Анастасия Бородина
Развитие детей дошкольного возраста посредством сказок
▼ Скачать + Заказать документы
Литература незаменимое средство эстетического воспитания ребенка
дошкольного возраста. Детская литература - это комплекс произведений, созданных специально для детей с учетом психофизиологических особенностей
их развития. Среди читателей бытует мнение о том, что детскую литературу составляют произведения, которые человек в своей жизни читает трижды: будучи
ребенком, став родителем и приобретя статус бабушки или дедушки.
Сказка имеет большое познавательное и воспитательное воздействие,
Публикация «Развитие детей дошкольного возраста посредством сказок» размещена в разделах
в этом заключается актуальность данной темы. Нам важно рассмотреть сказку в контексте ценностной и образной системы культуры, умевшей вполне воспринять и понять ее. Обратившись к научному полю рассмотрения природы сказки, прежде всего, мы могли бы отметить практическое отсутствие собственно интерпретаций, а также преобладание общих положений вроде широко известного «сказка учит различать добро и зло>>, озадачивающего читателя сложностью приложения к конкретному тексту, в совокупности с устойчивой тенденцией поиска морали, особенно характерной для толкования в психолого педагогическом контексте. Значительно менее в сказковедении представлен подход, в основе которого раскрывается «смысложизненное>> содержание сказки как художественного воплощения мировоззрения народа в его исторической
динамике и национальном колорите.
Среди многих жанров устной прозы (сказки, предания, сказы, былины, легенды) сказка занимает особое место. Издавна считалось, что это не только самый распространенный, но и необычайно любимый жанр детей всех возрастов.
В сказках дети впервые знакомятся с разнообразными увлекательными сюжетами, богатым поэтическим языком, активно действующими героями, которые постоянно решают трудные задачи и побеждают враждебные народу силы.
Сказка - это произведение, которое понятно ребенку. Сказки обладают
глубочайшим знанием, смыслом, они действительно попадают в самую точку,
когда речь идет об основных всеобщих эмоциях: любви, ненависти, страхе, гневе, чувстве одиночества и утраты
Сказка, кроме того, выполняет функцию социализации, она приобщает
новое поколение к общечеловеческому и этническому опыту. Таким
образом, дети увеличивают свой словарный запас, тем самым
знакомясь с миром в котором они живут, учатся отличать добро и зло, любить ближних, совершать хорошие поступки, у них появляется чувство сострадания, что очень важно привить в младшем дошкольном возрасте, чтобы в дальнейшей жизни дети могли помогать нуждающимся
Л. Б. Фесюкова предлагает следующие методы работы со сказкой :
1. Сочинительство сказок от смешного стишка, от считалки, от загадки, от грамматической арифметики, от фразеологизмов, от задачки, от страшной истории, от просто стишков, от потешек, кричалок, а также от других форм малого фольклора, от фантастических явлений и бытовых предметов, от шуточных вопросов и превращений, от кратких историй и одного слова. Кроме того, можно рассказать сказку о живых каплях и кляксах (например, по рисункам М. Шемякина, о чудовищах по смешанным образам, о фантастических странах и любимых игрушках, о временах года, запахах, звуках, а также по аналогии с известными сказками, по комическим картинкам, по завуалированным картинкам
2. Использование в различных вариантах уже готовых известных текстов:
введение героев в новые обстоятельства, создание коллажа из сказок (салат из сказок, продолжение знакомой сказки, изменение готовой ситуации, перевирание сказки, рассказывание знакомой сказки по-новому, моделирование, создание нового окончания сказки и еще много других вариантов.
Посредством детской литературы осуществляется эмоциональное до-
школьника, развитие всей его познавательных процессов и способностей. Эстетическое воспитание ребенка средствами литературы предполагает развитие его художественных потребностей, эмоций и чувств. Именно в дошкольный период у ребенка складываются предпосылки для развития литературных и художественных способностей.