Чащина Светлана
Разработка программы формирования творческих способностей дошкольников на основе Лего-конструирования
▼ Скачать + Заказать документы
Деятельность дошкольных образовательных учреждений должна быть направлена на формирование у детей общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
Достижение таких результатов возможно за счет системных обновлений, одно из которых – обновление содержания технологий, используемых в ходе образовательной деятельности.
В свете новых федеральных государственных требований является актуальным использование в работе с дошкольниками ЛЕГО - технологии :
Темочки:
- Конструирование. Методические разработки
- Лего. Конструктор LEGO
- Лего. Методические разработки
- Темочки
1. использование ЛЕГО - конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности: конструирование находится в образовательной области «Познание» и интегрируется с образовательными областями «Коммуникация», «Труд», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Безопасность»;
2. основой образовательной деятельности с использованием ЛЕГО - технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. ЛЕГО позволяет учиться играя и обучаться в игре.
3. использование ЛЕГО - технологии позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
4. ЛЕГО - технология - средство развивающего обучения, стимулирует познавательную деятельность дошкольников, способствует воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развития самостоятельности, способности решать любые задачи творчески.
5. ЛЕГО - технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников.
Цель программы : развитие творческих способностей, конструкторских умений и навыков, речи детей; воспитание личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения, подготовить к школьному обучению. Обучение данной программой основано на принципах интеграции теоретического обучения с процессами практической, исследовательской, самостоятельной, научной деятельности воспитанников и техника – технологического конструирования.
Задачи.
1. Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, использовать научные и практические достижения. Стимулировать детское научно-техническое творчество. Повышать качество работы с детьми. Вести проектную деятельность в процессе работы.
2. Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
3. Развивать умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.
4. Развивать операции логического мышления.
5. Развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу.
6. Развивать мелкую моторику, диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас.
7. Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
8. Способствовать развитию приоритетных направлений в современной системе образования: техника – технологических, здоровьесберегающих технологий, гуманизации дополнительного образования, охраны окружающей среды. Стимулирование детей к экспериментальной деятельности, принятие участия в конкурсах, в соревнованиях.
Основные педагогические условия реализации программы.
Совместная деятельность взрослого с ребенком и детей друг с другом.
Обеспечение взаимосвязи специально организованных занятий с
самостоятельной деятельностью детей.
Предоставление детям разнообразных материалов и возможности
пользоваться ими по своему усмотрению.
Взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности: игрой,
сочинением сказок и др. и включение его в широкий спектр событий детской жизни.
Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми.
Организационные условия реализации программы.
Программа рассчитана на возрастную категорию детей 5 – 7 лет. Занятия проводятся в подгруппах по 10 – 13 человек.
Основные методы работы : словесные (рассказ, беседа, инструктаж, наглядные (демонстрация, репродуктивные (применение полученных знаний на практике, практические (конструирование, поисковые (поиск разных решений поставленных задач).
Основные формы работы : игровая деятельность.
Основные приёмы работы : беседа, ролевая игра, познавательная игра, задание по образцу (с использованием инструкции, творческое моделирование (создание рисунка модели, викторина, проект.
Материально- техническое оснащение образовательного процесса.
Для реализации программы на занятиях должны быть наборы конструктора ЛЕГО DUPLO 102. 5+ 9656, технологические карты, компьютер, проектор, экран.
Основным направлением курса «ЛЕГО – конструирование» является проектная и практическая деятельность дошкольников. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Работа над проектом предусматривает совместную деятельность педагога, детей и родителей.
Направленность программы. Программа имеет научно – техническое направление.
Форма организации деятельности. Непосредственно – образовательная деятельность, игровая деятельность. Совместная деятельность педагогов, детей и родителей.
Этапы реализации программы :
1 этап. Сентябрь – декабрь. Знакомство с деталями конструктора. Моделирование логических отношений.
Цель – развитие элементов логического мышления.
Задачи: совершенствование навыков классификации, активизация памяти и внимания, обучение анализу логических закономерностей, закрепление навыков ориентирование в пространстве.
2 этап. Моделирование объектов реального мира.
Цель - развитие способности детей к наглядному моделированию.
Задачи: развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, обучение планированию процесса создания собственной модели, стимулирование конструктивного воображения при создании модели по собственному замыслу, формирование умений действовать в соответствии с инструкциями педагога, активизация работы мелкой моторики рук.
В результате изучения, в течение года содержания программы, у детей должны быть развиты творческие способности, конструкторские умения и навыки, речь. Должны уметь ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения. Уметь работать по предложенным инструкциям, довести решения задачи до работающей модели, излагать мысли, находить ответы на вопросы, анализировать рабочий процесс. Работать над проектом в команде, разумно распределяя обязанности.
Учебно – тематический план.
№ Тема. Содержание занятий. Кол-во занятий (практических) Содержание
1 Введение в ЛЕГО – конструирование. Знакомство с деталями конструктора. Игра «Найди деталь такую же, как на карточке» 1 Знакомство с основными деталями : балка, пластина, пластина угловая, кирпич, зубчатое колесо, ось, ремень, штифт. Закрепление новых знаний в игровой форме.
2
Игрушки. Создание юлы. Игра «Чья команда быстрее соберёт модель».
Ветряк. Игра «Запомни расположение»
Путешествие по ЛЕГО – стране. Качели. Игра «Таинственный мешочек» 6 Знакомство с основными принципами механики во время построения модели, где применяются зубчатые колёса. Соревнование в игровой форме, для закрепления новых знаний.
Изучение деталей простых механизмов, таких как ролики, ось колеса. Сравнение своего результата деятельности с результатом других обучающихся.
Знакомство с такими понятиями, как равновесие, подъёмная сила, устойчивость. Закрепление знаний в игровой форме.
3
Транспорт. Исследователи кирпичиков. Парусник.
Волшебные кирпичики. Автомобиль. Спонтанно – индивидуальная ЛЕГО – игра.
Исследователи. Автомобиль.
ЛЕГО – игротека. Транспорт. 8 Знакомство с основными принципами механики, где применяю
Основные принципы механики во время построения моделей, где применяются колёса, оси, блоки.
Решение задач путём построения моделей. Работа в группах и совместное обсуждение. Реализация идей. Создание инструментов для измерения. Закрепление знаний в игре.
Совершенствование навыков классификации, активизация памяти и внимания. Закрепление навыков. Совершенствовать коммуникативные навыки детей.
4
Человек и спорт.
Хоккеист. Ролевая игра.
Нападающий.
Вратарь.
Ликующие болельщики. 10
Знакомство с понятием равновесие, расширение словарного запаса. Выработка умений работать по схеме. Развитие познавательной активности детей, воображения, фантазии и творческой инициативы;
Решение задач путём построение моделей. Изучение деталей простых механизмов, таких как зубчатые колёса, рычаги, ролики, ось колеса.
Решение задач практического содержания. Моделирование по замыслу. Закрепление изученных понятий.
Работа в группах и совместное обсуждение. Реализация идей. Принципы действия устойчивости конструкций.
5
Охрана окружающей среды. Проект «Животные и птицы в питомниках».
Презентация. «Мы в ответе за тех, кого приручили»
«Если мы сделаем так, что может измениться?»
Наша копилка.
Создание любимых моделей. Птицы и животные.
Защита проекта. 9
Описание ситуации. Помочь осознать мотивацию детей. Сформировать гипотезу. Определение цели проекта, содержание и конечный результат. Моделирование по замыслу.
Умение анализировать событие и высказывать свое мнение. Фиксация результатов рисунками и схемами. Моделирование по замыслу.
Собирание коллекции (картинки, фотографии, игрушки) собранные детьми, родителями и воспитателями. Моделирование по замыслу.
Разработка механизма на основе конструктора ЛЕГО. Любимые животные. Тестирование моделей, устранение дефектов и неисправностей.
Презентация, коллаж, фотоальбомы.