Анна Соколова
«Удивительные камни». Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников.
Автор: Анна Соколова
Все средства для совершенствования физического развития ребенка можно разделить на три группы методов : профилактические, интенсивные и сильнодействующие.
В этой статье побеседуем с вами о второй группе методов нетрадиционного оздоровления детей - об интенсивных методах.
К этой группе оздоровления детей относятся :
• Оздоровительный бег,
• Утренняя гимнастика,
• Дыхательная гимнастика по системе Бутейко,
• Аутотренинг,
• Массаж и самомассаж.
Публикация «„Удивительные камни“, Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Камни. Знакомство с камнями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
1. Оздоровительный дозированный бег.
Цель оздоровительного дозированного бега –дать детям эмоциональный заряд бодрости и душевного равновесия, тренировать дыхание, улучшить газообмен, укрепить мышцы, кости и суставы.
Еще раз хочу напомнить вам о значении оздоровительного бега :
• Оздоровительный бег отлично действует на верхние дыхательные пути, на мускулатуру кишечника, сердце легкие, вызывает активное потоотделение.
• Оздоровительный бег вырабатывает выносливость, подготавливает организм к более сильным нагрузкам.
На что надо обратить особое внимание.
Оздоровительный бег – это не многочасовые гонки на преследование или выживание. Оздоровительный бег для детей дошкольного возраста должен быть строго регламентирован и дозирован.
Детям дошкольного возраста рекомендуется заклеивать рот медицинским лейкопластырем перед бегом. Зачем? Чтобы позволить ребенку самому регулировать физическую нагрузку и вовремя переходить на ходьбу.
Первые тренировки в экспериментальных детских садах показали, что, с одной стороны, рот заклеивать надо – ребенок учится правильно дышать носом и через рот в организм ребенка не попадает ненужный холодный воздух и частички пыли. Ребенок четко чувствует время и место остановки и переход на ходьбу. Но с другой стороны, дошкольникам не нравится сама процедура заклеивания и отклеивания рта.
Наш опыт показывает, что вначале ребенка надо научить правильно дышать и лишь затем постепенно увеличивать нагрузки и время бега.
Сколько по времени длится оздоровительный бег.
В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет)оздоровительный бег начинается с 1 минуты и постепенно увеличивается до 3-3, 5 минут.
В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) длится от 1, 5 минут до 7 -12 минут в среднем темпе.
В какое время заниматься оздоровительным бегом с ребенком.
Проводить оздоровительный бег лучше :
• до утренней зарядки перед общеразвивающими упражнениями,
• в конце прогулки,
• после занятий.
Родители могут делать утреннюю пробежку вместе с ребенком до детского сада, предварительно облегчив одежду ребенку или перед непосредственным возвращением домой после вечерней прогулки.
Непрерывно бежать в течение 1- 1,5 минут дошкольники не могут, хотя, как кажется родителям, ребенок «носится» целый день.
Засеките время пробежки до детского сада и начните бегать вместе с вашим ребенком каждый день. Здоровья привалит не меряно!
Зачем надо облегчить одежду ребенка?
(то есть снять теплую кофту)
Во время бега вырабатывается много энергии, температура тела ребенка повышается. И если ребенок будет еще и в теплой одежде, то неминуемо быстро вспотеет, и в прохладную погоду переохладится, что приведет к заболеванию, а не к оздоровлению.
2. Утренняя гимнастика и лучший вариант - на свежем воздухе.
Цель – повысить психоэмоциональный и мышечный тонус, развить приспособляемость ребенка к возрастающим физическим нагрузкам, активизировать обменные процессы.
В облегченной одежде ребенок начинает утро с оздоровительного бега в медленном темпе. Можно бегать по комнате. Но лучший вариант, конечно, на улице.
Бег заканчивается переходом на ходьбу и с выполнением упражнений на регулировку дыхания и выполнением упражнений на расслабление.
Комплекс упражнений состоит из 2-3 упражнений на разные группы мышц. Сначала для мышц рук и шеи, (разведение-сведение, махи вверх-вниз, вперед-назад, повороты головы вперед-назад, вверх-вниз,затем для мышц туловища (наклоны вниз или в стороны, повороты, прогибания, для мышц ног (приседания, махи) и разные виды прыжков (на двух или на одной ноге, поочередно, с поворотами, вправо-влево, вперед-назад)
3. Дыхательная гимнастика по системе Бутейко.
Цель – обеспечить полноценную работу бронхов, очистить слизистую дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру.
Лучше проводить этот вид гимнастики в тихой комнате, где нет посторонних шумов.
В чем смысл и значение дыхательной гимнастики.
Выполняя дыхательную гимнастику, мы приводим себя в гармонию с самим собой (с самой собой) и с Вселенной.
Это укрепляет и оздоравливает систему дыхания, улучшает деятельность желудка и желудочно-кишечного тракта в целом, благотворно действует на нервную систему.
И что еще очень важно - дыхательные упражнения с задержкой снижают бронхоспазм, применяются при астме.
3. Аутотренинг.
Цель – воздействовать на подсознание с помощью расслабления мышц, дыхания, сосудов, а также с помощью отдельных формул аутогенной тренировки учить детей расслабляться.
В чем смысл и значение аутотренингов для ребенка.
После двигательной активности (физкультурного занятия, оздоровительного бега, прогулки) многие дети не в состоянии самостоятельно вернуть системы и органы своего организма в нормальное рабочее состояние.
Поэтому ребенку надо показать и научить этим простым способам.
Способ №1. Сесть в кресло или лечь на диван и расслабиться, отвлечься от тревожных мыслей. Дышать глубоко и спокойно.
Можно использовать такую формулу:
Напряженье улетело…
И расслаблено всё тело(2 раза,
Будто мы лежим на травке,
На зеленой мягкой травке…
Греет солнышко сейчас…
Руки тёплые у нас…
Жарче солнышко сейчас…
Ноги тёплые у нас…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Губы теплые и вялые
И нисколько не усталые,
Губы чуть приоткрываются,
Всё чудесно расслабляется(2 раза,
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык.
Нам понятно, что такое
Состояние покоя…
Вполне возможно включить и проговаривать эти слова на фоне спокойной классической музыки или музыки природы (музыка ручейка, моря, ветра)
4. Массаж и самомассаж.
Цель – при влечь ребенка к самопрофилактике, эксперсс-диагностике и реабилитации в ранние периоды заболевания, научиться серьезно и бережно относиться к здоровью, а также повысить защитные средства слизистых оболочек глотки, гортани, трахеи, бронхов и др.
Во время утренних процедур научите ребенка делать самомассаж ушных раковин и пальцев.
Что? Вы думаете это долго и неинтересно для ребенка?
А сколько минут чистит ребенок зубы? Сколько сидит в туалете? И вы не можете использовать эту самую минутку для формирования здоровой привычки? Конечно, можете!
Пальчиковая гимнастика на развитие мелкой моторики руки.
Текс Движения
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал: Плавные, волноообразные движения ладонями.
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки –золотой Загибать по одному пальчику на обеих руках.
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. Укладывать ладони на колени.
Пальчиковая гимнастика «Птички»
Текс Движения
Эта птичка-соловей,
Эта птичка-воробей,
Эта птичка совушка - сонная головушка,
Эта птичка – свиристель,
Та птичка-коростель, Загибать по одному пальчику
Эта птичка – злой орлан. Махать сложенными кресс-накрест ладонями
Птички, птички- по домам. Махать обеими руками, как крыльями