Марина Кротова
Конспект урока по профориентации для обучающихся 8–9 классов «Дороги, которые мы выбираем»
▼ Скачать + Заказать документы
«Дороги которые мы выбираем»
автор Кротова Марина Александровна педагог-психолог
Отрадненской общеобразовательной школы Брянского района
Цель: Ознакомление обучающихся 8 -9 классов с миром профессий, оказать помощь в правильном выборе.
Ход УРОКА:
I. Организационный момент:
- Добрый день! Я рада встрече с Вами!
- Давайте поприветствуем друг друга. Для этого просто улыбнитесь друг другу. Я надеюсь, что сегодня в течение всего урока будет присутствовать доброжелательная атмосфера.
II. Вводная часть. Обозначение темы урока учащимися :
Публикация «Конспект урока по профориентации для обучающихся 8–9 классов „Дороги, которые мы выбираем“» размещена в разделах
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профориентация школьников, выбираем профессии
- Средняя школа, 8 класс
- Средняя школа, 9 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Сегодня мы с вами проведём урок-игру. Тему этого урока вы назовёте сами, когда решите анаграмму.
Анаграмма – это слово, в котором буквы не на своих местах.
Расставьте буквы на свои места и вы сможете назвать тему урока.
На слайде анаграмма: ОДГОРИ ОТКОРЕЫ ЫМ БИРВЫАМЕ
Тема урока : Дороги которые мы выбираем
Ребята делятся на группы, выбирая фигуру
Тест «Геометрические фигуры»
Из пяти фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, зигзаг, изображенных на листе бумаги, выберите одну, которая вам больше понравилась.
КВАДРАТ: Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорстве, позволяющее добиваться завершения работы.
Выносливость, терпение обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Квадрат любит раз и навсегда заведенный порядок: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время. Идеал Квадрата - распланированная, предсказуемая жизнь, ему не по душе «сюрпризы» и изменения привычного хода событий.
ПРЯМОУГОЛЬНИК: Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и потому занятые поисками лучшего положения.
Поэтому ведущие качества прямоугольника - любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость.
Они открыты, для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое.
ТРЕУГОЛЬНИК: Эта форма символизирует лидерство. Треугольники - энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели, и, как правило, достигают их. Они умеют показать вышестоящему руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных. Постоянно соперничает, конкурирует с другими
КРУГ: Самая доброжелательная из пяти фигур. Он обладает высокойчувствительностью, развитой эмпатией - способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом.
Поэтому, когда у Круга возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что Круг уступит первым. Он стремится найти общее даже в противоположных точках зрения
ЗИГЗАГ: Фигура, символизирующая творчество. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального. Они никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом.
Все мы с вами разные, со своими особенностями, индивидуальными способностями, возможностями, интересами, каждый из нас – это отдельный мир знаний, эмоций, чувств, переживаний, стремлений, мотивов.
Мы познакомимся с престижными, редкими и новыми профессиями, узнаем о предмете труда этих профессий, поговорим о способах выбора профессии.
III. Основная часть:
Задание 1
Начнём с игры. Какая команда назовёт больше профессий на заданные буквы : К, С, М, Ф, П. Нужно написать профессии, которые начинаются на эти буквы.
Подводим итоги игры, зачитываем названия профессий, называем предмет труда каждой профессии
Конкурс «ПРОФЕССИИ - СИНОНИМЫ»
Задание: назвать иначе представителей предложенных ниже профессий.
• педагог – ( ответ: учитель, преподаватель).
• врач – (доктор, лекарь).
• стоматолог – (дантист, зубной врач).
• портной, портниха – (швец, швея).
• сторож – (охранник).
• воспитатель – (наставник).
• летчик – (пилот).
• шофер – (водитель).
• голкипер – (вратарь).
• солдат – (боец, воин).
• торговец – (продавец).
• пользователь компьютерной техники (программист)
• экскурсовод – (гид).
• адвокат – (защитник).
- Мы с вами перечислили профессии, которые знаем, о которых слышали. В настоящее время насчитывается свыше 40 тыс. профессий. Около 500 профессий ежегодно исчезают и, примерно столько же, возникает новых. Мы живём в информационном, в высокотехнологичном мире, где появляются новые профессии. Какие новые профессии вы знаете?
Джоббер – специалист-посредник на фондовой бирже. Основные задачи – покупка и продажа акций
Декларант – специалист фирмы по работе на таможне: отслеживает оформление документации и движение грузов.
Маркетолог (англ. – market – рынок) – исследующий рынок: изучает, прогнозирует и формирует спрос на товары и услуги, определяет перспективы сбыта, отслеживает конкурентную среду и т. д.
Супервайзер (англ. - supervisor – наблюдающий, контролирующий) – занимается разработкой маршрутов, осуществляет наблюдение и контроль за деятельностью торговых представителей.
Сейлзмен (англ. – salesman – продавец) – ходит по палаткам и предлагает торговцам продукты фирмы.
В ряду с новыми профессиями существуют и редкие профессии.
Почему их называют редкими?
Педагог-психолог показывает слайд с перечнем редких профессий.
Дегустатор, кинолог, лесник/егерь, художник-мозаичник, специалисты по запахам, ремюер, священник, стеклодув, трубочист, частный детектив/сыщик.
Тренинг «Рука судьбы»
Цель тренинга: показать участникам последствия случайного выбора профессии.
- На отдельных листочках напишите профессии, которые вам интересны. Складываем эти листочки в мешочек и перемешиваем, затем по очереди вытягиваем из мешочка. Читаем. Хотели бы вы стать….? (Эмоции учеников). Только что мы наглядно убедились в том, что выбор профессии не должен быть случайным. Необходимо выполнение трех условий:
Хочу - мои желания
Могу - способности и возможности
Надо - потребности рынка труда
тест с геометрическими фигурами поможет вам разобраться в себе. Используя три геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы, их надо зачеркнуть, если их не хватает, то дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 с. (Выполнение задания.)
-Теперь подсчитайте количество треугольников.
- Слушайте ключ к тесту:
Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.
Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
III. Рефлексия.
Какие открытия вы для себя сделали?
Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, изучайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибиться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».
- Какие чувства остались после мероприятия?