Елена Камаристова
Разработка системы дидактических подвижных игр в процессе математического образования дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность использования математических игр в различных видах деятельности определяется ее значимостью в более прочном и осмысленном усвоении математических знаний детьми, формировании переноса этих знаний в повседневную деятельность Подвижные дидактические игры математического содержания направлены на практическое овладение математическими знаниями. Двигательный аспект подвижной игры стимулирует закрепление математического материала. Благодаря ощущению радости движения ребенок выполняет дидактическую задачу более эффективно без ущерба для здоровья, т. к. не ущемляется потребность дошкольника в природе подвижности.
Публикация «Разработка системы дидактических подвижных игр в процессе математического образования дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подвижные игры для детей
- Темочки
Задачи, решаемые в процессе математических подвижных игр:
- Развитие двигательные способности, психофизических качеств;
- Формирование познавательных способностей;
-Развитие мышления, речи, внимания, умений и навыков в ;
Задачи определяют принципы обучения, выступают в единстве, образуя систему обучения.
Принципы:
• единства- т. е. многократное повторение. Проявляющие в изменении упражнений, условий выполнения в различных формах заданий;
• постепенности - от знакомых игр к незнакомым с усложнениями;
• оздоровительной направленности - укрепление здоровья ребенка в процессе обучения;
• сознательного активного обучения - дети активно и осознанно выполняют двигательные и дидактические задачи ;
• соответствие возрастным и физическим особенностям детей- готовность к выполнению поставленных задач в зависимости от возраста;
• связь теории с практикой - приучат детей применять знания в игре, на практике;
• развития воображения - через особые формы двигательной активности детей, даются задания в проблемной форме: имитации, инсценировке, перевоплощении, игровые эксперементации;
• формирование осмысленной моторики- ориентироваться на позу, положения тела в пространстве, посредством игровых упражнений на дыхание и тд.
Игры на формирование количественных представлений и обучению счёту.
Игра «Медведь и пчелы» для детей 3-4 лет
Цель игры: формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один, много, ни одного».
Ход игры:
Дети сидят на стульчиках — пчелы сидят в своих домиках-ульях. Воспитатель говорит: «Таня — пчелка, Ира — пчелка, Валя — пчелка, Света — пчелка. Сколько у нас пчелок?» «Много пчелок»,— отвечают дети. «Сережа будет медведем,— говорит воспитатель и спрашивает: — Сколько медведей?» — «Медведь один». Пчелки летают по полянке. Как только медведь выходит из своей берлоги, пчелки разлетаются по своим домикам (садятся на стулья). «Вот пчелки вылетели на полянку: одна пчелка, еще одна пчелка, еще одна пчелка — много пчелок. Было много пчелок, пришел медведь — пчелки испугались, разлетелись по своим домикам. Сколько пчелок осталось на полянке? – «Ни одной». В этом домике одна пчелка, в этом домике одна пчелка и в этом домике одна пчелка. Сколько в каждом домике пчелок? — «Одна».— «Не поймал медведь пчелок и пошел спать».
Игра повторяется несколько раз. Воспитатель фиксирует внимание детей на понятиях «одна шапочка, еще одна, еще одна, а вместе много».
один», «много». Для этой игры можно изготовить шапочку медведю и пчелкам или использовать контурные изображения. После игры атрибуты убирают, обращая при этом внимание на то, где один предмет, а где много.
Игра «Жучки на листиках» для детей старших групп
Цель игры: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств.
Ход игры. Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые жучки. Они хотят с вами поиграть, вы станете жучками. Наши жучки живут
на листиках. У каждого жучка свой домик – листик. Сейчас вы будете летать по полянке, а по моему сигналу найдете себе домик – листик. Жучки, летите! Жучки, в домик! Всем жучкам хватило домиков? Сколько жучков? Сколько листиков? Их поровну? Как еще можно сказать? Жучкам очень понравилось с вами играть». Далее повторяем игру, устанавливая отношения «больше, меньше», при этом учим уравнивать множества путем добавления и убавления.
Игры на ориентирование в пространстве.
Задача педагога - научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию.
Игра «Воробушки и автомобиль»- младшие дошкольники
Цель: формировать умение двигаться в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга; совершенствовать умение реагировать на сигнал, развивать ориентацию в пространстве.
Ход игры: дети сидят на стульчиках на одной стороне зала. Это «воробушки» в гнездышках. На противоположной стороне – воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя «Воробышки полетели» дети поднимаются со стульев, бегают по залу, размахивая руками. По сигналу воспитателя «Автомобиль», дети убегают на свои стульчики.
После того, как игра освоена детьми, вместо слов можно использовать звуковые сигналы.
Игра «Ловишки с ленточками»- для детей старшего дошкольного возраста
Цель: развивать быстроту, ловкость, глазомер; совершенствовать ориентировку в пространстве, бег врассыпную.
Ход игры: дети стоят в кругу, у каждого имеется цветная ленточка, заправленная сзади за пояс. В центре круга стоит ловишка. По сигналу дети разбегаются в разные стороны, а ловишка старается вытянуть у них ленточки. На сигнал остановки дети собираются в круг, водящий подсчитывает ленточки.
Игру можно проводить с усложнением:
- в кругу стоят двое ловишек.
- ловишки нет, мальчики собирают ленточки у девочек, а девочки у мальчиков.
Игры для закрепления знаний о форме геометрических фигур.
Игра «Найди свой домик»
Цель. Развитие представлений детей о геометрических фигурах.
Ход игры. Детям раздают геометрические фигуры, отличающиеся по цвету и величине. В трех обручах в разных углах комнаты на полу лежат круг, квадрат и треугольник.
«В этом домике живут все круги,- говорит воспитатель, - в этом-все квадраты, а этом- все треугольники». Когда все найдут свои домики, детям предлагают «погулять»: побегать по группе. По сигналу воспитателя все находят свой домик, сравнивая свою геометрическую фигуру с той, что находится в домике. Игра повторяется несколько раз, при этом воспитатель каждый раз меняет домики местами.
Игра «Найди свое место»
Цель. Развитие умений различать геометрические фигуры и соотносить их, находя такую же.
Ход игры. Детям раздают различные геометрические фигуры, а на стулья, поставленные в ряд, кладут карточки с изображением этих фигур. Дети расходятся по группе, свободно передвигаясь, бегая под бубен. По условному сигналу дети находят свое место, т. е. каждый садится на тот стул, где лежит карточка с изображением его геометрической фигуры. Таким образом, изображение геометрической фигуры служит средством для достижения цели. Игра может усложняться, фигура, изображенная на карточке, может быть больше или меньше по размеру. При повторном проведении игры карточки, разложенные на стульях перекладываются.
Игра «Гаражи»
Цель. Развивать умения различать геометрические фигуры.
Ход игры. Дети изображают машины, каждая имеет свой «номер»- круг, квадрат, прямоугольник или треугольник. В разных концах группы расположены гаражи, также обозначенные кругом, прямоугольником, квадратом или треугольником большего, чем у детей, размера. Машины могут заезжать только в свой гараж, т. е. в тот, который соответствует номеру машины. Правила игры может хорошо соблюдать только тот, кто умеет различать геометрические фигуры.
Дети, держа свои номера машины перед собой, как руль, ездят по комнате. По сигналу воспитателя все въезжают в свои гаражи. Воспитатель проверяет, правильно ли нашла каждая машина свой гараж. При повторении игры можно незаметно поменять гаражи местами: это заставляет водителей быть еще внимательнее.
Игры на ориентировку во времени.
Это игры «День и ночь», «Совушка-сова», и др.
Игра «Живая неделя».
Цель: Помочь детям запомнить дни недели.
Участвуют семь детей
Ход игры: В руках у детей кружочки разного цвета, обозначающие дни недели, Дети пересчитываются по порядку, затем разбегаются. По сигналу воспитателя дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник и т. д Аналогично можно проводить игру «Круглый год», где дети запоминают название месяцев года.