Наталья Мозговая
Развитие артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с применением средств игровых технологий В. В. Воскобовича
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из основных направлений моей работы является формирование речи детей дошкольного возраста. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий становления нормального звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Ребенок с плохой артикуляцией отстает в овладении звуков родного языка, а в дальнейшем словарем и грамматическим строем речи затрудняется во владении навыками письма и как следствие не успевает в школе по русскому языку.
Публикация «Развитие артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с применением средств игровых технологий В, В, Воскобовича» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Актуальность данной проблемы определяется увеличением количества детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения (практически в любой возрастной группе детского сада).
Чтобы эта проблема не возникла в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Поскольку с января 2019 года МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 29 с. Красный Октябрь» является региональной инновационной площадкой по апробации игровых технологий В. В. Воскобовича, я решила объединить артикуляционную гимнастику с играми В. В. Воскобовича.
Я поставила перед собой цель научить детей говорить четко, чисто и правильно.
Для достижения этой цели необходимо: научить ребенка формировать и удерживать определенную артикуляционную позу, воспитывать у детей интерес к артикуляционной гимнастике, формировать у детей желание заниматься.
Aртикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Для чего необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой?
1. Благодаря своевременному началу занятий, дети, не имеющие грубых нарушений звукопроизношения, сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнё т заниматься логопед: их речевой аппарат будет уже подготовлен.
3. Aртикуляционная гимнастика очень полезна всем детям для хорошей дикции. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму
на начальном этапе.
4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научится говорить правильно, чётко и красиво.
В каждом возрастном периоде у детей имеются свои недостатки в звуковой культуре речи. Соответственно и в каждом возрасте требуется определенный вид работы над выработкой правильного звукопроизношения.
Начала с того, что составила перспективный план работы. Собрала комплексы артикуляционных упражнений для отдельных групп звуков, комплекс для отработки основных движений и положений языка, упражнения для выработки речевого дыхания.
В младшей группе основная работа направлена на произношение гласных звуков и звуков раннего онтогинеза (м, мь, п, пь, б, бь, в, вь, ф, фь, к, кь, т, ть, д, дь, х, хь).
Работа в средней группе направлена на формирование и закрепление правильного произношения всех звуков, в том числе свистящих (с, сь, з, зь, ц).
В старшей группе – работа направлена на овладение правильным произношением сонорных и шипящих звуков (ш, ж, ч, щ, р, рь, л, ль).
Подготовительная группа - совершенствование правильного и четкого произнесения всех звуков.
Рекомендации по проведению артикуляционную гимнастику : нужно проводить регулярно, поскольку лишь систематические тренировки приведут к устойчивому и видимому эффекту.
Артикуляционная гимнастика не должна превратиться для ребёнка в ежедневную пытку, поэтому проводить её следует максимально эмоционально, в развлекательной форме. Обязательно повторять и закреплять ранее пройденные упражнения, следуя важному правилу – из вновь вводимых игр лишь одна должна быть новой.
Выполняем упражнения в игровой форме, от простых к сложным. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого. Воспитатель рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Показывает его выполнение. Далее упражнение делают дети, а воспитатель их контролирует.
Начинать гимнастику лучше с дыхательных упражнений (1 – 2 упражнения). Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Для лучшего развития артикуляционной моторики у дошкольников использую игровые технологии В. В. Воскобовича – «Фиолетовый лес» и «Коврограф Ларчик». Игры разнообразны, увлекательны, мобильны, многофункциональны. С помощью одной игры можно решать несколько образовательных задач. Игры являются эффективным средством развития артикуляционной моторики, совершенствуют связную речь, мышление, воображение, внимание.
Рассмотрим адаптированные нами развивающие игры В. В. Воскобовича для развития артикуляционной моторики :
Развивающая среда «Фиолетовый Лес» позволяет решать множество образовательных задач. «Фиолетовый лес» включает в себя множество красочных и разнообразных элементов, а так же сказочных персонажей. Каждую развивающую игру в Фиолетовом лесу сопровождает увлекательная сказка, которая помогает ребенку быстрее запомнить артикуляционные упражнения и не потерять интерес. В сюжете сказки дети помогают героям, выполняя различные задания и упражнения. На примере : Сказка «Жил веселый Лопушок» (дети растягивают губы в улыбке, выполняя язычком произвольные движения в быстром темпе).
Сказки помогают развивать воображение, фантазию и творческий потенциал.
Выполнение нетрадиционных заданий различного уровня сложности способствует развитию речи и формированию раннего креативного мышления у детей.
Дети в ходе увлекательного игрового процесса совершают новые открытия и получают эмоциональное удовлетворение от выполненных задач. Добрые герои сказок помогают ребенку в игровой форме освоить выполнять артикуляционную гимнастику, но и развить речь в целом, учат малыша общению и взаимопониманию.
Коврограф «Ларчик» Игра «Что принес с собой Лопушок» Используется атрибут «Гусеница Фифа» из «Коврографа Ларчик». Дети выполняют те артикуляционные или дыхательные упражнения, картинки которых были прикреплены на части тела гусеницы.
«Лабиринт» -используются разноцветные липкие линии, затем в нем размещаются картинки с артикуляционными или дыхательными упражнениями. Проходя лабиринт, выполняют артикуляционную гимнастику.
«Часики» - детям предлагается сделать часы из разноцветных линий липучек ларчика, в середину круга прикрепить стрелки и прикрепить картинки с изображением артикуляционной гимнастики.
«Посмотри, как я могу» - детям предлагается вспомнить понравившихся им героев из «Коврографа Ларчик», прикрепить на зеркало его образ и показать ему необходимые артикуляционные упражнения.
Сказка Лип-липа для Ляп-ляпа» дети садятся перед зеркалом, педагог предлагает вместе с героем Лип-липом рассказать сказку Ляп-ляпу и отправиться с героями в Фиолетовый лес, проходя который дети выполняют совместно с героями артикуляционную гимнастику и дыхательные упражнения.
«Артикуляционная гимнастика и «Соты» ребенку предлагают назвать или описать фигуру, достать ее и выполнить то упражнение, которое под ней спрятано.
Итак, сегодня мы затронули важный и актуальный вопрос артикуляционная гимнастика в работе воспитателя ДОУ, которая является основой правильного звукопроизношения. Поэтому, чем раньше мы с вами начнем развивать артикуляционный аппарат детей и привлекать к этому родителей, тем больше у нас
в дальнейшем будет детей с правильным звукопроизношением и развитой речь.