Татьяна Кротова
Разработка раздела образовательной программы «Развитие речи детей 2–3 лет средствами русского народного фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
В начале сентября, проводя обследование детей, проводя обследование детей, мы заметили, что дети по-разному реагируют на потешку, сказку, колыбельную песенку.
Одни дети с удовольствием шли на контакт, внимательно слушали воспитателя, не отвлекались, самостоятельно совершали игровые действия при чтении потешки, сказки, пении песенки, требовали повторения, выражали бурную радость, быстро переключались, отвлекались от негативных эмоций и в большинстве случаев не возвращались к ним.
Публикация «Разработка раздела образовательной программы „Развитие речи детей 2–3 лет средствами русского народного фольклора“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Другие дети невнимательны, принимали только те малые фольклорные формы, которые требовали активных от ребенка движений, сопровождались показом ярких игрушек, предметов, картинок. Самостоятельные действия при чтении воспитателем потешки, сказки, пении песенки, были невыразительные, бедные, однообразные. В случае прекращения общения эти дети могли вернуться к негативным эмоциям: начинали капризничать, спрашивать маму, упрямиться и т. д.
Вводить народный фольклор в жизнь малышей мы начали в свободное от занятий время. Приходилось учитывать индивидуальные особенности детей, чтобы создать у каждого из них радостное настроение. Сначала использовали колыбельные песенки и потешки. Большой эффект при этом давало использование игрушек. Так проговаривали потешку «Ладушки, ладушки, где были?.» от имени куклы, которая «сама» двигала руками; наблюдали за скачущим зайчиком под слова:«Скачет зайка маленький,
Около заваленки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай-ка».
Использовали такие приемы, как замена силы голоса (говорили тише, громче). изменение темора голоса (говорили грубым, низким голосом, использование различной мимики, жестов, движений. Подключали к работе специалистов на музыкальных, физкультурных занятиях. Детям нравилось, когда мы брали на руки куклу Катю и ласковым, нежным голосом начинали припевать, покачивая ее:
«Баю, баю, баю-бай,
Ты, собачка, не лай.
Белолоба не скули,
Мою дочку не буди».
Чтобы дети быстрее запомнили слова, мы показывали, как громко лает «собачка белолоба», используя мягкую игрушку. В контакт с такой собачкой вступали даже малоактивные дети, прося не будить дочку.
Успокаивали детей также колыбельными песнями. Мы пели, а дети, подпевали, делали имитационные движениями: баюкали, покачивались, сложив на груди руки. А сколько замечательных колыбельных песен пели детям перед укладыванием на сон:
«Лягте, дети, на бочок,
Под головку кулачок,
Ветерок над головой,
Спи глазок, спи другой.»
Надо отметить, что пение всегда вызывало у всех детей радость и восторг, особенно, если имел место эффект неожиданности. 1 ак, после сна, когда дети еще вялые, малоподвижные, мы пели: «А кто у нас хороший, кто у нас пригожий.», дети с удовольствием называли свои имена. Выйдя в раздевалку, увидев птичку на окошке (это может быть игрушка или картинка) мы пели:
«Села птичка на окошко,
Посидит у нас немножко,
Подожди не улетай,
На прогулке поиграй».
После таких обыгрываний малыши легко запоминали песенки и переносили их в повседневную игру.
ф
Малые фольклорные формы нашли отражение при проведении режимных моментов, которые у болыпинства детей вызывали отрицательные эмоции. Для того чтобы дети с удовольствием умывались, ели, раздевались, готовясь ко сну, мы читали собственно подобранные потешки. Так, во время подготовки к умыванию, заворачивали рукава, подводили к умывальнику говорили малышам, каждый раз подставляя нужное имя:
«Чистая водичка Моет Поле личико Анечке - ладошки,
А пальчики Андрюшки».
А Арине Р., которая боялась воды, говорили такую потешку:
«Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели.
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок».
Потом все ребятки приговаривали вместе с нами такие слова:
«Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся.
Маме улыбаемся».
Ритмичные слова вызывали у детей радостное настроение, они с удовольствием. заворачивали рукава, подставляли руки под струю воды.
Возникшие проблемы с причесыванием, тоже решали с помощью песен и потешек. Сначала, как только такие дети как Арина Р., Аня А., Ульяна Г. начинали капризничать, пели такую песенку:
«Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса,
Расти косонька, до пят,
Все волосыньки в ряд,
Расти, коса, не путайся,
Дочка маму слушайся».
Потешка, песенка, прибаутка помогала корректировать поведение детей, созвала у них хорошее настроение. Чтобы вызвать у них желание кушать мы говорили:
«Травка-муравка со сна поднялась.
Птица-синица за зерно взялась,
Зайка - за капусту,
Мышки - за корку,
Детки - за молоко».
А капризной Полиике, которая сначала отвергала все попытки ее покормить, ласково приговаривали:
«Умница, Полинушка,
Ешь Кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую».
Всем ребяткам в зависимости от их настроения во время приема пиши говорили:
«У нас много ребят
Все по стульчикам сидят,
Кашу масляну едят».
Или
«Идет коза рогатая За малыми ребятами.»
Или
«Я состряпаю калач.
Коровушку подою,
Молочком всех напою Нам дает здоровье Молоко коровье.»
Мы старались включать народные произведения в те режимные моменты, когда они наиболее полезны и понятны.
Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по маме, дому. Такое поведение не редкость в период адаптации ребенка к ДОУ. Так, детям Жене К., Артему Г., Ульяне Г., Сереже Б., которые не хотели ложиться спать, мы, кладя рядышком принесенную из дома любимую мягкую игрушку, ласково говорили:
«Вот и люди спят,
Вот и звери спят.
Птицы спят на веточках.
Лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке.
Утки - на муравушке,
Детки все по люлечкам,
Спят-поспят.
Всему миру спать велят».
Андрюшке Н., который долго не засыпал, садился на кровати, а то и просто мог встать и походить, говорили такую потешку:
«Спи, усни, дитя Андрюшенька,
Все ласточки спят,
Нашему Андрюшеньке
Спать велят».
В начале привыкания к ДОУ наши малыши испытывали трудности в одевании. Самостоятельно никто не умел одеваться, дети часто отвлекались, мешали друг другу. Для того, чтобы дети освоили навыки одевания, мы вместе с младшим воспитателем приговаривали:
«Вот они - сапожки,
Этот - с левой ножки.
Этот с правой ножки,
Если дождичек пойдет,
Наденем калошки,
Этот - с левой ножки.
Этот - с правой ножки,
Вот как хорошо».
Приятно было наблюдать, как дети использовали эти и другие потешки, песенки во время сюжетно-ролевых игр, как бережно, с любовью относились к свом куклам, игрушкам.
Эффективными в момент развития оказались такие приемы, как, побуждение малышей активно участвовать в игровом взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
1. Взаимодействие с семьей.
Чтобы объединить усилия и совместно решать наши проблемы и задачи по ознакомлению детей с произведениями устного народного творчества, мы провели беседы и анкетирование родителей (см. приложение) с целью получения информации об использовании фольклора в семейном воспитании, об отношении родителей к малым форма фольклора.
Таким образом, было установлено, что большинство родителей:
- использует малые фольклорные формы в семейном воспитании, в основном, это колыбельные песни и сказки;
- поддерживают работу ДОУ по ознакомлению детей с произведениями устного народного творчества.
После мы провели еще анкетирование родителей (см. приложение, где предложили ответить на вопрос, какой форме фольклора их ребенок отдает предпочтение.
Исходя из этого, мы разработали основные направления в организации целенаправленного взаимодействия с семьей:
- использование оптимальных индивидуально-дифференцированных форм и методов в работе с семьей: проводили индивидуальные беседы с родителями тех детей, которые плохо шли на контакт с воспитателем, находились в угнетенном состоянии, приглашали этих родителей в группу, советовали обратиться на консультацию к психологу и другим специалистам, согласовывали щадящий режим, посещали семьи, совместно подбирали любимые их детьми песенки, потешки, сказки и т. д. ; Совместно с родителями изготавливали маски животных (медведя, лисы и т. д.) для обыгрывания, книжки самоделки по потешкам и загадкам;
- создание системы массовых групповых мероприятий с использованием разных форм фольклора : организовали семейные вечера, отдыха, чаепития, посиделки, народные праздники «Рождество», «Масленица», совместные утренники «Давайте познакомимся», «День именинника», в сценарий которых включали песенки, потешки, народные игры;
- выявление опыта семейного воспитания: использовали форму «вопрос-ответ» или рубрику «Семейный опыт», где родители делись своими находками в использовании малых фольклорных форм, сами отвечали на проблемные вопросы.
Таким образом, целенаправленная работа с семьей помогла заинтересовать большинство родителей малыми фольклорными формами, побудила интерес к их использованию, активизировала на участие в жизни группы, помогла лучше понять каждого малыша, обеспечить в группе психологический комфорт, сократить период адаптации до минимума.
2. Выводы и перспективы деятельности.
Проделанная нами работа позволяет нам сделать следующие выводы:
• Малые фольклорные формы помогли взрослым наладить эмоциональный контакт с детьми, способствовали их речевому развитию;
• Выявлены основные критерии эмоционального отклика детей на использование малых фольклорных форм в педагогическом процессе;
• Систематизирован и дифференцирован фольклорный материал по степени сложности и воздействию на познавательное и речевое развитие каждого ребенка;
• Выявлены наиболее эффективные методы и приемы работы с маленькими
детьми при использовании малых фольклорных форм; *
• Систематизирована работа с семьей, в результате которой большинство родителей заинтересовались малыми фольклорными формами, стали активно участвовать в жизни группы;
• Изменились в положительную сторону взаимоотношения детей друг с другом. Большинство наших воспитанников проявляют активность в общении, охотно включаются в совместную деятельность.
В дальнейшем мы планируем ввести потешки и поговорки в театр для малышей, познакомить детей с фольклором народов мира, волшебными сказками, былинами, подвести к сочинению сказок, придумыванию загадок.