МААМ-картинки

Разработка интерактивного урока «Учимся слушать» для студентов колледжей, учеников старших классов

Анастасия Кириллова
Разработка интерактивного урока «Учимся слушать» для студентов колледжей, учеников старших классов
▼ Скачать + Заказать документы

Цель занятия:

• Научить учащихся слушать и слышать своего собеседника;

Задачи занятия:

Обучающие:

• Ознакомление с приемами слушания;

• Совершенствование коммуникативных навыков.

Воспитательные:

• Отработка практических приемов слушания;

• Осознание учащимися важность слушания, получение ими ясного представления о том, что такое слушание.

Тип урока: занятие с элементами тренинга.

Методы обучения:

• традиционные (лекции, дискуссии);

• интерактивные методы обучения (моделирование ситуаций, ролевые и тематические игры;

Публикация «Разработка интерактивного урока „Учимся слушать“ для студентов колледжей, учеников старших классов» размещена в разделах

• закрепление приемов слушания на практике.

Методические приемы:

1. Словесные (объяснение материала, дискуссии, ответы на вопросы учащихся);

2. Наглядные (мультимедийная презентация, видеоролики, плакаты.

3. Практические (выполнение и анализ упражнений; тематические игры; рефлексия).

Формы обучения: групповая, при необходимости индивидуальная.

Средства обучения: медиа проектор, ноутбук, экран, стимульный материал.

Основные этапы урока:

1. Знакомство: знакомство педагога с детьми.

2. Вступление: постановка цели занятия, мотивирование на участие в тренинге.

3. Основной: объяснение нового материала; просмотр презентаций; просмотр и обсуждение видеороликов; выполнение практических заданий.

4. Заключительный: Рефлексия и подведение итогов занятия.

Ход урока.

Знакомство

Всем привет! Как настроение? Давайте познакомимся. Меня зовут Анастасия Викторовна. Сейчас я каждому из вас буду кидать игрушку, и вы будете называть свое имя и качество характера или комплемент, которое начинается на ту же букву, например, я Анастасия – аккуратная, я Миша – милый. Итак, начнем! (начинается перекидывание игрушки, участники настраиваются на работу).

Вступление

Очень приятно было с вами познакомиться. А сегодня у нас будет очень важное и интересное занятие: мы будем говорить об умении общаться. Общение людей друг с другом - чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Одним из самых важных, но и самых сложных моментов в процессе общения является умение слушать собеседника. Почему это так важно? (выслушать ответы). Мы мечтаем нравиться всем. Ведь если ты нравишься своим друзьям, своим родителям, учителям, - то можешь смело рассчитывать на понимание, дружбу и лояльность с их стороны. Когда я училась в школе, я всегда садилась на первую или вторую парту. Для чего я это делала? Чтобы показать учителю, что я его слушаю. Увидев это, учитель не только ставил мне оценки выше, но и меньше спрашивал. А всего-то на всего его нужно слушать.

Этому мы и будем сегодня учиться. Итак, тема нашего занятия называется «Учимся слушать» (на экране первый слайд презентации).

Для начала предлагаю разделиться на две группы (на первый, второй).

Каждая группа садится в круг. Сейчас я буду называть числа. Как только число будет названо, должно встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если называется «4», то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Хитрость в том, что выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания нужно вырабатывать в процессе работы, ориентируйтесь на действия друг друга.

Анализ упражнения:

Что вам помогало справиться с задачей?

Что затрудняло ее выполнение?

На что вы ориентировались, принимая решение?

Какая у вас была тактика?

Чувствовалось между вами понимание?

(Участники по очереди отвечают)

Основная часть (если разделила на две группы, можно так и оставить их сидеть в кружках)

Вернемся к теме нашего занятия (второй слайд). Ребята, как вам кажется, при обычном общении двух людей, когда один человек хочет передать другому какую-то информацию,

сколько процентов этой информации в итоге дойдет до его собеседника? Какой процент информации будет услышан? Потом мы посмотрим, кто был ближе! (записывать ответы ребят на доску)

Правильный ответ мы узнаем после выполнения следующего задания.

Упражнение называется «Слухи». Поделимся опять на две группы. Сначала будет выполнять упражнение первая группа, а вторая будет пассивными наблюдателями. Правила игры такие:

Сейчас мне нужен один доброволец; остальных я прошу выйти за дверь. (участники выходят, обращаюсь к добровольцу) Выслушай внимательно небольшую историю. Твоя задача - как можно ближе к услышанному, желательно дословно, пересказать эту историю тому, кто

войдет. А история такая:

Марфуша училась в 10 «б» классе специализированной школы с гуманитарным уклоном и была примерной девочкой: ходила в магазин за продуктами, посещала все школьные мероприятия, а глазки строила только на уроках физики и только одному мальчику, с которым они ходили в кино только по воскресеньям на 8-часовой сеанс. Однажды она пошла погулять в парк и встретила там НЛО. С ней произошел катарсис. После этого ее жизнь изменилась коренным образом: за продуктами она стала ходить на рынок, стала посещать дискотеки, глазки начала строить на всех уроках, а в кино стала ходить в какой угодно день на 4-х, 6-ти и 8-часовые сеансы.

Ты готов пригласить следующего участника? Итак, приглашаем участника, пусть он сядет рядом с тобой. (пересказываю вошедшему такую же инструкцию, что и добровольцу.

После пересказа истории предшественником ведущий спрашивает у «новичка», можно ли приглашать следующего участника. И так далее. То есть каждый вновь вошедший слышит историю в том варианте, который ему представляет вошедший перед ним. Для последнего участника инструкция несколько иная: она заканчивается словами: «…дословно повторить эту историю для всех»)

А теперь послушайте как звучал этот рассказ на самом деле (пересказываю рассказ опять)

При желании участников можно повторить упражнение уже с другой группой, а первая группа станет наблюдателями. Рассказ для второй группы:

Жила-была в городе девочка Кэти. Она была очень красивая, с голубыми глазами, длинными волосами, которые она заплетала в три косички и делала из них очень красивую прическу. Кэти очень хорошо училась в средней школе, была примерной девочкой и старостой класса. Она была очень общительной и дружила почти совсем классом. Однажды Кэти пришла в школу и увидела, что на заборе школы мелом написано много гадких, обидных слов. Многие проходили мимо забора, читали и смеялись. Кэти заплакала и подбежала к своим подругам. А они стояли и смеялись вместе с другими ребятами. В этот момент возле забора появился Том, одноклассник Кэти. В руках у него было ведро с водой и тряпкой. Он молча стал стирать надписи с забора. Потому что настоящий друг имеет мужество помогать молча.

Анализ упражнения:

Ребята, вы заметили, что с каждым пересказом текст становится все более коротким и менее точным: информация и ее детали искажаются, устраняются цифры, добавляется что-то, чего не было в исходном тексте? (обсуждаем каждое искажение)

Итак, правильный вариант ответа на вопрос: сколько процентов информации из 100 дойдет до собеседника – только около 10%! А в нашем упражнении было не 2 собеседника, а много, т. е. информация искажалась еще сильнее!

Давайте разберемся, где и как теряется информация? (третий слайд)

Внимательно посмотрите на рисунок и на названия каждого барьера. По порядку расскажу о каждом барьере.

1) Вербальный (четвертый слайд): перевод мыслей в слова (на этом барьере теряется около 25% информации). Человеку бывает очень тяжело перевести свои мысли в слова; при этом, как правило, мы отбрасываем то, что кажется нам несущественным. А иногда люди честно признаются: «Понимаю, а объяснить не могу».

Пример: Вспомните, когда вы посмотрели интересный фильм, который вас впечатлил, и захотели пересказать его своему другу. Наверняка, удалось передать только сюжет, вы не пересказали массу деталей, и своим пересказом вы не смогли дать вашему другу ПОЛНОЕ представление о фильме и вызвать у него те эмоции, которые этот фильм вызвал у вас. Ваш собеседник сможет до конца прочувствовать этот фильм только тогда, когда сам его посмотрит.

Со мной также случались подобные ситуации. В университете, когда сдавала экзамен часто случалось так, что пока сижу и готовлюсь к ответу на билет, прокручиваю слова в голове – все знаю. Но как только я пытаюсь выразить свой ответ словами, начинаются сложности. Преподавателю мало того, что я написала в ответе, она хочет услышать, как я это понимаю.

2) Смысловой барьер пятый слайд: перевод слов в мысли (теряется тоже около

25% информации). Здесь обратный процесс. Ваш слушатель переводит ваши слова в свои мысли. Он пытается вас понять. Но, как известно, разные люди мыслят по-разному, и, как правило, под одними и теми же словами каждый понимает что-то свое.

Пример: Представьте дерево. Какое дерево вы представили? (участники по очереди высказываются. Кто-то березу, кто-то елку, кто-то свое любимое дерево, а кто-то просто абстрактное схематичное дерево) Видите, сколько вариантов возникает для одного слова

«дерево». Этот барьер часто порождает слухи: один сказал, другой понял что-то свое, третий – свое и пошло.

3) Порог личностного восприятия шестой слайд: (теряется около 25% информации). Этот барьер говорит о том, что в общении всегда присутствуют эмоции и настроение.

Пример: Если у вас болит живот, то вы, скорее всего, не сможете полностью быть сконцентрированы на общении. У нашего собеседника может болеть голова, плохое настроение или он просто не очень хорошо к нам относится, или, наоборот, у него такое отличное настроение, что это мешает воспринимать информацию. Он начинает думать о чем-то своем, и часть информации теряется.

4) Словарный запас, наши речевые навыки седьмой слайд: (теряется 12-15% информации). Процент потерянной здесь информации зависит от того, насколько богат наш словарный запас, и от того, есть ли в нашей речи слова-паразиты, шепелявим ли мы или, быть может, заикаемся.

Пример. Если мы не знаем слова «деструкция» (разрушение, а в получаемой нами информации оно присутствует, мы это слово, скорее всего, просто выбросим.

Или еще пример, у меня в университете был преподаватель с очень монотонным тихим голосом. Стоит ли говорить о том, что на его лекциях студенты непросто не слушали, а вовсе засыпали.

5) Языковой барьер (восьмой слайд). По-другому, это сленг. Причем, это не обязательно подростковый сленг, это может быть также научный, или профессиональный сленг, или интернетовский. В любом круге общения есть свой язык, и если вы его переносите в

другой круг общения, то ваша коммуникация начинает страдать. Например, не каждый может понять такие слова как бихевиоризм, гештальт, сензитивность. Или же не каждая бабушка сможет понять термины, которая применяет молодежь, такие как лайфхак или мейнстрим.

6) Шум (девятый слайд). Если в помещении шумно, то информации теряется, естественно, больше.

Давайте снова обратимся к упражнению «Слухи».

Мы уже с вами приводили примеры того, как информация о Марфуше терялась и искажалась. Давайте теперь подумаем, благодаря каким барьерам это происходило.

Какие примеры можно отнести к 1-му и 2-му барьерам десятый слайд (вы услышали рассказ, представили его в образах, перевели (мысленно) в слова и озвучили их?

Какие примеры искажения информации связаны с эмоциями рассказчиков и слушателей (3-й барьер?

Можете ли вы вспомнить примеры, связанные с четвертым барьером? На каком рассказчике «исчезло» слово «катарсис»?

Возникли ли во время игры 5-й и 6-й барьеры?

Итак, теперь, зная про барьеры в общении (десятый слайд, давайте выполним еще одно упражнение под названием «Слепое слушание». Постарайтесь полученные знания применить на практике в этом упражнении.

Разбейтесь на парам и сядьте спинами к друг другу. Сейчас я каждому из вас дам по листочку, но у кого-то он будет пустым, а у кого-то с нарисованными фигурами. Те участники, кому достались листы с фигурами, должны рассказать своему партнеру о их положении так, чтобы ваш партнер изобразил их в таком же расположении у себя на листе. Запрещается смотреть на то, что делает партнер и задавать друг другу какие-либо вопросы. Чем точнее изображение фигур, тем лучшее понимание друг друга. Затем мы сравним результаты и образец, и, по вашему желанию, поменяетесь местами.

Анализ упражнения:

Расскажите, с какими трудностями вы встретились в ходе выполнения задания?

Кому удалось выложить точную копию фигуры?

Что помогало?

Что мешало?

(Участники обсуждают трудности, которые они испытывали в ходе задания)

А теперь, позвольте вас научить правильно слушать собеседника, чтобы последний почувствовал, что вам с ним интересно. Часто мы считаем, что внимательно слушать - значит просто молчать, но это не совсем так. Очень важно давать собеседнику понять, что мы его слушаем. Это делает разговор живым и более искренним.

Существует несколько техник слушания (одиннадцатый слайд).

Слушание бывает 2 видов:

1. пассивное

2. активное.

Кто-нибудь может сказать, что это за слушания, и чем они отличаются? (выслушать тветы)

Пассивное слушание – это такое слушание, при котором нет «обратной связи» с говорящим. Мы ничем не даем понять собеседнику, что слышим его. Это слушание Неактивное.

Активное слушание предполагает «обратную связь» в каком бы то ни было виде. Обратная связь бывает следующих видов:

1. Поддержка (двенадцатый слайд) – замечательный вид обратной связи! На сообщение собеседника мы невербально (киванием, вербально (словами «Угу», «Да», «Понимаю») сообщаем ему, что мы его слышим. Часто это применяется, когда наш собеседник очень эмоционален и не дает нам вставить ни слова.

2. Вопросы (тринадцатый слайд) – самый простой вид обратной связи. Он показывает собеседнику, что вы его не просто слушаете, а слушаете с интересом. Причем, чем точнее ваши вопросы и чем больше они открывают новых тем, тем эффективнее ваше слушание!

3. Парафраз (четырнадцатый слайд) - это повторение мысли собеседника своими словами. Нужно быть очень внимательными при использовании этого приема. Перефразируйте собеседника только тогда, когда уверены, что правильно его поняли. Начать парафраз помогут фразы типа «Правильно ли я понимаю, что.», «Если я тебя верно понял…», «То есть ты хочешь сказать, что…», «То есть ты имеешь в виду, что…», «Насколько я понял, …», «Ты, значит, считаешь, что.» и т. д. Если вы не уверены, что правильно поняли собеседника, то лучше его фразу своими словами не пересказывать. В этом случае необходимо задать уточняющие вопросы. Этот вид активного слушания очень эффективен. С его помощью вы не только узнаете, правильно ли вы поняли человека, но и уточняете, насколько верно вы поняли его чувства и эмоции.

Давайте потренируемся использовать активный вид слушания, активно включая в свой арсенал виды обратной связи (пятнадцатый слайд). Посмотрим и ощутим на себе, как это происходит в жизни.

Итак, упражнение называется «Я тебя слышу». Мы будем выполнять его в парах. Выберите себе в пару того, кого вы знаете меньше других.

Распределите между собой роли: один из вас будет "говорящим", а другой - "слушающим".

Задание будет состоять из нескольких этапов. Каждый этап рассчитан на определенное время, но вам не надо следить за временем. Я буду говорить, что надо делать и когда надо завершить выполнение задания. Сначала правилами активного слушания руководствуется только" слушающий".

Итак, "говорящий" в течение 3 минут рассказывает "слушающему" о своих сильных сторонах (в общении, в учебе, в характере, в умениях, в спорте и т. д.). "Слушающий" соблюдает правила хорошего слушания и тем самым помогает "говорящему" рассказывать о себе, задавая ему наводящие вопросы. Говорить надо тихонечко, чтобы не мешать другим. Что ж, начинаем. (через 5 минут я останавливаю беседу)

Сейчас у "слушающего" будет 1 минута, в течение которой ему надо будет пересказать то, что сказал говорящий.

(После того как 1 минута прошла, даю следующее задание поменяться ролями)

Теперь ваш партнер в течение трех минут будет рассказывать о своих сильных сторонах. А вы, не забывая соблюдать правила хорошего слушания, должны учесть всю информацию, и пересказать ее в последующую минуту.

Анализ упражнения:

Как вам удавалось выполнять предложенные правила, какие правила было легче выполнять, какие сложнее?

Какое впечатление произвела на вас та часть упражнения, когда вы были "говорящим", какое влияние на вас оказывали различные действия "слушающего", как они вами воспринимались?

Заключение

Анализ всего занятия:

Что запомнилось на занятии?

Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше?

Итоговый вывод:

Ну что ж, я в завершение нашего занятия хочу сказать вам всем большое спасибо. Мы с вами сегодня замечательно поработали.

Сегодня мы с вами рассмотрели только некоторые техники слушания, но вы уже сейчас можете их использовать.

Поэтому давайте пожелаем друг другу удачи в овладении этим искусством – искусством

общаться эффективно и конструктивно!

Всего вам доброго! Спасибо вам за внимание. До новых встреч!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект урока по профориентации для обучающихся 8–9 классов «Дороги, которые мы выбираем» «Дороги которые мы выбираем» автор Кротова Марина Александровна педагог-психолог Отрадненской общеобразовательной школы Брянского района.

Конспект открытого урока для учащихся 6 классов «По страницам музыки А. Вивальди» Конспект открытого урока музыки по теме: «По страницам музыки А. Вивальди» с использованием информационно - коммуникативных технологий для.

Консультация для воспитателей «Учимся слушать окружающий мир» Консультация для воспитателей «Учимся слушать окружающий мир» В таких играх детей учат не только обращать внимание на звуки окружающего.

Методическая разработка урока мужества для учащихся 7 или 8 классов «Не дать погаснуть живому огню!» Пояснительная записка. Урок мужества «Не дать погаснуть живому огню» представлен в номинации: «Методические разработки». Данный урок можно.

Конспект урока по окружающему миру для учащихся начальных классов «Поговорим о доброте» Тема урока: «Поговорим о доброте» «Делай добро и не жди награды, иди дальше и снова делай добро». I. Проверка Д/З «Как ты думаешь, кто.

Видео танца учеников 1–4 классов на последний звонок «Небо» Школа! У каждого свои воспоминания о школе. Для кого-то это потерянный где-то дневник, первая влюблённость, строгие учителя, родительские.

Разработка интерактивного урока «Секреты дружбы» Цель занятия: • Дать представление о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг, что значит жить дружно Задачи занятия:.

Разработка внеклассного занятия для учеников начальной школы «Участие казаков Юга в сражении за Родину в ВОВ» Разработка внеклассного занятия для учеников начальной школы Тема «Участие казаков Юга в сражении за родину в Великой Отечественной Войне».

Мастер-класс картины из атласных лент «Шелковая радость» для учеников начальных классовМастер-класс картины из атласных лент «Шелковая радость» для учеников начальных классов Мягкие, гладкие, мерцающие, различных цветов и оттенков - это атласные ленточки. Редко кто из девочек остается к ним равнодушен. Когда берешь.

Занятие по ПДД для учеников начальных классов «Школа пешеходов. Дорожная азбука»Занятие по ПДД для учеников начальных классов «Школа пешеходов. Дорожная азбука» ШКОЛА ПЕШЕХОДОВ. ДОРОЖНАЯ АЗБУКА. (Занятие-практикум для учеников начальных классов) Цель занятия: повторить правила поведения пешеходов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Разработка интерактивного урока «Учимся слушать» для студентов колледжей, учеников старших классов
Опубликовано: 25 апреля 2018 в 15:12
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Разработка интерактивного урока «Учимся слушать» для студентов колледжей, учеников старших классов» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Кириллова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД