Бондаренко Кристина
Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар. Она приобретается благодаря совместной работе не только логопедов, но и педагогов и родителей. Для такой речи, в первую очередь, характерно правильное произношение звуков. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Неправильное звукопроизношение может явиться причиной отклонений в развитии таких психических функций, как мышление, память, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.
Публикация «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
От подвижности и дифференцированной работы органов артикуляционного аппарата зависит правильное произношение различных звуков. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Развитию артикуляционной моторики способствует артикуляционная гимнастика.
Изучением особенностей строения артикуляционного аппарата занимались известные теоретики и практики логопедии: О. В. Правдина, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичёва, М. Е. Хватцев и др.
Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. Основной целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений органов речи, необходимых для правильного произнесения звуков, подготовка речевого аппарата к речевым нагрузкам.
Различают 2 вида артикуляционных упражнений :
• динамические упражнения- упражнения, которые вырабатывают подвижность губ и языка, облегчают их переключаемость и координацию («Часики», «Качели», «Футбол», «Лошадка», «Маляр», «Вкусное варенье», «Чистим зубки» и др.).
• статические упражнения- упражнения, которые позволяют ребёнку научиться удерживать правильную артикуляционную позу на протяжении нескольких секунд («Бегемот», «Ворота», «Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка», «Горка», «Грибок» и др.).
По мнению Т. Б. Филичевой, при подготовке к постановке каждого очередного звука логопед должен выбирать из всех перечисленных упражнений только те, которые он считает необходимыми, сообразуясь с артикуляцией фонемы, которую будет ставить, и с особенностями органов артикуляционного аппарата ребенка[2].
Как считает М. Ф. Фомичева, упражнения для развития артикуляционной моторики объединены в комплексы. Каждый комплекс имеет определенную направленность:
I. Упражнения, которые вырабатывают основные положения и движения органов артикуляционного аппарата.
II. Упражнения, которые подготавливают артикуляционный аппарат для правильного произнесения свистящих звуков.
III. Упражнения, которые подготавливают артикуляционный аппарат для правильного произнесения шипящих звуков.
IV. Упражнения, которые подготавливают артикуляционный аппарат для правильного произнесения звуков [л], [л'].
V. Упражнения, которые подготавливают артикуляционный аппарат для правильного произнесения звуков [р], [р'][1].
Во всех возрастных группах могут использоваться одни и те же комплексы, но в зависимости от возраста, требования к выполнению упражнений будут меняться.
С детьми второй младшей группы упражнения проводят в игровой форме. На этом этапе дети должны усвоить простейшие навыки, которые помогут развить движения артикуляционного аппарата.
В средней группе для артикуляционной гимнастики также используют игровые приемы. На основе приобретенных детьми простейших навыков движения органов артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются, соответственно повышаются и требования к выполнению артикуляционной гимнастики.
В старшей группе дети должны научиться плавно, быстро, легко переключать органы артикуляционного аппарата с одного положения и движения на другое. Нужно следить за устойчивостью и точностью конечного результата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений. Движения можно проводить в любом темпе, так как они становятся правильными и легкими. После отработки комплекса на определенную группу звуков в артикуляционную гимнастику рекомендуется включать звукоподражания на этот звук.
В подготовительной к школе группе занятия так же проводятся в игровой форме, педагог должен уделять внимание не только развитию артикуляционной моторики, но и фонематического слуха. Для этого в артикуляционную гимнастику включают упражнения на дифференциацию различных звуков: а) гласных; б) взрывных согласных; в) носовых и сонорных; г) губных и язычных; д) взрывных и щелевых; е) переднеязычных и заднеязычных.
По мнению О. В. Правдиной, чтобы закрепить приобретенные у детей двигательные навыки, проводить артикуляционную гимнастику нужно каждый день. Желательно выполнять упражнения 3-4 раза в день в течение трех-пяти минут. На одном занятии не следует давать детям более 2-3 упражнений, а к последующим упражнениям надо переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. При затруднениях в выполнении упражнений надо вернуться к более простому, старому материалу. Для его закрепления педагог придумывает новые игровые приемы.
Занятия должны быть интересны для ребенка, и дадут наилучший результат, если их проводить эмоционально, в форме игры. Ребенку легче запомнить движение, если оно имеет свое название или образ. А для того, чтобы ему не надоело выполнять одно и тоже движение длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий. Например, упражнение «Трубочка» можно назвать по-разному «Шея у жирафа», «Хобот у слона», «Поцелуй» и др.
В комплекс включаются 2-3 статических упражнения и 2-3 динамических упражнения. Начинать гимнастику следует со статических упражнений, их выполняют по 10-15 секунд. Чтобы выработать у ребенка устойчивость наиболее важных положений губ, языка, некоторые упражнения выполняются под счет, который ведет педагог.
Так как упражняемая мышца очень быстро истощается, то на первом занятии рекомендуется повторять упражнение 2-3 раза, в последующем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.
Артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя, без напряжения. Размещать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. В свою очередь он должен видеть, как выполняет упражнение каждый ребенок. Для этого детей можно посадить за столы или полукругом перед педагогом.
Выполнять все упражнения надо поэтапно, в последовательности, указанной педагогом, идти от простых упражнений к более сложным. Он организует работу следующим образом: рассказывает о новом упражнении; показывает, как его выполнять; упражнение выполняют все дети; воспитатель проверяет правильность выполнения по подгруппам (не более пяти человек).
Сначала при выполнении артикуляционной гимнастики наблюдается скованность движений органов артикуляционного аппарата. Со временем напряжение исчезает, движения становятся более координированными. Не у всех детей одновременно получается овладеть двигательными навыками, поэтому подход педагога должен быть индивидуальным. Если у ребенка не получается выполнить какое-то упражнение, нужно подбодрить его, показать ему его достижения («Смотри, Саша, какой у тебя послушный язычок!»). Если педагог видит, что группа в основном справляется с выполнением упражнения и только некоторым детям оно не совсем удается, он проводит с этими последними дополнительно индивидуальную работу или дает задание родителям отработать движения дома (по одной-две минуты 2 раза в день — утром и вечером).
Если логопед поставил ребенку звуки, надо их постепенно вводить в речь, т. е. учить правильно употреблять звук в слогах, словах, а затем во фразовой речи.
Т. о., для развития артикуляционной моторики требуется длительная и систематическая работа логопеда, педагогов и родителей.
Литература:
1. Фомичева М. Ф., Волосовец Т. В., Кутепова Е. Н. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. М. : «Академия», 2002.
2. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. М. : «Просвещение», 1989.
3. Правдина О. В. Логопедия. / Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов М. : «Просвещение», 1973.