Папки-передвижки

Технологическая карта урока по литературному чтению в 3 классе

Елена Захаренко
Технологическая карта урока по литературному чтению в 3 классе
▼ Скачать + Заказать документы

Технологическая карта урока по литературному чтению в 3 классе учитель Уйманова Е. О.

Тема урока : "Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова"

Цели урока : ознакомить учащихся с жизнью и творчеством М. Ю. Лермонтова; подготовить детей к выразительному чтению лирического стихотворения; способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; развивать эмоции и чувства детей; прививать любовь к русской поэзии.

Задачи урока :

Публикация «Технологическая карта урока по литературному чтению в 3 классе» размещена в разделах

1. Образовательные: знакомство детей с жизнью и творчеством

М. Ю. Лермонтова, познакомить детей с его произведениями, продолжить работу над совершенствованием навыка чтения; правильностью, беглостью, скоростью, осознанностью и выразительностью; продолжить работу над выработкой хорошей дикции; формировать читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать «вдумчивое чтение», т. е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения; формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.

2. Развивающие: развивать устную речь учащихся; формировать читательскую самостоятельность, развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей; развивать артикуляционный аппарат, дикцию, словарный запас учащихся; расширять кругозор детей; развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, и другие логические операции мышления; развивать фонематический слух.

3. Воспитательные: воспитание интереса к миру русской поэзии и жизни талантливых людей; воспитание усидчивости, взаимоуважения; воспитание умения работать в команде, согласованно с одноклассниками.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание и высказывать своё отношение к прочитанному.

Тип урока : усвоение нового материала.

Форма проведения: урок

Возраст участников: 3 класс.

Оборудование: портрет М. Ю. Лермонтова, интерактивная доска, репродукции картин, аудиозапись песен на стихи М. Ю. Лермонтова, выставка книг, мультимедийная презентация, проектор, аудиозапись стихотворений М. Ю. Лермонтова

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель:

Начинается урок.

Тихо все за парту сели,

На меня все посмотрели

И работать захотели.

Проверим готовность к уроку.

II. Актуализация знаний

Учитель:

- Посмотрите внимательно на слайд и прочитайте, что там написано (Великие русские писатели).

Учитель:

- Вам о чем-нибудь говорит эта запись?

Учитель:

- Посмотрите внимательно на следующий слайд и попробуйте правильно восстановить данные на этом слайде (необходимо учащимся перетянуть фамилии писателей к их портретам, названия произведений к их авторам)

Учитель:

- Кого из данных писателей мы не знаем? Какие произведения вы расположили около этого писателя? (М. Ю. Лермонтов, «На севере диком стоит одиноко…», «Горные вершины…»)

Учитель:

- Кто сможет назвать тему сегодняшнего урока?

III. Тема урока (желательно чтоб тему урока сказал кто-то из детей)

- Ученик: Тема урока : Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова («Горные вершины….», «На севере диком стоит одиноко….»

Учитель:

(слова на доске)

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

М. Ю. Лермонтов

- 15 октября 2014 года исполнилось 200 лет со дня рождения великого поэта России М. Ю. Лермонтова. Сложный, противоречивый, он отразил в своем творчестве страдания метущейся души человеческой. Юбилейные мероприятия проходили и до сих пор продолжаются по всей стране, а значит, продолжаются встречи с творчеством великого поэта.

IV. Работа по теме урока

Знакомство с жизнью М. Ю. Лермонтова

Учитель:

- Приступая к знакомству с творчеством этого великого человека, мы с вами познакомимся с некоторыми страницами его жизни. О биографии Михаила Юрьевича Лермонтова нам расскажут наши ученики.

Ученик 1;

М. Ю. Лермонтов родился 3(15) октября 1814 года в Москве

в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой (урожденной Арсеньевой).

Ученик 2: В 1817 году Мария Михайловна заболела скоротечной чахоткой и умерла в возрасте 21 года, оставив единственного сына сиротой.

Ученик 3: После смерти матери бабушка решительно отказала Юрию Петровичу в желании оставить сына у него, ссылаясь на бедность армейского капитана, которая не позволит дать мальчику хорошее образование. Сразу после смерти матери Елизавета Алексеевна увезла любимого внука в свое имение Тарханы Пензенской губернии. Здесь она окружила внука заботой и лаской, не жалея средств на развитие многообразных талантов мальчика.

Ученик 4: В селе Тарханы Пензенской губернии, имении бабушки будущего поэта Е. Арсеньевой. Здесь прошли детские годы поэта. Бабушка делала все для единственного, обожаемого внука, не жалея денег на учителей и гувернеров. Он получил прекрасное домашнее образование: с детства свободно владел французским и немецким языком, хорошо рисовал и лепил, учился музыке (играл на флейте, фортепиано и скрипке).

Ученик 5: В детстве Лермонтов много болел. Тяжелый недуг надолго приковывал его к постели, приучал к задумчивости и одиночеству. Воображение стало для него новой игрушкой. Мальчик рано почувствовал себя одиноким. Его часто охватывала тоска по “душе родной”, способной понять его и утешить.

В 1818 и 1820 годах Елизавета Алексеевна ездила с внуком для лечения на Кавказ. Летом 1825 года бабушка в третий раз повезла мальчика на Кавказ на воды. Он уже подрос, смог увидеть гораздо больше, чем в первые поездки. В 1827 бабушка привезла внука в Москву, чтобы продолжить его образование. 1 сентября 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в Московский университетский благородный пансион, одно из лучших учебных заведений России. Получает гуманитарное образование, которое пополняет самостоятельным чтением. В пансионе пишет стихи, очень рано осознав, что поэзия - его призвание.

Ученик 1. 11 июня 1840 года Лермонтов прибывает на Кавказ и принимает участие в военных действиях. Роковые события развернулись 13 июля вечером в доме Верзилиных, где часто собиралась молодежь. Мартынов, одноклассник Лермонтова, вызвал Лермонтова на дуэль. Дуэль состоялась 15 июля 1841 года. Лермонтов был убит.

Учитель:

- Более подробно с биографией М. Ю. Лермонтова вы познакомитесь в старших классах. О Великом поэте можно говорить бесконечно: ведь эта личность многогранная, яркая. Разносторонняя одаренность Лермонтова проявилась очень рано. Он играл на скрипке, хорошо рисовал, лепил из воска, был талантливым шахматистом. Лермонтов написал 13 поэм, 3 драмы и около трехсот стихотворений, написал картины и рисунки его стихи, написаны романсы.

V. Работа по учебнику

Работа над стихотворением «Горные вершины»

Учитель:

- Ребята, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание «горные вершины»?

- Прочитайте самостоятельно данное стихотворение. Подумайте, какую интонацию надо выбрать при чтении. (самостоятельная работа детей)

- Какие картины вы представили при чтении этого стихотворения? (ответы детей)

- Раз это стихотворение, что мы должны почувствовать? (Ритм, рифму)

- Найдите рифмующиеся слова. (ответы детей)

- Как надо читать это стихотворение? Объясните почему? (ответы детей)

- Ребята, а какие приемы поэты используют в своих произведениях? (Метафору, олицетворение, сравнение)

- Найдите эти приемы в стихотворении. (Олицетворение – вершины спят)

- Какую музыку: печальную, грустную или веселую вы могли бы подобрать к этому стихотворению? Почему? (ответы детей)

- Послушайте романс, положенный на данное стихотворение.

ЗВУЧИТ РОМАНС «Горные вершины»

- А теперь давайте прочитаем это стихотворение выразительно. (читают 2 человека, обсуждаем чтение).

- А сейчас послушайте аудиозапись стихотворения М. Ю. Лермонтова «Горные вершины» Сравните ваше чтение (ответы детей)

ЗВУЧИТ аудиозапись стихотворения М. Ю. Лермонтова «Горные вершины»

ФИЗМИНУТКА

- Какую бы вы нарисовали картину к данному произведению? (ответы детей)

Работа над стихотворением «На севере диком стоит одиноко…»

Учитель:

- Рассмотрите репродукцию картины И. Шишкина на странице 145. СЛАЙД 18 Что вы на ней видите? Какие чувства она у вас вызывает? Почему?

- Какое название вы могли бы дать этой картине? (ответы детей)

- А если написать стихотворение к этой репродукции, то оно будет веселое, печальное, грустное или можете предложить свой вариант. (ответы детей)

- Послушайте стихотворение, которое называется «На севере диком стоит одиноко…» Подумайте, совпадают ли по настроению стихотворение М. Лермонтова и картина И. Шишкина?

ЗВУЧИТ аудиозапись стихотворения М. Ю. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…»

Чем?

Учитель:

- Давайте разберем слова, которые вам непонятны.

Словарная работа

Риза – облачение, одежда священника при богослужении.

Утес – высокая скала.

- А сейчас прочитайте друг другу стихотворение в паре, дайте совет, если он необходим при чтении вашему партнёру.

Выборочное чтение

VI. Первичная проверка понимания изученного

Учитель:

- Теперь ответьте на вопросы литературной игры «Откройте для себя Лермонтова»

1. В каком городе родился М. Ю. Лермонтов?

А) Ясная Поляна

Б) Москва

В) Петербург

2. Назовите даты жизни М. Ю. Лермонтова.

А) 15 октября 1814 г. — 15 июля 1841 г.

Б) 21 июля 1814г. – 18 июля 1843 г.

В) 15 октября 1814 г. – 15 июля 1850 г.

3. Какие чувства вы испытали при чтении стихотворений М. Ю. Лермонтова?

А) Веселье, радость

Б) Страх

В) Печаль

4. Найдите лишнее произведение

А) Зеркало и обезьяна

Б) Мартышка и очки

В) Утёс

VII. Рефлексия

Учитель:

- Правильно, произведение «Утёс» написал Михаил Юрьевич Лермонтов, а два других Иван Андреевич Крылов. Послушаем романс «Утёс», об этом стихотворении мы будем говорить на следующем уроке

VIII. Подведение итогов урока

Учитель:

- С творчеством, какого писателя знакомились сегодня на уроке?

- Что вам больше всего запомнилось из жизни поэта?

– Что вас затронуло больше всего?

– Какое стихотворение М. Ю. Лермонтова вам больше всего понравилось?

- Надеюсь, что наш урок оставит след в душе каждого присутствующего и вам наверняка захочется еще раз перелистать томик стихов поэта, прослушать романсы, положенные на его стихи, насладиться акварелью Лермонтова-художника, потому что

Меняют русла и теченья реки,

Меняются названья городов,

А Лермонтов есть Лермонтов навеки –

Ровесник новых и былых годов.

… М. Ю. Лермонтов прожил такую короткую жизнь, что нельзя не поразиться тем фактом, что он успел создать огромный литературный мир и стать величайшим русским поэтом. Слава Лермонтова имеет свои особенности. И стихи, и проза его прежде всего ставят читателя как бы перед самим собой, заставляют задуматься о себе, о своем месте в обществе, в мире, о вечности. Он побуждает душу стремиться к добру, к красоте, к жизни, глубоко осознанной, к умению противостоять бурям жизни.

Домашнее задание

Учитель:

- Выучить наизусть любое понравившееся стихотворение М. Ю. Лермонтова.

Публикации по теме:

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Г. Б. Остер «Вредные советы. Как получаются легенды» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «13» мая 2015 года Тема. Г. Б. Остер.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Л. А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «08» мая 2015 года Тема. Л. А. Кассиль.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Н. Носов «Телефон» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «29» апреля 2015 года Тема. Н. Носов.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по произведению Р. Сефа «Весёлые стихи» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «15» мая 2015 года Тема. Р. Сеф.

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе «Считалка, скороговорка или дразнилка?» Конспект урока по литературному чтению, проведенного в 1 классе МБОУ СОШ № 1 студенткой группы 3/2К Комаровской Марией Евгеньевной. Тема.

План-конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе «Л. Н. Толстой «Акула»План-конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе «Л. Н. Толстой «Акула» Тип урока:Урок открытия новых знаний. Цель урока:Формирование умения работать с текстом. Задачи урока: -Создать условия для знакомства с сюжетом.

Технологическая карта урока по математике во 2 классе «Квадрат» Технологическая карта урока по математике Учитель: Фефилова Е. С. Предмет: математика Класс: 2В Учебник: М. И. Моро Математика, 2 класс 2.

Технологическая карта урока обществознания в 11 классе Технологическая карта урока обществознания 11 класс. Учитель: Гавриленко Любовь Петровна Тема урока: Налоги Цель урока: Раскрытие сущности.

Технологическая карта урока математики в 1 классе «Число 10» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» городского округа город Шарья Костромской.

Технологическая карта урока математики «Величины» во 2 классе Предмет: математика Класс: 2 Тема: Закрепление знаний по теме «Величины». Тип урока: Урок повторения, систематизации и обобщения знаний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологическая карта урока по литературному чтению в 3 классе
Опубликовано: 21 ноября 2022 в 17:22
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технологическая карта урока по литературному чтению в 3 классе» (включая файлы) размещена пользователем Елена Захаренко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД