Вера Вокуева
Конспект занятия с элементами ТРИЗ «Мир эмоций» для старшей и подготовительной групп
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Кораблик»
Конспект
Тема: «Мир эмоций»
Педагог - психолог: Вокуева В. И.
п. Березово 2019 г
Образовательная область: Познавательное развитие
Вид деятельности: непосредственно образовательный
Возрастная группа : старшая - подготовительная
Тема: «Мир эмоций с элементами ТРИЗ».
Цель:
Публикация «Конспект занятия с элементами ТРИЗ „Мир эмоций“ для старшей и подготовительной групп» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- посредством элементов ТРИЗ формировать представления о различных эмоциональных состояниях, развивать коммуникативные навыки дошкольников.
Задачи:
Образовательные задачи:
- активизировать и обогащать словарь детей;
- обобщить и закрепить знания детей об эмоциях;
Развивающие:
- развивать мышление, память, воображение, зрительное внимание;
- развивать логическое мышление, воображение, фантазию детей;
- учиться отвечать на вопросы развернутыми предложениями.
Воспитательные:
- закреплять знания детей об эмоциях человека и важности их в жизни;
- развивать коммуникативные навыки, руководствуясь принципами доверия, поддержки, творчества и успеха;
- развивать речь детей и обогащать словарный запас.
- создать положительный эмоциональный настрой.
Структура занятия :
1 этап Организационный момент
• Психологический настрой «Давайте поздороваемся»
Цель: Создание эмоционального настроя, развитие групповой сплоченности детей.
Действия детей и педагога-психолога: Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, улыбнёмся друг другу. На слог здравст - хлопнуть в ладоши над головой, на слог вуй - хлопнуть в ладоши за спиной, на слог те - хлопнуть себя по коленкам.
Скажите, дети «у нас получились четкие ритмичные хлопки? Кто ошибался? Почему?» (Отметить лучших).
«Скажите мне, всем было приятно здороваться? Какие эмоции вы испытывали, приветствуя друг друга?» (Дети рассказывают, какие они испытали эмоции).
2 этап Основная часть занятия
• Интеллектуальная разминка
Цель: Развитие мыслительных операций, умения быстро отвечать на поставленный вопрос, понимать инструкции ведущего с первого раза.
Пособия и материалы: мяч.
Действия детей и педагога-психолога: А чтобы проверить, какие вы внимательные, мы с вами проведем разминку.
• Игра «Наоборот». Я буду называть вам разные слова, при этом бросать мяч кому-нибудь из вас, тот, кто поймает мяч, будет говорить их противоположные значения. Давайте потренируемся: скажу я слово высокий, вы скажете мне: низкий. Скажу я слово далекий, вы скажете мне…. Поняли задание? (Психолог кидает ребенку мяч и называет слово, ребенок говорит слово наоборот)
веселый — грустный
бодрый — усталый
довольный — сердитый
смелый — трусливый
медленный — быстрый
злой — добрый
радостный — печальный
старый - молодой
сильный – слабый
здоровый – больной
вежливый - грубый
сытый – голодный
ленивый – трудолюбивый
Ребята, скажите, вам трудно было подбирать противоположные слова? У кого это получалось лучше?
• Игра «Хорошо – плохо»
Ребята скажите, «ребенок прыгает, скачет, громко кричит?»
когда хорошо? (весело, хорошее настроение, что то подарили и т. д.)
когда плохо? (шумно, может заболеть голова у мамы или бабушки, раздражает, что то может уронить, сломать и т. д.)
Это эмоции, которые проявляет человек.
Неспроста, сегодня на мне костюм смайлика и занятие называется «В Мире эмоций». Сегодня мы будем знакомиться с эмоциями, которые испытывает человек. Будем учиться узнавать эмоции и выражать их с помощью мимики, жестов и слов, а также внимательно слушать и правильно выполнять различные задания, быть дружными, понимать друг друга.
• Игра "Да-нет-ка".
Цель: научить детей задавать вопросы, научить отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира, научиться слушать других, быть внимательным (не повторять вопросы).
Детям показываю "черный ящик" (коробочка с картинками)
«Вы должны отгадать, что лежит в этой коробочке. Задавайте мне вопросы и отгадайте - что там? Например: - Там рукотворный предмет? Там что-то мягкое? Там что-то металлическое? и т. д.».
• Игра «Назови эмоцию»
Цель: Закрепление понятий, обозначающих различные эмоциональные состояния (радость, злость, грусть, страх).
Действия детей и педагога-психолога: Сегодня к нам в гости пришли смайлики (показать картинки). Они нам помогут вспомнить эмоции, о которых вы уже знаете. Скажите мне, какой это смайлик? (Радостный) А как вы догадались? Какое у него лицо? Какие у него глаза? Что происходит с его губами? (Дети объясняют и показывают мимикой).
А какой второй смайлик? (Злой) Правильно, давайте опишем его лицо. Какие у него глаза, рот, зубы?
(Далее описываем эмоции страха, грусти, любопытства, удивления).
Ребята, вы знаете, что в жизни люди проявляют различные эмоции. Когда у человека хорошее настроение он улыбается, ласково и
доброжелательно разговаривает с другими, внимательный и культурный, то есть. При встрече здоровается, когда прощается говорит до свидания.
А когда человек злится - он может повышать голос и кричать на других, даже может причинить физическую боль.
Рассказ ребят по чудо - лесенке ТРИЗ
1 ступенька. Вопрос о выбранной системе.
- Кто это (девочка, ребенок).
2 ступенька. Надсистема.
- Где можно увидеть девочку (дома, в детском саду, на улице, на природе, на лугу, в лесу и т. д).
3 ступенька. Сектор круга (подсистемы).
- Из каких частей тела состоит девочка (голова, туловище, руки, ноги и т. д).
- Какие эмоции она проявляет (радость, восторг, улыбается и т. д) .
4 ступенька. Геометрические фигуры и формы (сравнение в целом или частично).
- Какую форму имеет голова, туловище, глаза, нос, след ноги (Форму прямоугольника, квадрата, треугольника, овала).
- Какими частями тела она выражает свои эмоции? (губами – улыбка, глазами – светятся глаза. Руками – руки приподняты вверх, ногами – подпрыгивает).
5 ступенька. Цветовые пятна (определение цвета).
- Каким красками изображена радостное состояние девочки (оранжевый, голубой, белый, синий, красный)
6 ступенька. Соотношение по размеру.
- Какой может быть девочка? (Большой, маленькой, худая, полная).
7 ступенька. Маленькие человечки ( физическое состояние системы: твёрдое жидкое, газообразное).
- Из каких маленьких человечков состоит тело девочки? (Твёрдые - кости, мягких - кожа, жидкое – кровь, лимфа).
8 ступенька. Знак равенства (на что или на кого похожа данная система).
- С кем можно сравнить девочку? (С мамой, бабушкой, тетей, сестрой).
9 ступенька. Рука (символизирует функции системы).
- Какая польза от девочки? (помощница, хорошая дочь, верная подружка).
10 ступенька. Продвижение во времени.
- Что нужно делать, чтобы девочка долго оставался красивой, здоровой? ( привить гигиенические навыки: умываться, чистить зубы, делать зарядку. Полноценное питание: витамины, фрукты, овощи, яйца, молоко, мясо, ягоды)
11 ступенька. Крестик (система исчезла во всём мире, как без неё обходиться, чем заменить).
- Что произойдёт, если девочка будет плохо вести себя: злиться, драться, кусаться, обзываться, обижать детей? (ее не будут любить, не будет друзей, ее будут дразнить и т. д).
12 ступенька. Буква Я и знак равенства (представить себя в роли этого ребенка и рассказать от ее имени о своих чувствах и ощущениях).
- Что чувствует девочка, когда у нее хорошее настроение? О чём он думает и мечтает? (нестандартные ответы детей)
• Дидактическая игра по психологии «Отгадай, кто я и как я себя чувствую?»
Содержание игры:
В игре принимает участие от 3 до 5 человек. Дети выбирают картинки, обозначающие эмоциональные состояния и выкладывают их на игровом поле у соответствующих домиков - смайликов – (эмоций).
Далее каждый ребенок берет своего сказочного героя и объясняет, какое настроение (какая эмоция) у этого героя, и «селит» в соответствующий домик – смайлик. Ребенок должен аргументировать свое мнение, рассказать небольшой рассказ, что было с героем, почему он так себя чувствует. Так дети играют до тех пор, пока все сказочные герои не заселятся в соответствующие их эмоциональному состоянию смайлики – домики.
В конце игры дети обсуждают вместе с психологом свое отношение к игре. Делятся своими эмоциями, рассказывают, что им понравилось, а что вызвало трудности.
Спасибо большое за игру.
• 3 этап Заключительный
«Закончи предложение»
Цель: Развитие навыков рефлексии.
Ход игры: Каждому ребенку предлагается выбрать из набора карточек со схематичным изображением эмоционального состояния одну карточку и рассказать когда он бывает таким (я радуюсь когда…; мне бывает страшно, когда…; маме грустно, когда…; воспитатель удивляется, когда…; ребенок злится, когда…; малышу страшно, когда… ; мне любопытно, когда… и т. п.)
Спасибо большое, на этом наше занятие закончилось!