Получи документы

Урок математики в 4 классе «Решение задач на встречное движение»

Альбина Шавеева
Урок математики в 4 классе «Решение задач на встречное движение»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Решение задач

на встречное движение»

Цель:

• устанавливать связи между величинами при описании скорости, времени, расстояния;

• научиться находить скорость сближения;

• применять эти умения для решения практических задач;

• научиться выполнять краткую запись задачи при помощи чертежа;

• формировать личностные, регулятивные и коммуникативные УУД;

• развивать речь, мышление, познавательную деятельность;

• развивать контрольно-оценочную самостоятельность учащихся.

Задачи :

1. Образовательные:

Публикация «Урок математики в 4 классе „Решение задач на встречное движение“» размещена в разделах

• выбор наиболее эффективных способов решения задач на встречное движение; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; отработка вычислительных навыков; установление причинно-следственных связей.

2. Развивающие:

• активизация интереса к получению новых знаний, воспитание уверенности, трудолюбия, создание условий для развития коммуникативной культуры, навыков делового общения.

3. Воспитывающие:

коммуникативные: умение работать в парах.

регулятивные: саморегуляция, стрессоустойчивость, самостоятельность, рефлексия

Тип урока : открытие нового знания

Оборудование:

• ноутбуки (мобильный компьютерный класс);

• интерактивная доска;

• интерактивное учебное пособие по математике 4 класс ФГОС;

• электронное приложение к учебнику М. И. Моро 4 класс;

• рабочие тетради по математике на печатной основе С. И. Волкова, 2 часть;

«Математика» учебник для общеобразовательных учреждений. ШКОЛА РОССИИ 4 класс. ФГОС.

План проведения урока

Этапы урока Цели и задачи этапа на уровне формирования универсальных учебных действий

1. Организационный момент

Предметная рефлексия

2. Актуализация знаний

3. Этап работы с информацией (постановка проблемы) Ориентирован на формирование познавательных универсальных учебных действий:

умения формулировать вопросы к тексту;

самостоятельно формулировать ответы с опорой на текст;

4. Открытие детьми нового знания Ориентирован на формирование познавательных и коммуникативных УУД:

ставить учебную проблему;

открывать субъективно новое знание;

выражать его в доступных формах (постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний)

4. Этап первичного закрепления. Ориентирован на формирование:

познавательных УУД ( формирование умений:

по использованию математических знаний для решения математических задач на нахождение скорости сближения и оценки полученных результатов;

по использованию доказательной математической речи;

по работе с информацией, в том числе и с различными математическими текстами;

регулятивных УУД

формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану,

оценивать полученные результаты;

коммуникативных УУД формирование умений совместно с другими детьми в группе находить решение задачи

оценивать полученные результаты.

5. Этап самостоятельной работы (дифференцированная работа) Ориентирован на формирование:

познавательных УУД

формирование умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов;

регулятивных УУД

формирование умений ставить личные цели деятельности,

планировать свою работу

действовать по плану

оценивать полученные результаты;

коммуникативных УУД формирование умений совместно с другими детьми в группе сверять полученные результаты с образцом.

6. Этап подведения итогов. Прогнозирование и самоопределение по выполнению домашнего задания. Предметная рефлексия. Формирование регуляторного опыта. Развитие умений формулирования вопросов.

Ход урока.

I. Организационный момент.

У-Я начну урок вот такими словами :

Помогаем друг другу сделать шаг к успеху

У - Я хочу, чтобы эти строчки стали девизом для нашей сегодняшней работы.

IL Актуализация знаний.

У - Чтобы повторить связи между величинами скорость, время, расстояние вам предлагается выполнить

1. Упражнение «Соедините части верных утверждений»

Применяется интерактивное учебное пособие по математике. ( Раздел: Скорость, время, расстояние. Задание 2) Работа выполняется коллективно у доски

2. Упражнение «Соответствие формул» (интерактивное учебное пособие по математике для 4 класса)

III. Постановка проблемы. (Подводящий диалог)

У - Вы очень хорошо справились с соответствием, вспомнили взаимосвязь между величинами.

У - Рассмотрите таблицу (на доске изображение автомобилей движущихся навстречу друг другу, интерактивное учебное пособие по математике)

У -Что вы можете сказать о движении 2 машин? (Они двигаются навстречу друг другу)

У - Какая величина появляется между машинами? (расстояние)

У - Почему скорости у машин разные? (потому что разная мощность машин)

У - Что можно сказать о третьей величине (машины находятся какое-то время в пути)

У - Итак, цель урока сегодня – научиться находить скорость сближения; применять эти умения для решения практических задач; научиться выполнять краткую запись задачи при помощи чертежа.

На доске открывается тема. "Решение задач на встречное движение".

IV. Открытие детьми нового знания.

У1)Рассмотрим новый вид задач (электронное приложение к учебнику М. М. Моро включается без звука); учащиеся работают в тетради.

Задача. (на доске картинка)

У -Автобус и автомобиль выехали навстречу друг другу и встретились через 3 часа. Скорость автобуса – 60 км / ч, а скорость автомобиля – 90 км / ч. Найди расстояние между городами. (учитель работает на интерактивной доске, параллельно ведётся диалог)

У - Как движутся транспортные средства? (Навстречу друг другу);

У - Что происходит с расстоянием (Оно между ними сокращается)

У - После встречи автобус и автомобиль что делают? (удаляются друг от друга)

У - Это задача на встречное движение, потому что в ней речь идёт о двух транспортных средствах, которые движутся навстречу друг другу.

У -Сделаем чертёж к нашей задаче.

- Что обозначают на чертеже отрезком? (расстояние, его нужно найти);

- Записываем под отрезком вопросительный знак

- Как двигаются автомобили (навстречу друг другу)

- Покажем это на чертеже стрелками и запишем скорости движения, данные в условии задачи.

- Что произойдёт с машинами, когда они приблизятся друг к другу (они встретятся)

- Место встречи машин отмечаем флажком.

- Какое транспортное средство двигается быстрее? (автомобиль, т. к. его скорость больше, значит он проедет большее расстояние)

- Итак, если автомобиль двигался быстрее автобуса, то флажок на чертеже будет находиться ближе к тому месту, откуда выехал автобус.

- Какое время движения автомобилей? (3 часа, поэтому расстояние каждого нужно поделить на 3 равные части)

- Что будет обозначать каждая часть? (каждая такая часть будет обозначать расстояние пройденное за 1 час)

- Заметим, что части слева и справа от флажка получились разными, т. к. разная скорость движения.

- Что обозначает каждая часть справа и слева от флажка? (расстояние автобуса за 1 час, т. е. 60 км / ч и расстояние автомобиля за 1 час, т. е. 90 км / ч);

- Из чего складывается расстояние между городами? (из расстояния, которое проехал автобус и расстояния, которое проехал автомобиль до их встречи)

-Как найти расстояние автомобиля и автобуса? (это расстояние находится умножением скорости на время, после этого полученные величины надо сложить)

Появляется решение 60х3 + 90х3= 450 (км)

У - Эту задачу можно решить другим, более рациональным способом

Проследим путь автомобиля и автобуса.

- Как они начинали движение? (они начинали путь одновременно)

- В каких точках они оказались после первого часа пути (ответ учащихся и показ на чертеже)

- Сколько километров проехали за это время автобус и машина? (автобус проехал 60 км, а машина 90 км)

- Насколько они сблизились за 1 час? (на 150 км)

- По другому можно сказать, что скорость сближения машин равна 150 км / ч. Для её нахождения мы сложили скорости автобуса и автомобиля.

- На сколько сблизились транспортные средства за следующий час пути?

(ещё на 150 км и за 3 час пути ещё на 150 км)

У- Вывод: до встречи машины сближались 3 раза по 150 км, т. к. они были в пути 3 часа. Значит, чтобы найти расстояние между ними надо скорость сближения умножить на время. Получается 450 км.

Вывешивается опорная схема:

2) Практическая работа в парах на ноутбуках (электронное приложение к учебнику М. И Моро

Задание : дополни чертёж данными из условия задачи. Запиши ответы на вопросы.

Из двух посёлков расстояние между которыми 99 км одновременно навстречу друг другу выехали 2 велосипедиста. Средняя скорость движения первого – 18 км / ч, второго – 15 км / ч.

• На сколько километров сближаются велосипедисты за 1 час?

• Через сколько часов велосипедисты встретятся?

• Сколько километров до встречи проедет 1 велосипедист?

• Сколько километров до встречи проедет 2 велосипедист?

• На сколько больше километров проедет первый велосипедист, чем второй?

Учащиеся читают готовые задания и заполняют пропуски. Коллективная проверка

V. Физкультминутка. (Дети двигаются на месте, держа в руках воображаемый руль. Делают разворот, двигаются в противоположную сторону маршируют.)

На улице нашей

Машины, машины.

Машины-малютки,

Машины большие.

Спешат грузовые,

Фырчат легковые.

Торопятся, мчатся,

Как будто живые.

— Эй, машины, полный ход!

Я — примерный пешеход:

Торопиться не люблю,

Вам дорогу уступлю.

VI. Первичное закрепление.

1) А сейчас мы используем выведенное нами правило при решении задачи.

С. И. Волкова «Математика. Рабочая тетрадь» на печатной основе, 2 часть, страница 21.

Задание : Закончи схематический чертёж к задаче и реши её, записывая вопросы.

Задача.

Два мотоциклиста выехали одновременно из двух посёлков навстречу друг другу. Один из них ехал со скоростью 40 км / ч, другой – 60 км / ч. Мотоциклисты встретились через 3 часа. Какое расстояние между этими двумя посёлками?

Решение задачи в тетради. Коллективная проверка.

2) Дифференцированная работа. Работа на ноутбуках в парах.

Учащимся предлагается решить задачу на встречное движение двумя способами.

Тест по теме «Задачи на встречное движение» (электронное приложение к учебнику М. И. Моро)

Учащимся предлагается решить задачу на встречное движение двумя способами.

Задача.

Два поезда вышли одновременно навстречу друг другу из двух городов и встретились через 4 часа. Первый шёл со скоростью 70 км / ч, второй – 90 км / ч. Найди расстояние между городами.

Два человека решают у доски. Взаимопроверка.

Рефлексия

У – сегодня мы учились решать задачи на движение, но все вы знаете, что с дорогой шутить опасно. Чтобы быть здоровым, нужно соблюдать правила дорожного движения, которые должны соблюдать как водители, так и пешеходы. Перед вами карточка с дорожными знаками. Сейчас мы проверим, как вы знаете знаки дорожного движения. Подпишите их.

Проверка. К доске выходят дети со знаками дорожного движения и читают стихи.

Знак "Пешеходный переход" :

Здесь наземный переход,

Ходит целый день народ.

Ты, водитель, не грусти,

Пешехода пропусти!

Знак "Движение пешеходов запрещено" :

В дождь и в ясную погоду

Здесь не ходят пешеходы.

Говорит им знак одно:

"Вам ходить запрещено!"

Знак "Место остановки автобуса, троллейбуса, трамвая и такси" :

В этом месте пешеход

Терпеливо транспорт ждет.

Он пешком устал шагать,

Хочет пассажиром стать

Знак "Дети" :

Посреди дороги дети,

Мы всегда за них в ответе.

Чтоб не плакал их родитель,

Будь внимательней, водитель!

Знак "Железнодорожный переезд" :

Не один здесь знак, а много:

Здесь железная дорога!

Рельсы, шпалы и пути –

С электричкой не шути.

VII. Итог урока.

У- Давайте вспомним цель сегодняшнего урока? (научиться находить скорость сближения; применять эти умения для решения практических задач; научиться выполнять краткую запись задачи при помощи чертежа).

– Как вы считаете, мы её достигли?

- Под каким девизом мы работали? (помогаем друг другу сделать шаг к успеху)

- Чем вы помогали друг другу?

- Что нового старались усвоить?

- Какая новая величина появляется при решение задач на движение? (скорость сближения)

- Какие знаки дорожного движения помогают соблюдать правила дорожного движения?

Что ж, кончается урок.

Он пошел ребятам впрок

Постарались все понять

Будем дальше мы решать.

Публикации по теме:

Урок математики в 5 классе, посвященный Дню синичкиУрок математики в 5 классе, посвященный Дню синички МАТЕМАТИКА ВОКРУГ НАС. СИНИЧКИН ДЕНЬ. Цели: • образовательные: отработка практических умений и навыков действий с числами, применение знаний.

Конспект урока математики «Решение задач» в 3 классе Конспект урока. Школа. МБОУ Гимназия имени Рашита Султангареева села Новотаймасово МР Куюргазинский район РБ. Автор разработки: Сарбаева.

Конспект урока математики в 4 классе «Решение задач. Закрепление пройденного» Урок математики в 4 классе Тема: Решение задач. Закрепление пройденного Цели: закрепить умения решать задачи на нахождение неизвестных по.

Конспект урока математики в 5 классе «Обучение решению задач с помощью уравнений» В рамках ФГОС особое внимание при изучении математики занимают способы организации активного обучения, например, при решении задач с помощью.

Решение основных задач на проценты (6–11 классы) Решение основных задач на процентыПроцент. Основные понятия. Процент (лат. «pro centum», — на сотню) — одна сотая доля. Обозначается знаком.

Урок математики в 1 классе «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала. Цель урока: -формирование знаний о числе и цифре8 через создание проблемной ситуации. Задачи:.

Урок математики в 1 классе «Сложение и вычитание чисел в пределах 100» МБОУ «Гашунская СОШ им. Очирова А. В.» Тема урока: «Сложение и вычитание чисел в пределах 100» Составила: Босхомджиева Т. К. ,.

Урок математики в 3 классе «Умножение суммы на число» УМК «Школа России» муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ивановская основная школа» Проект урока по математике.

Урок математики в 4 классе по теме «Деление на трехзначное число» Тема: Деление на трехзначное число Цель: закрепление умения делить многозначные числа на трехзначное с использованием алгоритма деления.

Урок математики во 2 классе на тему «Свойства сложения» Тема: «Свойства сложения» Цель: Знакомство со свойствами сложения (переместительным и сочетательным). Совершенствовать вычислительные навыки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок математики в 4 классе «Решение задач на встречное движение»
Опубликовано: 7 января 2022 в 16:16
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок математики в 4 классе «Решение задач на встречное движение»» (включая файлы) размещена пользователем Альбина Шавеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД