Татьяна
Использование малых фольклорных форм в процессе математического развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Следовательно, одна из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. А детство невозможно представить без потешек, считалок, загадок. Поэтому использование малых фольклорных форм поможет ребенку быстрее и легче усваивать образовательную программу. Ребёнку на занятиях нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Фольклорный материал влияет на формирование произвольности психических процессов, на развитие произвольности внимания, на произвольную память.
Публикация «Использование малых фольклорных форм в процессе математического развития дошкольников» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Анализ научной, программной и методической литературы показал, что малые фольклорные формы близки и понятны по содержанию. Благодаря ним взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, включает его в активное общение, учит самостоятельно осмысливать описываемую математическую ситуацию, а также формирует у детей умение выделять существенные математические отношения, замаскированные в тексте. Именно поэтому произведения фольклора широко используются в работе с детьми для знакомства с новым материалом, активизации наблюдательности при закреплении этого знания и самостоятельного использования нового знания в практической и игровой деятельности, отвечающей интересам ребенка.
Работа с использованием малых фольклорных форм на занятиях по математическому развитию дошкольников нами проводилась по следующим разделам: «Форма», «Величина», «Количество и счет», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени». В каждом разделе использовались такие фольклорные формы как : загадка, сказка, скороговорка, пословица и поговорка, считалка, задача-шутка, потешка.
Загадка – это замысловатое иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания, с целью испытать сообразительность, развить наблюдательность к поэтической выдумке. Именно загадки служат исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т. д., а также для закрепления, конкретизации знаний дошкольников о числах, величинах, отношениях. Предлагая детям какую-либо загадку в стихотворной форме, мы ставили одним из условий не только ее отгадать, но и самим вспомнить (или придумать) другую так, чтобы в ней были слова математического содержания.
Скороговорка как вид малых форм фольклора помогает научить быстро и четко выговаривать фразу, которая намеренно выстроена затрудненным для произнесения образом. Она способствует закреплению знаний о количестве и счете, величине, форме и т. д. Скороговорка позволяет закреплять, отрабатывать математические термины, слова и обороты речи, связанные с развитием количественных представлений. Например, при знакомстве детей с числами и цифрами первого десятка нами использовались следующие скороговорки:
- У четырёх черепашат по четыре черепашонка.
- Опять пять ребят нашли у пенька пять опят и т. д.
Еще одной малой фольклорной формой, используемой на занятиях, были пословицы и поговорки. Пословица является кратким народным изречением с назидательным содержанием; народный афоризм, а поговорка – кратким устойчивым выражением, преимущественно образным, не составляющим, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом. Пословицы и поговорки использовать нами с целью закрепления количественных представлений. При чтении пословицы мы делали небольшую паузу и просили ребенка назвать пропущенные названия чисел. Например: «… пятниц на неделе» (семь, «Убил … зайцев» (двух).
Особый интерес у дошкольников вызывала работа со считалками – короткими рифмованными стихами, применяемых не только для определения, ведущего или распределения ролей в игре, но и способствующих развитию количественных представлений. Соревнования в произнесении считалок позволяли закрепить знания о числе, сформировать умения порядкового и количественного счета. При проведении работы аналогично использовались задачи-загадки, потешки, заклички и другие малые фольклорные формы.
Работа на занятиях по математическому развитию старших дошкольников с использованием малых фольклорных форм проходила в три этапа. На начальном этапе используемой нами методики основное внимание уделялось активному включению ребенка в анализ содержания прочитанного фрагмента, выделении в нем количественных характеристик, которые необходимы для дальнейшей работы. На втором этапе проводилось исследование того, насколько ребенком понимается смысл фольклорного жанра, какое значение он может иметь в практической жизни, а также как может быть преобразован в результате изменения своих значений. Третьим этапом, разработанной нами методики, являлось имитационное действие, содержащее количественные характеристики, выделенные ребенком изначально. Основными приемами на данном этапе являлись предметное моделирование, а также импровизированная сюжетно-ролевая и дидактическая игра.
В процессе проведения опытной работы с дошкольниками нами установлено, что малые фольклорные формы помогают воспитателю в воспитании и обучении детей, испытывающих трудности в усвоении математических знаний о числах, величинах, геометрических фигурах, ориентировки в пространстве и во времени. Применяемые на занятиях математического развития малые фольклорные формы разнообразят ход его проведения, формируют у дошкольников интерес к изучению математики.
Методика использования малых фольклорных жанров на занятиях по математическому развитию детей дошкольного возраста опирается как на имеющийся у ребенка опыт деятельности, так и предусматривает активное вовлечение его в деятельность, содержащую в себе элементы анализа условия, преобразования каких-либо данных, и дальнейшее использование этих данных в практической деятельности.
Опарина Т. Г.
Пеленков А. И.