Марина Пушкарская
Разработка сюжетно-ролевой игры «Путешествие на Северный Полюс»
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на Северный Полюс»
Цель: Расширять знания детей о Северном полюсе и его обитателях в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Продолжать формировать умения детей творчески развивать сюжет игры, распределять между собой обязанности и роли, побуждать более широко использовать в игре знания об окружающей жизни.
Публикация «Разработка сюжетно-ролевой игры „Путешествие на Северный Полюс“» размещена в разделах
2. Развивать конструктивные умения детей при постройках необходимых атрибутов. Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передачи образа, учить использовать средства выразительности.
3. Совместными усилиями определить содержание игры. Развивать инициативу, организаторские способности, целеустремленность.
4. Воспитывать чувство коллективизма. Формировать отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи. Воспитывать доброжелательность, готовность выручить сверстника, умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре.
5. Побуждать детей самостоятельно создавать недостающие для игры предметы. Воспитывать трудолюбие.
6. Побуждать детей самостоятельно создавать недостающие для игры предметы. Воспитывать трудолюбие.
7. Побуждать детей самостоятельно создавать недостающие для игры предметы. Воспитывать трудолюбие.
8. Развивать любознательность, желание самостоятельно искать пути решения задач с помощью опытов и исследований
Роль воспитателя:
Перенести смысловой акцент игры на смену ролей ребенка, на изменение характера своих переживаний и отношений к другим персонажам игры. Ориентировать ребенка на своеобразие каждой роли, которую он берет в игре; на изменение ролевых отношений.
Предварительная работа:
* Рассказ воспитателя о труде моряков, рыбаков, научных исследователей.
* Рассматривание энциклопедий, посвященных географическим открытиям, природе севера, животным северных стран.
* Продуктивная деятельность: придумывание и изготовление названия ледокола. Проведение опытов, экспериментов.
* Чтение: А. Ляпидевский «На Север», «Все на лед»; А Членов «Как Алеша жил на Севере»; С. Сахаров «Два радиста».
* Упражнения на развитие творческого мышления и воображения: д/у «Наш корабль отправился в плавание потому, что…», «На корабле объявлена тревога потому, что…», «Корабль сел на мель потому, что…» и д. т. Морская болезнь-как ее лечить.
* Обучение игровым диалогам: «Капитан-штурман», «Капитан-радист», «Путешественник-эколог» др.
* Работа с родителями: предложить родителям просмотреть вместе с детьми мультфильмы «Степа-моряк», «Мореплавание Солнышкина».
* Игровые действия: постройка транспорта, (плот из палочек своими руками, составление маршрута путешествия.
Материал и оборудование:
* Географические и контурные карты мира.
* Изображение животных, игрушки животных.
* Материал для построек корабля (стулья, штурвал) .
* Приборы: компас, фонарик, бинокль, штурвал, фотоаппарат, наушники, рация, руль.
* Бескозырки, матросские воротники, пилотки, бейсболки.
* Различный бросовый материал для предметов заместителей.
* Термос и кружки (для каждого ребенка)
* Шарфики
Роли:
* Капитан корабля
* Матросы
* Радист
* Путешественники
* Фотограф
* Журналист
* Штурман
* Кок (повар)
* Доктор
Ход игры:
Чтение произведения «Цветик-семицветик».
Ребята, правда герои произведения оказались добрыми и отважными? А не хотели бы вы отправиться путешествовать на Северный полюс? (Ответы детей). Так давайте отправимся скорей! Вот как раз нам принесли письмо, давайте посмотрим от кого оно. От Белого медведя. Вот что он нам пишет: Я живу совсем один и мне очень грустно. Не могли бы вы приехать ко мне на Северный полюс в гости. Я был бы очень рад вас видеть.
Медведь.
2. Предложение поиграть: Ребята, как вы думаете, отправимся в путешествие? (Да) Правильно, ведь нельзя отказать белому медведю, который нас пригласил в гости.
Только не знаю, на чем отправимся? (предложения детей). А давайте на корабле!
А из чего можно сделать корабль? (из стульев)
А что надо взять с собой в дорогу? (ответы детей) Правильно, на Северном полюсе очень холодно и нам надо подготовится.
Смотрите, у нас с вами есть и шапочки и шарфики, чтобы не замерзнуть. Одевайтесь. А теперь давай те построим наш корабль.
3. Распределение ролей, беседа по вопросам:
Ребята, как вы думайте, кто ведет корабль?
Кто следит за маршрутом?
Какой должен быть капитан? Правильно сильным, ответственным, внимательным.
Ребята, а разрешите мне предложить, кто у нас будет капитан? (Да)
(Саша будет капитаном)
А остальных членов экипажа выбирает сам капитан. Кто еще есть на корабле? (Штурман, матросы, пассажиры, доктор, кок и т. д)
Есть ли на корабле кухня? Как она называется?
Есть на корабле врач?
Какие еще есть помещения на корабле?
4.(Звучит музыка, дети рассаживаются на стулья.)
Ребята, наши стулья будут каютами. Когда, корабль отплыл от берега можно спокойно выходить из каюты и гулять по кораблю, заходить в камбуз (на кухню, сходить в парикмахеру, к доктору, в библиотеку. Но по сигналу капитана пассажиры возвращаются в каюты.
5. Задания для детей
Ой, ребята смотрите, уже видны белые льдины, а медведя ни где не видно. (Воспитатель тянет за веревочку и достает письмо.)
Письмо № 2.
Ребята, извините, я вас ждал, ждал и не дождался,
очень хотел есть. Приезжайте в следующий раз.
Но для вас я приготовил задания и маленький сюрприз.
• Назовите обитателей Севера?
*Что вы знаете о таком природном явлении как «Северное Сияние»? (Ответы детей).
Воспитатель: - Давайте попробуем провести эксперимент с разноцветными стеклышками и получить искусственное «Северное сияние». (Дети проводят эксперимент совместно с воспитателем).
6. Ребята, давайте посмотрим по карте, в том ли направлении мы движемся? (дети рассматривают географическую карту)
7. Кажется маршрут у нас верный. Ой, ребята Мишка приготовил для нас задание: назвать виды транспорта.
8. С заданием вы справились. А теперь давайте проведем опыты и выясним как наш корабль не тонет, а держится на поверхности воды. (Дети проводят опыты с водой, деревянными плотами, бумажными корабликами и корабликами из пластилина).
9. Молодцы ребята. А теперь давайте рассмотрим Ледокол и придумаем ему название. (дети рассматривают иллюстрацию ледокола, отвечают на вопросы воспитателя)
10. Ребята, вы наверное проголодались? Давайте отправимся на кухню и посмотрим, что приготовили наши повара? (Конкурс на лучшего кока)
11. Ребята, кажется кого то укачало, нужно срочно пригласить доктора. (Приходит врач и лечит больного).
7. А теперь пора возвращаемся домой в Воронеж, а по пути нарисовать рисунки- самое яркое впечатление от путешествия. (Во время хода игры, воспитатель находит коробочку с «мороженным» от северного медведя.)