Нина Семенчук
Формирование математического мышления у младших дошкольников в процессе развивающих игр
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников обусловлено возрастными психофизиологическими характеристиками, спецификой математического материала и общими задачами развития детей. Этот процесс происходит в основном в непосредственной образовательной деятельности. Но и в свободное от образования время малыш тоже учится. Но учится в игре!
Публикация «Формирование математического мышления у младших дошкольников в процессе развивающих игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Сказать, что жизнь дошкольника – игра, не будет большим преувеличением: детство в нашем сознании действительно прочно связывается с играми и игрушками. Даже обучается и воспитывается современный дошкольник часто в игровой форме, ведь в играх скрыты немалые резервы развития. Исследования психологов и педагогов показывают, что игра способствует развитию интеллектуальных возможностей ребенка, памяти, внимания, восприятия, является своеобразным тренингом общения, социальных отношений ребенка, помогает раскрытию его индивидуальных и личностных особенностей, стимулирует активность детского воображения, фантазии, творчества. Игру можно назвать поистине универсальной формой детского развития.
Мною был составлен план работы с детьми, целью которого стало формирование математического мышления, стимулирующее творческое воображение в процессе развивающих игр.
План работы с детьми:
1.«Разложи правильно» (вид игры - Дидактическая). Цель. Учить классифицировать предметы; сравнивать группы предметов по количеству входящих в них элементов; обозначать словами результат сравнения (больше, меньше, столько – сколько). IX
2.«Обрывашки» (вид игры - Сенсорная). Цель. Развивать мелкую моторику рук техникой «обрывание по контуру»; закреплять названия геометрических фигур. X
3.«Геометрическое лото» (вид игры - Настольно-печатная). Цель. Научить связывать определенное содержание с произвольным символом, видеть в отдельных предметах собирательные символы класса других предметов. XI
4.«Веселая зарядка»(вид игры - Подвижная). Цель. Научить осуществлять переводы из одной знаковой системы (графических знаков) в другую (язык движений, действовать по образцу XII
5.«Сложи картинку»(вид игры - Строительная). Цель. Учить моделировать предмет из геометрических фигур; учить преобразовывать конструкцию предмета. I
6.«Рисование ниточкой/веревочкой»(вид игры - Сенсорная). Цель. Развивать умение изображать геометрические фигуры с помощью ниток, веревок, ленточек, шнуров; продолжать обучать основам моделирования. II
7.«Нарисуем цифры палочками»(вид игры - Строительная). Цель. Научить схематическому изображению цифр с помощью счетных палочек; продолжать обучать основам моделирования. III
8.«Складывание платочков»(вид игры - Сенсорная). Цель. Учить разными способами складывать платочки, преобразовывая в разные геометрические фигуры; учить запоминать последовательность действий. IV
9.«Соберитесь горошки в маленькие кружочки»(вид игры - Подвижная). V
Актуальность выбранных мною игр, заключается в обучении детей основам математического моделирования. Под математическим моделированием с дошкольниками понимается организация педагогом процесса создания ребенком моделей посредством простейших плоскостных и пространственных математических абстракций.
Таким образом: в процессе моделирования ребенок замещает конструкцией из счетных палочек, из геометрических фигур реальный предмет (дом, дерево, человека и т. д.) с помощью творческого воображения, на основе которого формируется творческое мышление. Без этих качеств немыслима деятельность человека любой профессии. Размышления, догадки, выводы, обобщение, абстрагирование, освоение математической терминологии – это далеко не весь перечень качеств, необходимых будущему школьнику для освоения новых знаний.
Литература:
- З. Михайлова, М. Полякова, Т. Ивченко, Л. Римашевская, Н. Никонова «Образовательная область «Познание»;
- Г. Репина «Математическое развитие дошкольников. Современные направления»;
- Г. Репина «Технологии математического моделирования с дошкольниками»;
- Е. Сапогова «100 игр для больших и маленьких»;
- З. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников».