Здорикова Ирина Михайловна
«Использование физминуток для развития пальцевой моторики у детей с нарушением речи». Отчёт по самообразованию
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Веточка»городского поселения «Рабочий посёлок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края
Отчёт по самообразованию по теме :
«Использование физминуток для развития пальцевой моторики у детей с нарушением речи».
составила:
воспитатель
Герасимова
Ирина
Михайловна
2017г.
Ванино
Использование физминуток для развития пальцевой моторики у детей с нарушением речи
Публикация «„Использование физминуток для развития пальцевой моторики у детей с нарушением речи“, Отчёт по самообразованию» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Физминутки, физкультминутки, динамические паузы
- Темочки
Рука- это вышедший наружу мозг человека
И. Кант
Научные источники методики
Мелкая моторика – это совокупность координированных движений кистей и пальцев рук. Известный педагог В. А. Сухомлинский (1928-1970г.) писал, что "ум ребенка, истоки его способностей и дарований находятся на кончиках пальцев". Он же отмечал: "Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем… ярче творческая стихия детского разума". В середине 80-х годов исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (Антакова-Фомина Л. В., Кольцова М. М., Исенина Е. И.) было установлено, что уровень умственного и речевого развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Кроме того, положительное влияние развития мелкой моторики на интеллект и речь ребенка подтверждены в трудах М. Монтессори, Д. Сели, Н. А. Бернштейна, В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, Р. Гнатадзе, Ю. Луговской, И. Павленко. У. В. Ульенковой, О. Н. Усановой, М. М. Безруких.
Современными исследованиями физиологов установлено, что занятия мелкой моторикой улучшают также : внимание ребенка, его работоспособность, память, творческие возможности. Причина столь обширного влияния кроется в значительном представительстве кистей рук в коре головного мозга. Установлено, что зона, отвечающая за движения кистями и пальцами рук, занимает ОДНУ ТРЕТЬ всей моторной области и расположена в непосредственной близости от речевой зоны.
Цель методики
Без вспомогательных средств, используя занимательные пальчиковые упражнения в сочетании с речевым сопровождением (стихотворными текстами, активизировать около половины всей двигательной зоны в коре головного мозга, и, тем самым, обеспечить эффективное развитие мелкой моторики, речи детей и прочих важнейших психических функций.
Краткое описание методики
Учеными – физиологами установлено, что зона в коре головного мозга, отвечающая за движения кистями и пальцами рук, занимает ОДНУ ТРЕТЬ и расположена в непосредственной близости от речевой зоны.
Еще ОДНУ ЧЕТВЕРТЬ занимает проекция органов артикуляции. Автор Т. А. Ткаченко предположила, что во время сочетания пальчиковых упражнений с активной речью ребенка, охват моторной зоны возрастает до ПОЛОВИНЫ, а значит, заметно увеличивается развивающий эффект от занятий.
Было установлено – если пальчиковую гимнастику проводить стоя, примерно в середине занятия, сопровождать ее стихотворными текстами, то она не потребует дополнительного времени от педагогов, и послужит двум важным целям одновременно: развитию мелкой моторики и речи. Кроме того, динамическая пауза поможет детям снять статическую нагрузку, связанную с сидением, повысить работоспособность и активность.
Оказался выраженным и коррекционный эффект от подобных физминуток - проговаривание стихов одновременно с выполнением движений, заметно ритмизует речь, делает ее более четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие детей.
В настоящее время автором составлено более 100 подобных миниатюр, то есть занимательных стихотворений с описанием соответствующих пальчиковых движений.
Коррекционное значение методики
Многолетний опыт подтверждает, что у 80-ти процентов детей с различными проблемами развития (нарушение речи, СДВГ, дефекты опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития и пр.) движения пальчиков слабые, скованные, некоординированные, их темп замедленный, то есть для этой категории дошкольников, посещающих ДОУ, данная методика имеет особую значимость.
В настоящее время рядом исследователей (М. И. Кольцова, Е. И. Исенина, А. В. Антакова-Фомина и др.) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. А сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения у них заикания. В специальной литературе (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, М. В. Ипполитова, О. С. Бот) имеется описание приемов для развития и совершенствования моторики пальцев рук у детей с нарушениями речи, приведены разнообразные игры и упражнения, помогающие этому. Однако учитывая важность проблемы, а также большую плотность всех занятий, в эксперименте попробовали возложить эту работу на воспитателей. Они сначала занимались с детьми индивидуально в сводное от занятий время. Но такая эпизодическая деятельность не могла дать заметного положительного эффекта. Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной, выделив для этого время в занятиях воспитателя.
Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышая работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальцевую гимнастику стоя, примерно в середине занятий воспитателя, такая гимнастика, послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени.
Однако традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей.
Известно, что длительность физкультминутки в одном занятии составляет 2-3 минуты. Следовательно на трех занятиях будет затрачено время для развития пальцевой моторики 6-9 минут в день. Целесообразно проводить физкультминутки в середине занятий.
Текст физкультпаузы должен содержать большее количество разнообразных пальцевых движений и они по смыслу сочетались бы с произносимыми стихами. В начале работы у большинства детей наблюдается ряд трудностей: пальцы малоподвижны, их движения не точны, темп даже самых легких упражнений замедлен. Уже через четыре месяца дети овладели самыми сложными упражнениями. Дети быстрее овладели правильным произношением звуков. При обучении элементам письма дети продемонстрировали лучший нажим, вели «уверенные» линии, ровнее держали строчку, сохраняли наклон, уверено справлялись с требованиями по изобразительной деятельности.
Физкультминутки дают возможность детям «конструировать» из пальцев различные предметы и объекты, дети изображают собак, кошек, деревья.
Такая необычная игровая деятельность вызывает у ребят интерес и эмоциональный настрой, что позволяет предельно мобилизовать их внимание. Желание детей быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулировало запоминание. Разученные упражнения-сценки дети по собственной инициативе воспроизводят в самостоятельных играх. Включая, упражнения на развитие пальцевой моторики в физкультминутки на занятиях воспитателей играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи. По нашему предположению такой подход позволяет:
Регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.
Совершенствовать внимание и память – психические процессы, тесно связанные с речью.
Облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма.
При обучении письму возникают противоречия между возрастными психофизиологическими особенностями ребенка - его быстрой утомляемостью, быстрой сменой процессов возбуждения и торможения и дидактическими задачами обучения навыками письма.
Чтобы избежать негативных последствий при обучении письму, разработана система упражнений, позволяющая каждому ребенку постепенно, без утомления, с максимальным учетом его индивидуальных особенностей подготовиться к данному виду деятельности. Занятия с детьми шестилетнего возраста рекомендуется начинать в сентябре с подготовительного этапа. При этом тренировку моторики и пальцев рук и обучение графическим навыкам следует проводить параллельно.
В специальной литературе (Н. С. Жукова, Е. Н. Мастюкова, Т. Б. Филичева, М. В. Ипполитова, О. С. Бот) имеется описание приёмов для развития и совершенствования моторики пальцев рук у детей с нарушениями речи, приведены разнообразные игры и упражнения, способствующие этому.
Однако, учитывая важность проблемы, а также большую плотность всех занятий логопеда, занятия по развитию графических навыков (Подготовка к письму) рекомендуются проводить воспитателем. Для достижения большего результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной, выделив её в самостоятельный вид занятий воспитателя «Подготовка к письму».
Физминутка - как элемент двигательной активности способствует переключению на другой вид деятельности, что повышает работоспособность, предупреждает переутомление.
Традиционно физминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Для дошкольников логопедических групп проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта.
«Пальчиковые и жестовые игры, как средство развития моторики и речи у детей».
В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.
Если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает – задерживается и развитие речи. Ученые отмечают большое стимулирующее значение функций руки. Дело в том, что, рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому развитию кисти принадлежит важная роль формирования головного мозга и становления речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву последующего развития речи. Практика показывает: чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование детской речи, профилактику и коррекцию речевых нарушений.
Я поставила перед собой цель: формировать и развивать речь дошкольников с включением в непосредственно образовательную и игровую деятельность игрового метода обучения (пальчиковые и жестовые игры). Потому что чем больше внимания я буду уделять кистям (поглаживание и разминание пальчиков, загибание и разгибание их, тем активнее у них развиваются мозг и речь. Если речь ребенка развивается нормально, все равно нужно заботиться о развитии у него тонких движений пальцев рук. Создать условия для развития речи дошкольников через пальчиковые и жестовые игры.
В-первую очередь, я начала свою работу с изучения педагогических условий проведения пальчиковых игр как средства профилактики нарушения речи детей и методической литературы Т. А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику», Е. Косина «Пальчиковая гимнастика», Е. Г. Сайкина, Ж. Е. Фирилева «Физкульт – привет минуткам и паузам!» (упражнения на развитие подвижности пальцев и рук, Л. П. Савина «Пальчиковая гимнастика», А. Е. Белая, В. И. Мирясова «Играем пальчиками и развиваем речь», Ю. Соколова «Игры с пальчиками». Статьи в журналах «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», отобрала нужную информацию для дальнейшей систематической работы с детьми. Провела диагностику, поняла, что работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, только тогда может быть, достигнут наибольший эффект. Стала создавать адекватную возрастным особенностям предметно – развивающую среду, используя разнообразный материал:
- мозаика (мелкая и крупная);
- бусы и пуговицы разной величины;
- свободные катушки для наматывания на них ниток и веревок;
- дощечки с множеством отверстий или от мозаики для «вышивания» шнуром или мягкой проволокой;
- различные виды застежек: молнии, пуговицы, кнопки, крючки, шнуровка;
- пособия для шнуровки;
- наборы веревочек разной длины и ширины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек;
- наборы пластмассовых и деревянных палочек;
- разнообразные мелкие игрушки;
- массажные мячи;
- игры с резиночками;
В своей работе использую разнообразные формы работы с детьми. Наиболее продуктивными в решении поставленной задачи являются пальчиковые игры, которые дают наиболее значимый эффект. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Поэтому пальчиковые игры очень важны для ребенка. Регулярное проведение пальчиковых игр и упражнений стали способствовать поддержанию хорошего тонуса у детей. Перед игрой мы с детьми обсуждаем ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготовить малышей к правильному выполнению упражнений, но и создает необходимый эмоциональный настрой.
Слежу за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Добиваюсь, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.
Использование пальчиковых игр и упражнений помогли детям :
- овладеть навыком мелкой моторика;
– улучшить произношение и обогатить лексику;
- развить внимание, терпение, внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;
- улучшить психические процессы (внимание, мышление, память);
- снять тревожность;
- проявлять творческие способности.
Игры с пальчиками – уникальное средство для развития речи, поэтому использую их на каждом занятии. Такие игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй. Стихи привлекают детей и легко запоминаются. Игры очень увлекательны и способствуют взаимопониманию между детьми и взрослыми. Забавные персонажи пальчиковых игр просты и понятны детям.
Таким образом, пальчиковые игры, жестовые игры, игры со шнуровками, мозайками, самомассаж - все это способствовало развитию мелкой моторики рук и повышению умственной деятельности ребенка, психических процессов (внимание, память, развили речевые способности детей, коммуникабельность.
Для себя сделала вывод, что разнообразие пособий вызвали у детей интерес к пальчиковым играм, активизировались творческие способности. Кисти рук и пальцев у детей приобрели силу, хорошую подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. У воспитанников наблюдалась положительная динамика уровня развития речи, что позволяет сделать вывод о стабильности полученных результатов. Для многих родителей уже не представляет секрета тот факт, что умственное развитие ребенка и постановка его речи очень сильно зависит от развитости мелкой моторики.
Опыт работы с дошкольниками подтвердил, что уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.