Мехоношина Наталья
Конспект занятия по ФЭМП с элементами ТРИЗ для детей средней группы «День рождения Нолика»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по ФЭМП с элементами ТРИЗ в средней группе по теме : «День рождения Нолика».
Цель - Содействовать формированию элементарных математических представлений и развитию познавательной активности.
Задачи
Образовательные задачи:
1) Закрепить представления о частях суток и их последовательности с помощью модели.
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП с элементами ТРИЗ для детей средней группы „День рождения Нолика“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2019
2) Учить сравнивать три предмета по длине, раскладывать их в убывающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, короткий, длиннее.
3) Упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5.
4) Учить разрешать противоречия, формировать понимание относительности количества.
5) Совершенствовать умения в знаниях о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, умение выделять общие и различные признаки, путем сравнения, используя ТРИЗ-игру «теремок», умение классифицировать фигуры по форме.
Развивающие задачи:
1) Развивать способности нестандартного мышления, сообразительности, смекалки, умение быстро переключаться с одного действия на другое, развивать творческое воображение.
Воспитательные задачи:
1) Воспитывать желание, помогать другим.
Форма- подгрупповая.
Методические приемы: словесные, наглядные, практические, игровые.
Оборудование: Мольберт с тремя шарфами разного цвета и длины (красный, зеленый, синий, игрушка Нолика (фиксик, тарелочки с угощениями, модель «Части суток», ширма для игры в «Теремок», карточки «Части суток», шарфики разной длины (красного, зеленого, синего) по 3 шт. для каждого ребёнка, коробочки разного размера, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Фиксики»; чтение художественной литературы К. И. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая»
Ход взаимодействия
Этап/ Длительность
Содержание
Педагогическая поддержка
1. Встреча с мультипликационным героем-1 мин.
Воспитатель создает игровую ситуацию, вносит конверт от мультипликационного персонажа Нолика.
- Интересно, кто же это нам написал? (Достаёт из конверта приглашение)
- «Дорогие ребята, я приглашаю вас на День рождения. Я вам прислал музыкальную загадку, отгадайте, кто вас приглашает» (звучит песня «А кто такие Фиксики»)
1. Предварительная работа
- просмотр мультфильма «Фиксики»
2. Последовательность с помощью модели – 4 мин.
-Ребята, угадали кто это? Ну, раз сейчас утро, значит Нолик уже проснулся.
Воспитатель предлагает ребенку найти модель, обозначающую утро и расположить ее на мольберте.
- Что мы делаем утром еще? (умываемся, завтракаем, делаем зарядку)
- А что следует за утром? (день)
Аналогичная работа проводится с моделями день, вечер, ночь.
- Сейчас, я превращу вас в какую-нибудь часть суток. Буду задавать вопросы. О каком времени суток говорится в вопросе, тот и выходит вперед.
-В небе звездочки горят
Птицы спят и рыбки спят
Спят цветы в саду на грядках
Ну а мы – в своих кроватках. (вечер)
-Солнце красное зашло
Белка прячется в дупло
Дрема в гости к нам идет,
Сказку он с собой ведет. (ночь)
- Светлое время, когда светит солнце,
Люди занимаются разными делами: играют, работают. (день)
- На лугу цветы проснулись
Мы в кроватках потянулись. (утро)
1. Предварительная работа
-рассматривание иллюстраций «утро», «день», «вечер», «ночь»
- чтение сказки «Мойдодыр»
- индивидуальная работа с детьми, испытывающими затруднения
3. Упаковать подарки для Нолика- 4 мин.
- Но ведь на день рождение не ходят без подарков. Какое сейчас время года? (Осень)
- Я предлагаю подарить Нолику шарфики.
Воспитатель предлагает детям посмотреть, сколько у него в руках шарфиков
- Одинаковые ли они? (разные по размеру)
- Чем отличаются? (цветом)
- Чем еще отличаются шарфики? (разные по цвету)
- Посмотрите, в каком порядке находятся шарфики.
-Какой шарфик самый длинный (самый короткий).
Вызванный ребенок показывает самый длинный и самый короткий шарфик.
- Как можно проверить, что красный шарфик длиннее зеленого? (надо приложить шарфики друг к другу)
-Какой по длине зеленый шарфик по сравнению с красным? (короткий)
- А еще как можно сказать? (зеленый шарфик короче, чем красный)
-У нас есть еще и третий шарфик. Какого он цвета? (синего)
-Что можно сказать о длине синего шарфика по сравнению с зеленым. (зеленый шарфик длиннее, чем синий)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что шарфики расположены по порядку от самого короткого до самого длинного, в виде ровненькой лесенки. Слева концы шарфиков находятся на одной линии, а справа получились как будто ступеньки. Хорошо видно какой шарфик длиннее, какой короче.
- А теперь я предлагаю вам тоже расположить свои шарфики от самого длинного до самого короткого (когда задание выполнено вызванные дети называют размер шарфиков в порядке их расположения)
Затем воспитатель просит разложить шарфики в коробки, самые длинные в самую длинную коробку, короткие в короткую, самые короткие – в самую короткую
- Ну вот, теперь подарки упакованы, пора идти в гости.
1. Предварительная работа
- индивидуальная работа с детьми, испытывающими затруднения
4. Физкультминутка: «по ровненькой дорожке»- 1 мин.
Физкультминутка:
По ровненькой дорожке шагают наши ножки
Вот так, вот так.
По ровненькой дорожке бегут наши ножки
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
А теперь через сугробы
Прыг-скок, прыг-скок
Мы пришли!
Педагогическое сопровождение ситуаций затруднения
- показывать все упражнения
5. Дарим подарок Нолику- 2 мин.
Воспитатель просит вызванных детей подарить коробку, где лежат самые длинные шарфики, короткую, где лежат короткие шарфики и самую короткую, где лежат самые короткие шарфики.
- Посмотрите, Нолик уже и стол накрыл (на столе лежит одна конфета)
- Ребята, тут только одна конфета, а вас много.
Нолик : Разве это много? Вот во всем саду детей много, а вас мало.
- А, вы как думаете, вас много или мало?
В процессе обсуждения дети формируют вывод «и много и мало» в зависимости от ситуации
- А, может ли быть такое, что этой конфеты для кого-то будет много, а для кого-то мало? (для муравья -много, а для слона- мало)
- Но Нолик приготовил еще угощения, но спрятал их под салфеткой. - Интересно, что там за угощения и сколько их?
Дети по очереди на ощупь считают угощения и называют количество -Ребята, Нолик предлагает вам поиграть в игру «Теремок». Посмотрите, здесь лежат геометрические фигуры. Возьмите себе по фигуре и найдите себе друзей (круги с кругами, треугольники с треугольниками, прямоугольники с прямоугольниками)
- Треугольники станьте возле стульчика с красным шариком, круги возле стульчика с зеленым шариком, прямоугольники- возле синего шарика.
1. Предварительная работа
- индивидуальная работа с детьми испытывающими затруднения
- поиграть в игру с отгадыванием предметов на ощупь несколько раз
2. Педагогическое сопровождение ситуаций затруднения
- подсказать детям, если они затруднятся ответить
6. Игра «Теремок»- 5 мин.
Игра «Теремок»
Воспитатель прячется за ширму
Дети задают вопрос: Тук-тук-тук Кто в теремочке живет?
- Я квадрат. А вы кто? (Мы треугольники. Пусти нас к себе жить.)
- Пущу, если скажете, чем вы треугольники похожи на меня квадрат. (У нас есть углы, стороны)
Тук-тук-тук Кто в теремочке живет?
- Я квадрат. (Мы треугольники)
- А вы кто? (Мы круги. Пусти нас к себе жить)
- Пустим, если скажете, чем вы круги отличаетесь от нас квадрата и треугольников (У нас нет углов. Мы можем кататься, а вы нет)
Тук-тук-тук Кто в теремочке живет?
- Я квадрат. (Мы треугольники. Мы круги)
- А вы кто? (Мы прямоугольники. Пусти нас к себе жить)
- Пустим, если скажете, чем вы прямоугольники отличаетесь от меня квадрата и чем похожи на квадрат и треугольники. (У нас есть стороны и углы. Мы длиннее, чем квадрат)
Предварительная работа
- проиграть игру несколько раз, чтобы неактивные дети чувствовали себя увереннее, а активные привыкли не выкрикивать
Педагогическое сопровождение ситуаций затруднения
- индивидуальная работа с детьми, которые испытывают затруднения
7. Итог- 2 мин.
- Ребята, вам понравилось на Дне рождении? А что мы подарили Нолику? Какие были шарфики? Сколько угощений приготовил нолик? Какие фигуры стали жить в теремке?
- И по нашей традиции споем для нашего изменника «Каравай»
Дети водят хоровод.