Шураева Оксана Витальевна
Развитие детей в игре на занятиях по хореографии
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие детей в игре на занятиях по хореографии.
Автор: Шураева Оксана Витальевна, педагог дополнительного образования-хореограф МБДОУ ЦРР- д/с № 60 «Березка» г. Орел.
Хореография для детей – это :
-формирование творческих способностей и эстетического вкуса;
-музыкально-ролевые игры, в ходе которых дети учатся двигаться под музыку, развивают музыкальный слух, определяют ритмический рисунок, знакомят с основами танца;
Публикация «Развитие детей в игре на занятиях по хореографии» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Хореография, ритмика. Конспекты занятий
- Темочки
-развитие воли, концентрации, внимания, восприятия, мышления, памяти;
-правильная осанка, красивая походка, лёгкость в движениях, гибкость и грациозность, эластичность связок и т. д.
У детей очень хорошо развито воображение. Игры позволяют им импровизировать, подражать - это способствует самовыражению в танце, ориентирует дальнейшее физическое духовное и эмоциональное развитие.
В младшем дошкольном возрасте хореография и игра тесно взаимосвязаны друг с другом. Игра является лучшим инструментом для педагога в обучении хореографии.
Главным условием успешной организации творческих игр является умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это возможно только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с неподдельным интересом, осознает замыслы детей, их настроение.
Детские танцы напоминают путешествие в сказочную страну, где все уважают и понимают друг друга. Танцевальное искусство объединяет всех ребят в дружный, сплоченный коллектив, в котором каждый ребенок раскрывает себя.
Движение – это одно из главных средств воспитания, которое жизненно необходимо в развитии ребенка. Игра – это универсальная возможность общения с детьми; ценное звено развития ребенка, инструмент внутреннего воспитания. Она гарантирует эмоциональное удовлетворение, формирует физическое и духовное развитие, раскрывает детскую активность, самостоятельность, воображение, наполняет занятия сказочностью и волшебством, и ни в какой другой деятельности ребенок так не заинтересован и раскрепощен как в игре.
Данная методическая разработка рассчитана для занятий хореографией с детьми в возрасте 5-6 лет.
Актуальность данной методической разработки заключается в исследовании и мониторинге детской игровой деятельности на занятиях хореографией и ее использовании на практике.
На занятиях дети танцуют под музыку, которая содержит различные образы, что благотворно влияет на развитие фантазии и воображения. Музыкально-ролевые игры позволяют детям представить себя персонажами сказок. Данный подход в обучении позволяет детям раскрыть себя в движении, развиваясь эмоционально и духовно.
Освоив базовый уровень хореографии дети во время игры чувствуют себя уверенней в коллективе. Они плодотворно взаимодействуют друг с другом и получают удовольствие от совместного творчества, в ходе этого взаимодействия укрепляются межличностные связи, формируется их способность к коммуникации.
Цель методической разработки: всестороннее развитие творческой личности ребенка на занятиях хореографией с применением игровых технологий.
Задачи методической разработки:
-формирование знаний в области хореографического искусства;
-развитие творческих способностей детей на занятиях хореографией;
- использование игровых технологий на занятиях хореографией;
-развитие нравственно- эстетических, духовных и физических качеств у детей младшего дошкольного возраста.
Игровые приемы используются в обучении детей различным предметам, в этом смысле занятия с детьми хореографией не являются исключением. Интегрируя богатый мир игр с обучением, мы приобретаем возможность сделать интересным запоминание любых бесполезных с точки зрения ребенка движений, комбинаций, учебных заданий. Организуя в игровой форме, их работу, мы формируем у детей желание овладеть предлагаемым учебным материалом без усилия с их стороны, принося радость и удовлетворения от их взаимодействия с игрой.
Основная часть
Занятие хореографией для детей – это не просто красиво и полезно, но ещё и сложно. Танцевальное искусство требуют трудолюбия, усердия и упорства, что иногда влечет за собой ряд трудностей. Музыкально-ролевые игры формируют у детей музыкальность и пластичность выразительности. Они предлагают определенный образ и передают в движении богатый мир чувств.
Детям дошкольного возраста свойственно фантазировать, они смело могут менять правила игры, тем самым усложняя ее содержание. Необходимо поддерживать такой творческий подход. Но при этом не забывать, что задача педагога умело создавать такие условия игры, при которых сохранялось бы ее основная цель- трансформировать обучение с применением игровых технологий в увлекательное для ребенка занятие. В организации таких занятий необходимо чувство меры, ведь детям свойственны азарт и увлеченность, которые могут нанести ущерб занятиям. В этот момент открывается роль педагога, который хоть и не принимает участие в игре, но очень внимательно наблюдает за ее участниками, корректирует их исполнение, поведение, дает оценки. Не следует, однако в одно занятие вводить сразу много игр. Окончание занятие должно быть ярким, запоминающимся и, конечно, содержать анализ.
Выбор игровых форм для занятий по хореографии зависит от возраста и физического развития детей. Для детей дошкольного возраста подходят детские подвижные игры. Их необходимо сопровождать считалками, песнями. Подвижные русские - народные игры лаконичны, выразительны, поэтому если педагог включает их в занятие, то оно становится ярче.
Необходимо определить игровые формы и приемы, которые необходимо использовать на занятии хореографией.
Начать хотелось бы с игрушки. Игра и игрушка в жизни детей неотделимы друг от друга. Она для ребенка понятна, он воспринимает ее как друга, она делает его радостным и счастливым. Поэтому необходимо использовать ее на занятиях хореографией. Игрушка должна быть не только красивая и интересная детям, но безопасная. Это главное условие для ее применения. Она не должна быть большой, так как это будем мешать ребенку с ней двигаться. Куклы, мишки, мячи, зонтики, лошадки- это самые доступные и приемлемые игрушки в танце. Они сделают более наполненным заданное педагогом движение, помогут ребенку точнее передать образ.
Фольклорные, игровые песни тоже могут стать формой для занятий по хореографии. Здесь необходим тщательный подбор, так как фольклорные песни чаще всего имеют «взрослое наполнение», которое может оттолкнуть детей. Проведя анализ известных игровых песен русского фольклора, рекомендую песни-игры, где дети находят образы понятные их возрасту.
Игры - превращения, где дети перевоплощаются в животных, птиц и т. д. развивают способности ребенка фантазировать и импровизировать.
Приложение
1. Занятие на формирование осанки.
Цель занятия : сформировать правильную осанку и умение воплощать музыкально–двигательный образ.
Задачи:
-формировать навыки самовыражения, используя двигательный образ;
-развивать пластичность, выразительность, легкость.
-воспитывать умение эмоционального самовыражения, непринужденности и творчества в движениях, художественно – эстетический вкус.
Оборудование: ноутбук.
Ход занятия:
Дети входят в зал. Построение. Поклон.
Педагог: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в «Волшебный сад». Сад сказочный и ждет нас. Вы готовы? (дети отвечают)
Упражнение для ног.
Педагог:
Мы шагаем по дорожке – поднимаем выше ножки!
(дети выполняют общеразвивающие упражнения по кругу : шаги с носка, шаги на пятках, пяточки- носочки, «цапля», «лошадки», топотушки, бег на полупальцах, различный по характеру бег, с работой рук, шаги с хлопками.)
Упражнения для шеи, плеч и туловища
Педагог:
Мы пришли в «Волшебный сад» собирать наш виноград!
Поглядим по сторонам – ягодки и тут, и там!
(дети выполняют повороты головы направо и налево,
наклоны вперед и назад, круговые движения головой.)
Педагог:
Ягодки мы собираем, но колени не сгибаем.
(дети выполняют потягивание руками на верх- port de bras ; наклоны вперёд, назад, из стороны в сторону.)
Педагог:
Мы сложили все в лукошко, отдохнем сейчас немножко!
(дети садятся на коврики с вытянутыми в коленях ногами)
Педагог:
Рядом птички пролетали и водичку попивали!
(дети вытягивают и сокращают стопы, делают круговые движения en dedans- en dehors)
Всех мы птичек угостим, ягодки предложим им!
(дети делают наклоны вперед – складку,наклоны из стороны в сторону и круговые движения корпуса с раскрытыми ногами.)
Педагог:
Ой, ребята, посмотрите – мышку в гости к нам пустите!
(дети опираются на руках и приподнимают ягодицы от пола с прямыми ногами.)
Педагог:
Мы веселые ребята!Прыгают к нам лягуша!
Ква,ква, ква – ква,ква,ква!Дружно скачет детвора!
(дети выполняют прыжки на двух ногах по шестой позиции, прыжки на одной ножке и прыжки вокруг себя и т. д.)
Педагог:
Приглашаем всех ребят посмотреть наш Чудо – сад!
Дружно встанем в хоровод. Нас игра ребята ждет!
(дети встают в круг,педагог выбирает ведущего ребенка – Волка.
Волк выходит в круг. Дети берут в руки воображаемый апельсин и произносят слова:
-«Мы делили апельсин. Много нас,а он один!
Это долька - для ежа. (показывают мизинчик.)
Это долька - для чижа. (показывают безымянный пальчик)
Эта долька – для лисицы. (показывают средний пальчик)
Это долька – для куницы. (показывают указательный пальчик)
Ну, а волку – кожура! Разбегайтесь кто –куда (дети разбегаются,а волк их догоняет.
Игра проводится несколько раз.
Педагог:
Все мы весело играли,а теперь станцуйте в паре!
(дети встают в пары и танцуют «танец маленьких утят»)
Педагог:
До свидания Чудо – сад! Возвращаемся назад!
Было весело с тобой! Нам пора идти домой!
Завершение занятия. Поклон.
В дошкольном возрасте дети интенсивно растут и развиваются. Возникает острая потребность в движении. И если эти движения преподносятся им в интересной игровой форме, имитируя животных, птиц, и ко всему этому добавляется музыкальное сопровождение – то это благоприятно влияет на эмоциональный мир ребёнка.
Движение и игра – важнейшие звенья в жизнедеятельности детей, они всегда готовы двигаться и играть – это ведущий вид деятельности.
Подражание является самым доступным способом восприятия любой двигательной деятельности, дети получают представление о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота танца – это совершенство движений и линий человеческого тела, лёгкость, грация. С подражания формируется познание ребёнком техники движений и танцевальных упражнений. Развитие танцевального творчества – это одна из главных задач детского объединения. Обучение детей отдельным движениям и танцам является подготовкой к творчеству.
Музыкальное сопровождение должно соответствовать возрастному критерию, должно иметь свою драматургию, которая сможет активизировать воображение, направить её, побудить развитию творческого потенциала.
Дети, играя, развиваются гораздо легче, осваивая и выполняя задания с удовольствием.
Занятия танцами дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя.
Таким образом, с первых занятий ребенка в хореографическом коллективе, необходимо формировать его эмоциональную выразительность, а также музыкальность, что в свою очередь способствует успешному развитию личности, а сам процесс занятий приносит детям истинное наслаждение и способность к творческому самовыражению.
Список использованной литературы
1. Авторская система пластики “Школа гармоничной Пластики и Танца”. Составитель Т. С. Преображенская-Николаенко. Журнал “Танец” (№ 1/1997, журнал “Натали” (№№2, 4, 6, 9, 12/1997).
2. Бекина С. И., Ломова Т. П. Музыка и движение. М. : Музыка, 1984.
3. Воскресенская Т. Заметки о чтении с листа в классе аккомпанемента // О мастерстве ансамблиста. Сб. науч. трудов. – Л. : Изд-во ЛОЛГК, 1986.
4. Ерохина О. В. «Школа танцев для детей». Феникс, 2003
5. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. – М. : Музыка, 1961.
6. Музыкальное движение. С. Руднева, Э. Фиш. Методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. СПб, 2000.
7. Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. В. «Учите детей танцевать».- М. : Музыка, 1961. –
8. Работа актера над собой. К. С. Станиславский. Собр. соч., т. 2, М., 1989.
9. Учебно-методическое пособие для преподавателей танцев и ритмики «Ритмика». Пермь, 1997.