Екатерина Литвинова
Конспект занятия психолога по гармонизации детско-родительских отношений «Супер-мама!»
▼ Скачать + Заказать документы
Название: «Супер - МАМА!»
Цель: гармонизация детско-родительских отношений.
Задачи тренинга:
снятие психоэмоционального напряжения.
актуализация позитивного эмоционального опыта;
осознание семейных ролей и отношений;
развитие способности конструктивного взаимодействия;
гармонизация стиля воспитания.
Категория: родители.
Время: 1,5 час.
Публикация «Конспект занятия психолога по гармонизации детско-родительских отношений „Супер-мама!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Методы и приемы: игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, осознание семейных ролей, гармонизации стиля воспитания, элементы психогимнастики, релаксационные техники.
Материалы: мяч, ватман, маркеры, карточки рыбки «правила», «листочки» для дерева желаний, плакаты «стили семейного воспитания», «конверт отношений», релаксационная музыка.
Литература:
Ход тренинга:
Психолог : Здравствуйте, уважаемые родители! Я очень рада, что вы сегодня собрались. Я знаю, что воспитание детей – трудное дело. Я верю и знаю, что вы любите своих детей, иначе вы бы не пришли сегодня. Вы научитесь больше понимать своих детей, справляться с теми трудностями, которые возникают в общении, воспитании детей.
1. Упражнение «Приветствие – Мое имя»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, создание чувства группового единства, настрой на совместную работу.
Время: 3 мин.
Описание: Помимо своего имени надо назвать и качество, которое вам подходит, чтобы оно начиналось на первую букву имени, например: Вера - верность, Сергей - смелый и т. д. Можно называть имя и свой любимый фрукт или овощ (Наталья – груша, Сергей – ананас).
2. «Правила работы в группе» :
Цель: настрой на совместную работу, развитие социальной эмпатии, коммуникативных умений, снижение тревожности, опасений и дискомфорта.
Время: 5 мин.
1. открытое общение
2. активность
3. безоценочные суждения
4. добровольное участие
5. здесь и сейчас.
3. Упражнение «Дерево желаний»
Цель: настрой на совместную работу, повышение настроя на удачу, счастье, добро и успех.
Время: 5 мин.
Описание: Участникам раздаются листочки, на которых их просят написать свои ожидания от предстоящего тренинга и просят прикрепить к дереву «Желаний».
4. Упражнение «Конверт отношений»
Цель: снятие эмоциональных барьеров, настрой на рабочую атмосферы.
Время: 5-7 мин.
Описание: Каждый участник по очереди вынимает из конверта ведущего листок с вопросом и отвечает на него.
1. Мой ребёнок радуется, когда…
2. Мой ребёнок злится, когда…
3. В общении с детьми мой ребёнок…
4. Ребёнок вместе с папой…
5. Ребёнку вместе со мной нравится…
6. Я отдыхаю, когда…
7. Меня больше всего расстраивает…
8. Ребёнок плачет, если…
9. Если у меня плохое настроение…
10. Мой ребёнок…
11. Меня беспокоит…
12. Меня радует…
5. Игра «Ребенок в нас».
Цель: активизации детского эго-состояния родителей.
Время: 7-10 мин.
Описание: Бросая мяч, участники обращаются друг к другу с фразой: «Мне кажется, в детстве ты был (а).». В ответ каждый может согласиться или нет с данной ему характеристикой.
6. Упражнение 4 «Родительские установки».
Цель: дифференцирование актуальных установок на «помогающие», т. е. рациональные, эффективные – и «мешающие», т. е. нерациональные, неэффективные в сфере детско-родительских взаимоотношений.
Время: 10 мин.
Описание: Участников просят закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов и медленных, плавных выдохов – и на фоне расслабленного состояния вспомнить свою родительскую семью, свое детство. Как реагировали родители на ваши шалости, капризы, проступки? Как бы они закончили следующие предложения: «Дети плохо себя ведут, потому что.», «Непослушный ребенок-это.», «Родители должны.»?
Затем после выхода из состояния расслабления участники делятся своими переживаниями и мыслями по поводу родительских установок.
7. Разминка «Девочка, дракон, самурай»
Цель: снижение мышечного и эмоционального напряжения, повышение групповой сплоченности, снижение негативных переживаний и трансформация их в положительные эмоциональные состояния.
Время: 5 мин.
Описание: Разделитесь на две команды и встаньте в две шеренги – одна команда напротив другой. Это упражнение-соревнование. Соревноваться будем командами. Играем до трех победных очков у какой-либо из команд. Для проведения соревнования нам надо выучить три фигуры. Тренер показывает, участники повторяют.
Девочка: Тренер переминается с ноги на ногу, руки как будто бы держатся за края воображаемой юбочки, проговаривая при этом характерный звук: «Ля-ля-ля-ля».
Дракон: Ноги на ширине плеч, руки подняты над головой, пальцы растопырены как когти. Характерный агрессивный звук: «А-А-А-А!».
Самурай: Тренер встает в боевую стойку: одна нога выпадом вперед, одна рука тоже вперед, как будто бы самурай держит воображаемый меч и направляет его в противника. При этом характерный звук: «У-У-У-У!».
Командам будет дано по 30 секунд, чтобы договориться, какую из трех фигур выбрать для показа. После этого я говорю: «Три-два-один!» И обе команды одновременно показывают ту фигуру, которую они выбрали. Ваши фигуры могут совпасть, а могут и не совпасть. если совпали – в этом раунде ничья. Если не совпали, то действует правило: «Самурай убивает дракона: команда, показавшая самурая, зарабатывает победное очко. Дракон съедает девочку: команда, показавшая дракона, зарабатывает победное очко. Девочка соблазняет самурая: команда, показавшая девочку, зарабатывает победное очко».
8. Упражнение «Хорошо и плохо».
Цель: осознание семейных ролей и отношений; гармонизация стиля воспитания.
Время: 15-20 мин.
Описание: Знакомство родителей со стилями семейного воспитания. Обсуждение, с какими трудностями может столкнуться ребенок в рамках каждого из стилей воспитания. Предлагается 4 картины – тип воспитания. Одна команда называет «+» данного типа воспитания, а другая «–».
9. Релаксация «Очищение от тревог»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов, активизация внутренних ресурсов.
Время: 10 мин.
Описание: Мы иногда очень устаем, и тогда хочется отдохнуть.
Ложитесь удобнее, закройте глаза и постарайтесь представить себе необычное путешествие. Все о чем скажу.
Давайте собирать мешок. Положим в него все, что мешает: все обиды, слезы, ссоры, грусть, неудачи, разочарование. Завяжем его и отправимся в путь.
Мы вышли из дома, где вы живете, на широкую дорогу.
Путь наш далек, дорога тяжела, мешок давит на плечи, устали и стали тяжелыми руки, ноги. О-ох! Как хочется отдохнуть! Давайте так и сделаем. Снимаем мешок и ложимся на землю. Глубоко вздохнем: вдох (задержать 3сек, выдох (задержать 3 сек) – повторить 3 раза. Дышится легко, ровно глубоко… Вы чувствуете, как пахнет земля? Свежий запах трав, аромат цветов наполняет дыхание. Земля забирает всю усталость, тревоги, обиды, наполняет тело силой, свежестью.
Надо идти дальше. Вставайте. Поднимите мешок, почувствуйте – он стал легче… Вы идете по полю среди цветов, стрекочут кузнечики, жужжат пчелы, поют птицы. Прислушайтесь к этим звукам… Впереди прозрачный ручеек. Вода в нем целебная, вкусная. Вы наклоняетесь к нему, опускаете ладошки в воду и пьете с удовольствием эту чистую и прохладную воду. Чувствуете, как она растекается приятно по всему телу прохладой. Внутри приятно и свежо, вы ощущаете легкость во всем теле. Хорошо! Войдите в воду. Она приятно ласкает ноги, снимает напряжение и усталость. Вы прыгаете с камушка на камушек, вам легко и радостно, мешок совсем не мешает, он стал ещё легче. Разноцветные брызги разлетаются и блестящими капельками освежают лицо, лоб, щеки, шею, все тело. Хорошо-о!
Вы легко перебрались на другой берег. Никакие препятствия не страшны.
На гладкой зеленой травке стоит чудесный белый домик. Дверь открыта и приветливо приглашает вас войти. Перед вами печка, можно посушиться. Вы садитесь рядом с ней и рассматриваете яркие язычки пламени. Они весело подпрыгивают, танцуя; подмигивают угольки. Приятное тепло ласкает лицо, руки, тело, ноги,. Становится уютно и спокойно. Добрый огонь забирает все ваши печали, усталость, грусть.
Посмотрите, ваш мешок опустел. Вы выходите из дома. Вы довольны и успокоены. Вы с радостью вдыхаете свежий воздух. Легкий ветерок ласкает ваши волосы, лицо, тело. Тело будто растворяется в воздухе, становится легким и невесомым. Вам очень хорошо. Ветерок наполняет ваш мешок радостью, добром, любовью.
Все это богатство вы отнесете в свой дом и поделитесь со своими детьми, родными, друзьями. (Пауза не менее 30 сек)
Теперь можете открыть глаза и улыбнуться – вы дома и вас любят.
10. Упражнение «Алея славы» аплодисменты
Цель: снижение психоэмоционального напряжение, создание «+» микроклимата, сплочение коллектива.
Время: 3 мин.
Психолог : Кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта? Возможно, он чувствует аплодисменты не только ушами, но и всем телом, всеми фибрами своей души, и это приятное волнение. У нас очень хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить вам игру.
Упражнение: Участники выстраиваются в две шеренги, поворачиваются лицом друг к другу и по очереди, проходят по «аллеи славы», когда участник проходит, остальные аплодируют.
Подведение итогов
Вопросы для обсуждения
• Как вы чувствовали себя во время занятий?
• Что понравилось, что не понравилось?
• Что было сложным для вас?
• Что было для вас важным?
• Какой опыт вы приобрели?
• Как новый опыт повлияет на вашу жизнь?