Елена Захаренко
Технологическая карта урока по литературному чтению в 3 классе
▼ Скачать
Технологическая карта урока по литературному чтению в 3 классе учитель Уйманова Е. О.
Тема урока : "Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова"
Цели урока : ознакомить учащихся с жизнью и творчеством М. Ю. Лермонтова; подготовить детей к выразительному чтению лирического стихотворения; способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; развивать эмоции и чувства детей; прививать любовь к русской поэзии.
Задачи урока :
Публикация «Технологическая карта урока по литературному чтению в 3 классе» размещена в разделах
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1. Образовательные: знакомство детей с жизнью и творчеством
М. Ю. Лермонтова, познакомить детей с его произведениями, продолжить работу над совершенствованием навыка чтения; правильностью, беглостью, скоростью, осознанностью и выразительностью; продолжить работу над выработкой хорошей дикции; формировать читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать «вдумчивое чтение», т. е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения; формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.
2. Развивающие: развивать устную речь учащихся; формировать читательскую самостоятельность, развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей; развивать артикуляционный аппарат, дикцию, словарный запас учащихся; расширять кругозор детей; развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, и другие логические операции мышления; развивать фонематический слух.
3. Воспитательные: воспитание интереса к миру русской поэзии и жизни талантливых людей; воспитание усидчивости, взаимоуважения; воспитание умения работать в команде, согласованно с одноклассниками.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание и высказывать своё отношение к прочитанному.
Тип урока : усвоение нового материала.
Форма проведения: урок
Возраст участников: 3 класс.
Оборудование: портрет М. Ю. Лермонтова, интерактивная доска, репродукции картин, аудиозапись песен на стихи М. Ю. Лермонтова, выставка книг, мультимедийная презентация, проектор, аудиозапись стихотворений М. Ю. Лермонтова
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель:
Начинается урок.
Тихо все за парту сели,
На меня все посмотрели
И работать захотели.
Проверим готовность к уроку.
II. Актуализация знаний
Учитель:
- Посмотрите внимательно на слайд и прочитайте, что там написано (Великие русские писатели).
Учитель:
- Вам о чем-нибудь говорит эта запись?
Учитель:
- Посмотрите внимательно на следующий слайд и попробуйте правильно восстановить данные на этом слайде (необходимо учащимся перетянуть фамилии писателей к их портретам, названия произведений к их авторам)
Учитель:
- Кого из данных писателей мы не знаем? Какие произведения вы расположили около этого писателя? (М. Ю. Лермонтов, «На севере диком стоит одиноко…», «Горные вершины…»)
Учитель:
- Кто сможет назвать тему сегодняшнего урока?
III. Тема урока (желательно чтоб тему урока сказал кто-то из детей)
- Ученик: Тема урока : Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова («Горные вершины….», «На севере диком стоит одиноко….»
Учитель:
(слова на доске)
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
М. Ю. Лермонтов
- 15 октября 2014 года исполнилось 200 лет со дня рождения великого поэта России М. Ю. Лермонтова. Сложный, противоречивый, он отразил в своем творчестве страдания метущейся души человеческой. Юбилейные мероприятия проходили и до сих пор продолжаются по всей стране, а значит, продолжаются встречи с творчеством великого поэта.
IV. Работа по теме урока
Знакомство с жизнью М. Ю. Лермонтова
Учитель:
- Приступая к знакомству с творчеством этого великого человека, мы с вами познакомимся с некоторыми страницами его жизни. О биографии Михаила Юрьевича Лермонтова нам расскажут наши ученики.
Ученик 1;
М. Ю. Лермонтов родился 3(15) октября 1814 года в Москве
в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой (урожденной Арсеньевой).
Ученик 2: В 1817 году Мария Михайловна заболела скоротечной чахоткой и умерла в возрасте 21 года, оставив единственного сына сиротой.
Ученик 3: После смерти матери бабушка решительно отказала Юрию Петровичу в желании оставить сына у него, ссылаясь на бедность армейского капитана, которая не позволит дать мальчику хорошее образование. Сразу после смерти матери Елизавета Алексеевна увезла любимого внука в свое имение Тарханы Пензенской губернии. Здесь она окружила внука заботой и лаской, не жалея средств на развитие многообразных талантов мальчика.
Ученик 4: В селе Тарханы Пензенской губернии, имении бабушки будущего поэта Е. Арсеньевой. Здесь прошли детские годы поэта. Бабушка делала все для единственного, обожаемого внука, не жалея денег на учителей и гувернеров. Он получил прекрасное домашнее образование: с детства свободно владел французским и немецким языком, хорошо рисовал и лепил, учился музыке (играл на флейте, фортепиано и скрипке).
Ученик 5: В детстве Лермонтов много болел. Тяжелый недуг надолго приковывал его к постели, приучал к задумчивости и одиночеству. Воображение стало для него новой игрушкой. Мальчик рано почувствовал себя одиноким. Его часто охватывала тоска по “душе родной”, способной понять его и утешить.
В 1818 и 1820 годах Елизавета Алексеевна ездила с внуком для лечения на Кавказ. Летом 1825 года бабушка в третий раз повезла мальчика на Кавказ на воды. Он уже подрос, смог увидеть гораздо больше, чем в первые поездки. В 1827 бабушка привезла внука в Москву, чтобы продолжить его образование. 1 сентября 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в Московский университетский благородный пансион, одно из лучших учебных заведений России. Получает гуманитарное образование, которое пополняет самостоятельным чтением. В пансионе пишет стихи, очень рано осознав, что поэзия - его призвание.
Ученик 1. 11 июня 1840 года Лермонтов прибывает на Кавказ и принимает участие в военных действиях. Роковые события развернулись 13 июля вечером в доме Верзилиных, где часто собиралась молодежь. Мартынов, одноклассник Лермонтова, вызвал Лермонтова на дуэль. Дуэль состоялась 15 июля 1841 года. Лермонтов был убит.
Учитель:
- Более подробно с биографией М. Ю. Лермонтова вы познакомитесь в старших классах. О Великом поэте можно говорить бесконечно: ведь эта личность многогранная, яркая. Разносторонняя одаренность Лермонтова проявилась очень рано. Он играл на скрипке, хорошо рисовал, лепил из воска, был талантливым шахматистом. Лермонтов написал 13 поэм, 3 драмы и около трехсот стихотворений, написал картины и рисунки его стихи, написаны романсы.
V. Работа по учебнику
Работа над стихотворением «Горные вершины»
Учитель:
- Ребята, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание «горные вершины»?
- Прочитайте самостоятельно данное стихотворение. Подумайте, какую интонацию надо выбрать при чтении. (самостоятельная работа детей)
- Какие картины вы представили при чтении этого стихотворения? (ответы детей)
- Раз это стихотворение, что мы должны почувствовать? (Ритм, рифму)
- Найдите рифмующиеся слова. (ответы детей)
- Как надо читать это стихотворение? Объясните почему? (ответы детей)
- Ребята, а какие приемы поэты используют в своих произведениях? (Метафору, олицетворение, сравнение)
- Найдите эти приемы в стихотворении. (Олицетворение – вершины спят)
- Какую музыку: печальную, грустную или веселую вы могли бы подобрать к этому стихотворению? Почему? (ответы детей)
- Послушайте романс, положенный на данное стихотворение.
ЗВУЧИТ РОМАНС «Горные вершины»
- А теперь давайте прочитаем это стихотворение выразительно. (читают 2 человека, обсуждаем чтение).
- А сейчас послушайте аудиозапись стихотворения М. Ю. Лермонтова «Горные вершины» Сравните ваше чтение (ответы детей)
ЗВУЧИТ аудиозапись стихотворения М. Ю. Лермонтова «Горные вершины»
ФИЗМИНУТКА
- Какую бы вы нарисовали картину к данному произведению? (ответы детей)
Работа над стихотворением «На севере диком стоит одиноко…»
Учитель:
- Рассмотрите репродукцию картины И. Шишкина на странице 145. СЛАЙД 18 Что вы на ней видите? Какие чувства она у вас вызывает? Почему?
- Какое название вы могли бы дать этой картине? (ответы детей)
- А если написать стихотворение к этой репродукции, то оно будет веселое, печальное, грустное или можете предложить свой вариант. (ответы детей)
- Послушайте стихотворение, которое называется «На севере диком стоит одиноко…» Подумайте, совпадают ли по настроению стихотворение М. Лермонтова и картина И. Шишкина?
ЗВУЧИТ аудиозапись стихотворения М. Ю. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…»
Чем?
Учитель:
- Давайте разберем слова, которые вам непонятны.
Словарная работа
Риза – облачение, одежда священника при богослужении.
Утес – высокая скала.
- А сейчас прочитайте друг другу стихотворение в паре, дайте совет, если он необходим при чтении вашему партнёру.
Выборочное чтение
VI. Первичная проверка понимания изученного
Учитель:
- Теперь ответьте на вопросы литературной игры «Откройте для себя Лермонтова»
1. В каком городе родился М. Ю. Лермонтов?
А) Ясная Поляна
Б) Москва
В) Петербург
2. Назовите даты жизни М. Ю. Лермонтова.
А) 15 октября 1814 г. — 15 июля 1841 г.
Б) 21 июля 1814г. – 18 июля 1843 г.
В) 15 октября 1814 г. – 15 июля 1850 г.
3. Какие чувства вы испытали при чтении стихотворений М. Ю. Лермонтова?
А) Веселье, радость
Б) Страх
В) Печаль
4. Найдите лишнее произведение
А) Зеркало и обезьяна
Б) Мартышка и очки
В) Утёс
VII. Рефлексия
Учитель:
- Правильно, произведение «Утёс» написал Михаил Юрьевич Лермонтов, а два других Иван Андреевич Крылов. Послушаем романс «Утёс», об этом стихотворении мы будем говорить на следующем уроке
VIII. Подведение итогов урока
Учитель:
- С творчеством, какого писателя знакомились сегодня на уроке?
- Что вам больше всего запомнилось из жизни поэта?
– Что вас затронуло больше всего?
– Какое стихотворение М. Ю. Лермонтова вам больше всего понравилось?
- Надеюсь, что наш урок оставит след в душе каждого присутствующего и вам наверняка захочется еще раз перелистать томик стихов поэта, прослушать романсы, положенные на его стихи, насладиться акварелью Лермонтова-художника, потому что
Меняют русла и теченья реки,
Меняются названья городов,
А Лермонтов есть Лермонтов навеки –
Ровесник новых и былых годов.
… М. Ю. Лермонтов прожил такую короткую жизнь, что нельзя не поразиться тем фактом, что он успел создать огромный литературный мир и стать величайшим русским поэтом. Слава Лермонтова имеет свои особенности. И стихи, и проза его прежде всего ставят читателя как бы перед самим собой, заставляют задуматься о себе, о своем месте в обществе, в мире, о вечности. Он побуждает душу стремиться к добру, к красоте, к жизни, глубоко осознанной, к умению противостоять бурям жизни.
Домашнее задание
Учитель:
- Выучить наизусть любое понравившееся стихотворение М. Ю. Лермонтова.