Наталья Дроздова
Разработка урока по русскому языку в 8 классе «Понятие об обособлении»
▼ Скачать + Заказать документы
Талицкая средняя общеобразовательная школа филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Урожайненской средней общеобразовательной школы
РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ НА ТЕМУ :
«ПОНЯТИЕ ОБ ОБОСОБЛЕНИИ»
Автор: учитель русского языка и литературы Дроздова Наталья Викторовна
2020
Публикация «Разработка урока по русскому языку в 8 классе „Понятие об обособлении“» размещена в разделах
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 8 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Класс : 8
Предмет: русский язык.
Тип урока : урок «открытия» нового знания.
Тема урока : «Понятие об обособлении».
Цель урока :
1) на основе имеющихся знаний о знаках препинания в простом предложении сформировать понятие об обособлении как синтаксическом явлении.
2) создать условия для формирования проектных компетенций: целеполагание, осмысление текста ( работа с разного рода информацией: теорией учебного комплекса, лингвистической сказкой, а также создание продукта деятельности (таблицы)
3) Воспитание чувства восхищения прекрасным, раскрыть понятие «красота души»
Планируемый результат обучения
Личностные УУД:
• формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке
• формирование осознания смысла своих учебных действий
Регулятивные УУД:
• развитие умения осознавать и формулировать тему и цели урока
• контролировать и оценивать свою деятельность на уроке
Познавательные УУД:
• развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение
• формировать умение осознавать и формулировать проблему
Коммуникативные УУД:
• формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач
• развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания
• Ресурсы урока : проектор, ноутбук, карточки
Эпиграф к уроку (на доске)
Язык-инструмент,
Необходимо хорошо
знать его, хорошо им владеть.
М. Горький
1. Мотивационный настрой на урок.
-Я рада встрече с вами. Вижу улыбки на ваших лицах, хочу, чтобы они сохранились до конца урока. Вот как говорил писатель В. Солоухин: «У людей в распоряжении есть улыбка…Она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно, легко» Не забывайте об этом, ребята!» (1слайд)
Запишите число, классная работа.
1. Орфографическая разминка
2. Повторение ранее изученного материала. Проведение языковой разминки. (2 слайд)
Задание на доске:
1) Полный синтаксический разбор предложения.
- Луна только что выбралась из-за бугра и освещала две маленькие, тонкие, низкие тучки.
2) Воспроизвести морфемный разбор слов выбралась, освещала.
Итог проделанной работы. (3 слайд)
3. Формирует мотивацию учащихся, настраивает на восприятие нового материала
Прочитайте текст на рабочем листе. (4 слайд)
УСАДЬБА
Усадьба состояла из двух отдельных домиков, построенных друг против друга по обеим сторонам проточного пруда. Длинная плотина, обсаженная серебристыми тополями, замыкала этот пруд. Почти в уровень с ней виднелась красная крыша небольшой мельницы.
Оба домика, одинаково построенные, закрашенные одной лиловой краской, казалось, переглядывались через широкую водную гладь блестящими стёклами своих маленьких окон. Посредине каждого из домиков выдавалась круглая терраса и острый фронтон, подпёртый четырьмя тесно поставленными колоннами.
-- А теперь прочитайте и запишите этот же текст только с главными членами предложения. (5 слад)
Получился ли у вас красивый текст? (Нет. Мы прочитали нераспространённые предложения).
-Какой можно сделать вывод? (В нашей речи должны присутствовать и главные члены предложения, и второстепенные).
- Почему? (Наша речь будет ярче, образнее, эмоциональнее, красивее).
Эпиграфом к нашему уроку мною взяты слова русского писателя М. Горького:
Язык-инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть.
М. Горький (6 слайд)
- Как вы понимаете слова эпиграфа?
(Необходимо хорошо знать русский язык, быть культурным, образованным, грамотным человеком, чтобы красиво разговаривать с людьми.)
3. 1 Актуализация знаний. (Коллективная работа.)
1. Организует учащихся на совместную беседу, диалог.
-Вы знаете, как только слова попадают в предложения, они, выполняя в нём различную роль, становятся членами предложения?
- Какие вы знаете члены предложения? (7слайд)
- Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое, второстепенные члены предложения – дополнение, определение, обстоятельство, однородные члены предложения, однородные и неоднородные определения.) (поможет вам информационный слайд 6)
- Сегодня вы познакомитесь с новым видом членов предложения – а каким, вы узнаете, прослушав лингвистическую сказку (см. приложение 1) Попробуем определить тему урока, прочитав грамматическую сказку. (8слайд)
Из жизни Обособленных членов предложения
Живут в государстве Синтаксис необычные единицы предложения – Обособленные. Они не похожи ни на Главные, ни на Второстепенные члены, хотя и находятся с последними в прямом родстве. Родство это обязывает их отвечать на те же вопросы, иметь то же имя, что и у Дополнений, Определений и Обстоятельств. Но в остальном… Эти Обособленные такие гордые, такие себялюбивые, такие самостоятельные! Окружат себя Запятыми, как забором, словно не хотят ни с кем знаться. Иногда заставляют на себя работать Зависимые слова, иногда Предлоги, иногда связываются между собой с помощью Союзов. А уж как интонация служит! Попробуй произнеси их без должного уважения, сразу пунктуационных ошибок нахватаешься. В Пунктуационном своде законов им посвящено не одно правило, не два, а не меньше пятнадцати! Уж очень они значимы, очень нужны всем. Посмотришь на них и сразу понимаешь: важные птицы.
- Чтение сказки и определение темы урока. Объявляет тему урока
-- Предлагает учащимся сформулировать цели (что надо знать, понимать, уметь? Какие компетенции формировать) (9,10 слайды)
Целеполагание: знать: что такое обособление второстепенных членов предложения, как они выделяются при письме и устной речи, понимать: какую роль играют в тексте обособленные члены предложения, уметь: интонационно грамотно произносить обособленные члены предложения, находить в тексте и выделять на письме эти смысловые отрезки; строить графические схемы предложений с обособленными членами.
Формировать языковую, коммуникативную, общеучебную компетенции (слушать, аргументировано отвечать, дополнять, работать коллективно, в парах, самостоятельно)
Как спланируем работу? Как будем достигать целей урока?
3.2 Выполнение заданий.
Задание 1. Прочитайте, пожалуйста, на рабочем листе лексическое значение слова обособиться из «Толкового словаря» С. И. Ожегова. (11 слайд)
Обособиться, то есть как-то отделиться, выделиться. Они живут обособленно. В русском языке обособить – выделить по смыслу.
Задание 2.
Мы с вами знаем лексическое значение слова обособить. А теперь попробуйте подобрать однокоренные слова к слову обособление : особа, особенный, обособиться, обособленный. Докажите, что эти слова однокоренные. Выделяем корень -особ-.
Сформулируйте значение слова обособление (обособление – это выделение).
Что же можно обособлять в предложении? (12 слайд)
Лес открывает любителю природы, входящему в лес, свои тайны.
Снег шёл весь день, не переставая.
-Найдите обособленные члены предложения. Чем они выражены? (Они выражены причастным и деепричастным оборотами.)
Подчеркните их как члены предложения. Графически выделите границы оборотов /…. / и главное слово Х
Какую роль они играют в предложении? (Придают добавочное значение.)
Как происходит обособление в устной и письменной речи? (В устной речи обособление происходит интонационно - усилением ударения, паузами, убыстрением темпа, а в письменной – запятыми.)
Сделайте вывод: Что называется обособлением? Какие члены предложения называются обособленными? (13 слайд)
Поможет нам учебник на стр 158-159. Прочитаем правило об обособленных членах предложения.
Сравните информацию в учебнике и на слайде. Сделайте вывод (на слайде информация шире, есть примеры)
Обособленные члены предложения – это такие члены предложения, которые выделяются по смыслу (придают добавочное значение) и интонационно. На письме выделяются запятыми. В устной речи – паузами.)
Термин «обособленные члены предложения» ввёл в науку известный учёный-лингвист Александр Матвеевич Пешковский (Томск 1878-Москва 1933). (14 слайд)
Что мы должны сделать далее?
- У вас на рабочем листе даны предложения
Первичное закрепление.
Расставьте знаки препинания, подчеркните обособленные члены предложения, вставьте пропущенные безударные гласные в корне слова. (15 слайд)
По пыльной дороге в. дущей к с. дам т. нулись скр. пучие арбы наполненные чёрным виноградом. (Л. Н. Толстой)
Давыдов долго б. жал держась за гр. душку саней пытаясь с. греть ноги потом вск. чил в сани и прит. ившись задр. мал. (М. Шолохов)
Извилистые д. рожки выл. женные кирпичом бежали от них в глубину сада. (И. Тургенев)
Щурясь от ветра я гл. жу в эту тёмную даль. (И. Бунин)
Самопроверка (16 слайд).
Обучающиеся по очереди объясняют, где поставили запятую и почему, а также какую безударную гласную вставили и почему. Все остальные проверяют свою работу.
По пыльной дороге, ведущей к садам, тянулись скрипучие арбы, наполненные чёрным виноградом. (Л. Н. Толстой)
Давыдов долго бежал, держась за грядушку саней, пытаясь согреть ноги, потом вскочил в сани и, притаившись, задремал. (М. Шолохов)
Извилистые дорожки, выложенные кирпичом, бежали от них в глубину сада. (И. Тургенев)
Щурясь от ветра, я гляжу в эту тёмную даль. (И. Бунин)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (17 слайд) на уроках, требующих письма.
Упражнение для улучшения мозгового кровообращения
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Мы осанку исправляем,
Спинку дружно прогибаем.
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз,
Улыбнись всем и садись.
Самостоятельная работа (18 слайд)
Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, найдите предложения с обособленными членами предложения, расставьте запятые, подчеркните как члены предложения обособленные члены предложения.
Настоящий любитель природы замечает малейшие изм…нения происходящие в лесу весной летом осенью.
Равн…душный к природе шагает по лесной дороге ни на что (не) обращая внимания. Любитель природы обязательно замет…т тонкий голубоватый туман висящий над дорогой и над полянами заметит капельки росы на траве и кустах многообразие красок утре (н, нн) ей и вечерней зорь и многое из того, чего (не) увидят равн…душные к природе. И запахи осе (н, нн) его леса почувствует человек, близкий к природе. Пусть эти запахи убитые дождями заморозками стали бледны и еле ощутимы.
Работа с тестом - отслеживание первичного усвоения материала (19 слайд)
ТЕСТ на рабочем листе (см. приложение 2)
Вариант I
Вариант II
Вариант I
I. Выберите верный ответ. Обособление - это
А. слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказываемому;
Б. один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания;
В. члены предложения, которые обычно отвечают на один и тот же вопрос.
2. Выберите верный ответ. Обособить –
А. выделить по смыслу, т. е. интонационно;
Б. выделить запятыми;
В. в устной речи произнести с особой интонацией, а на письме выделить запятыми.
3. Укажи предложения с обособленными определениями
А. Надвигалась ночь, бесконечно долгая, угрюмо холодная.
Б. Укладываясь на ночлег, шумно кричат грачи.
В. Справа, совсем близко, метнулись огненные искры.
4. Найди предложения с обособленными обстоятельствами.
А. Скупой теряет всё, желая всё достать.
Б. Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят.
В. Вся деревушка, тихая и задумчивая, дорога мне.
5. В каких предложениях необходимо исправить речевые ошибки, изменив порядок слов?
А. Старик, собравший грибы, присел отдохнуть на пенёк.
Б. Уж верба, вся пушистая, раскинулась кругом.
В. Пастух увидел наш костёр, заночевавший в степи.
Вариант II
1. Выберите верный ответ. Обособление -
А. слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказываемому;
Б. один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания;
В. члены предложения, которые обычно отвечают на один и тот же вопрос.
2. Выберите верный ответ. Обособить –
А. выделить по смыслу, т. е. интонационно;
Б. выделить запятыми;
В. в устной речи произнести с особой интонацией, а на письме выделить запятыми.
3. Укажи предложения с обособленными определениями :
А. Скупой теряет всё, желая всё достать.
Б. Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят.
В. Эта деревушка, тихая и задумчивая, дорога мне.
4. Найди предложения с обособленными обстоятельствами.
А. Ветер, всё ещё сильный, дул с востока.
Б. Я рвал отчаянной рукой шиповник, спутанный плющом.
В. Дым, остывая, стелется туманом.
5. В каких предложениях необходимо исправить речевые ошибки, изменив порядок слов?
А. Подгоняемая лодка неслась по реке брёвнами.
Б. В лугах, поросших буйной растительностью, водилось множество птиц.
В. Старик присел отдохнуть на пенёк, собиравший грибы
Самопроверка по ключам (20 слайд)
Ключи: В-1: 1-2; 2-3;3-1; 4-1,2; 5-2,3
В-2:1-2; 2-3; 3-3; 4-3; 5-1,3
Д/ З записано на доске:
Параграф 47, стр. 159. Письменно выполнить упражнение 289 (слайд 21)
РЕФЛЕКСИЯ. (слайд 22)
Назовите ключевые слова урока (обособленные члены предложения, смысловой отрезок, выделительная интонация, выделительные знаки препинания).
-Задайте вопросы по теме урока.
Достиг ли я цели, поставленной в начале урока?
Чем занимались мы сегодня с вами на уроке? Чему мы научились? Какие трудности в усвоении нового материала вы встретили? Вам понравился урок или нет? Почему? Учитель мотивирует уч-ся спланировать рефлексию: что необходимо сделать в конце урока?
Урок полезен, всё понятно. (слайд 23)
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Ещё придётся потрудиться.
Да, трудно всё-таки учиться!
Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.
Учитель благодарит за работу на уроке