные технологии, - здоровьесберегающие технологии, - технология дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребенку;
- деятельностный метод, - проектная и исследовательская деятельность учащихся; - работа на уроке «консультантов» (мотивированные учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в образовательном процессе); - возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и самостоятельных работ по разным предметам; - предложение учащимся индивидуальных домашних заданий повышенного уровня, творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива).
В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому работа с одарёнными детьми должна состоять как из урочной, так и внеурочной деятельности.
В своей работе с одаренными детьми я руководствуюсь: выявлением интересов обучающегося, нахожу учебные материалы для развития одаренного ребенка, использую методы, способствующие развитию самовыражения одаренных детей, поддерживаю талантливого ребенка в реализации его интересов, провожу уроки творчества, способствующие развитию одаренных детей.