Ольга Бурахина
Занятие по ПДД для учеников начальных классов «Школа пешеходов. Дорожная азбука»
▼ Скачать + Заказать документы
ШКОЛА ПЕШЕХОДОВ. ДОРОЖНАЯ АЗБУКА.
(Занятие-практикум для учеников начальных классов)
Цель занятия: повторить правила поведения пешеходов при движении по улице, познакомить с историей появления первых дорожных знаков, вспомнить некоторые дорожные знаки, группы знаков; развивать внимание, наблюдательность детей; формировать умение работать в группе.
Ход занятия.
1) Вступительная беседа.
- Ребята, кого называют пешеходами?
Публикация «Занятие по ПДД для учеников начальных классов „Школа пешеходов, Дорожная азбука“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- ПДД в школе. Внеклассные мероприятия для 1-7 классов
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Все люди, и большие, и маленькие, как только выйдут из дома на улицу, сразу становятся пешеходами. Легко ли быть пешеходом? Чего легче! Шагнул левой ногой, шагнул правой ногой, левой-правой, левой-правой. Только и всего! Шагать и в самом деле нетрудно: по комнате, по парку, по лесной тропинке. Но улица – не парк, а дорога – не тропинка. Мы все сегодня живём в век скоростей, в век научно-технического прогресса. По современным дорогам мчатся быстроходные автомобили. Все вокруг торопятся, спешат. Но, тем не менее, машины ездят по строгим правилам. Каждый водитель знает эти правила назубок. Для пешеходов тоже есть правила.
- Вспомните, какие правила должен знать и выполнять пешеход.
2) Формулирование темы занятия.
Сегодня я приглашаю вас в особую, необычную и очень важную школу – школу пешеходов. Внимательно послушайте стихотворение и скажите, чему будет посвящено наше занятие.
Азбука города.
Город, в котором с тобой мы живём,
Можно по праву сравнить с букварём.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город даёт нам всё время урок.
Вот она азбука, над головой:
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбуку города вспомни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда!
Речь на занятии пойдёт о дорожных знаках.
Историческая справка (могут приготовить некоторые ученики заранее). Первые дорожные знаки на Руси появились в 17 веке при царе Алексее Михайловиче. Недалеко от Москвы, в селе Коломенском, он построил себе сказочной красоты дворец. Царь часто приезжал туда на охоту и отдых. И вот между Москвой и Коломенским он велел поставить через каждую версту (1,06 км) высокие нарядные столбы. Каждому прохожему и проезжему они были видны издалека. Сколько проехали вёрст от столицы до загородного дома в Коломенском? Ответить на этот вопрос труда не составляло: достаточно было сосчитать количество верстовых столбов. Позже такие столбы поставили и на других дорогах. Добрую службу служили они путникам, а в ночное время, в метель помогали находить дорогу. И по сей день стоят на дорогах их потомки, только зовут их теперь километровыми указателями.
3) Загадки о дорожных знаках.
Всего в правилах имеется 152 знака. Конечно, запоминать их все назубок вам пока не надо. Но некоторые дорожные знаки должен знать каждый пешеход. Отгадайте загадки. Отыщите знаки, о которых мы будем говорить.
- Я в кругу с обводом красным.
Это значит – тут опасно.
Тут, поймите, запрещенье
Пешеходного движенья. («Движение пешеходов запрещено»)
-Только Я – для пешехода,
Знак на месте перехода!
В голубом иду квадрате –
Переходоуказатель! («Пешеходный переход»)
- Я хочу спросить про знак.
Нарисован он вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то.
Мой приятель говорит:
Это значит, путь закрыт.
Там спортсмены впереди
С номерами на груди.
На дороге эстафета:
Надо детям бегать где-то.
Но боюсь, однако,
Смысл другой у знака. («Дети»)
- Нарисован человек, землю роет человек.
Может быть, здесь ищут клад?
И старинные монеты в сундуке большом лежат?
Их сюда, наверно, встарь
Спрятал очень жадный царь.
Мне сказали: что ты, что ты!
Здесь дорожные работы. («Дорожные работы»)
- На двух колёсах я качу.
Двумя педалями кручу.
Но стоп! Вот знак висит:
Велосипедам путь закрыт! («Движение велосипедов запрещено»)
- Я – знаток дорожных правил.
Я машину здесь поставил.
На стоянке, у ограды,
Отдыхать ей тоже надо. («Место стоянки»)
-На какие группы можно разделить эти знаки?
Предупреждающие знаки – белого цвета с красной каёмкой, имеют треугольную форму. Они предупреждают водителей о приближении к опасному участку.
Запрещающие знаки – белого цвета с красной каёмкой, имеют круглую форму. Они запрещают водителям и пешеходам выполнять какие-либо действия, ограничивают их движение.
Информационно-указательные знаки - вводят или отменяют определённые режимы движения. В основном это квадратные знаки синего цвета, но в этой группе встречаются и прямоугольные дорожные знаки.
- Какие знаки мы ещё не назвали? («Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Пункт питания», «Перекрёсток» - пересечение равнозначных дорог)
- К каким группам мы их отнесём?
- Какой знак не подходит ни к одной из групп? («Пункт питания»)
Это знак сервиса. Знаки сервиса информируют участников дорожного движения о расположении соответствующих объектов: пункта питания, заправки, телефона и т. д. Эти знаки имеют прямоугольную форму синего цвета, внутри которого расположен белый квадрат.
4) Практическая работа. Работа в группах.
На плакате изображён участок улицы. Но дорожные знаки там отсутствуют. Ваша задача, посовещавшись в группе, определить, какой знак должен стоять в указанном вам месте. Пользуясь инструкцией, распределить работу между участниками группы и изготовить данный дорожный знак.
Соблюдайте правила безопасной работы с ножницами и клеем!
5) Итог занятия. Дети прикрепляют изготовленные знаки к плакату.
Ну что ж, на нашей улице появились дорожные знаки. Молодцы, ребята! Желаю вам быть на улицах города всегда внимательными, собранными, чтобы не случилось беды. Помните – дорожные знаки ваши помощники.
Чтобы руки были целы,
Чтобы ноги были целы,
Надо лучше знаки знать,
Надо знаки уважать!