Скобелкина Ольга
Разработка и внедрение технологий по социализации воспитанников школы-интерната и их сопровождения
▼ Скачать + Заказать документы
Разработка и внедрение технологий по социализации воспитанников
школы-интерната и их сопровождения
ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат».
Подготовка детей-сирот к жизни – задача комплексная, многогранная, объединяющая усилия всех педагогов, специалистов, сотрудников учреждения. Разрыв между представлениями выпускника школы-интерната о жизни и реальностью проявляется в отсутствии способностей ориентироваться в современной ситуации, изменять своё поведение и запросы, в зависимости от обстоятельств, в неспособности самореализоваться в жизни с позитивной точки зрения. Трудности социализации наиболее ярко проявляются у выпускников, для которых характерно наличие следующих черт: иждивенческая позиция, апатия, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики, отсутствие бережливости, ответственности, навыков конструктивного общения, инфантилизм, замедленное самоопределение, неспособность к сознательному выбору своей судьбы, перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями, деформировано социальное пространство личности, проявляющиеся в росте числа преступлений, суицидов и других социальных девиаций. Перед педагогами школы-интерната основной задачей является подготовка детей к самостоятельной жизни и труду так как, должны подготовить ребёнка при выходе из школы-интерната, чтобы он умел делать всё.
Публикация «Разработка и внедрение технологий по социализации воспитанников школы-интерната и их сопровождения» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Воспитанников необходимо подготовить к самостоятельной жизни: привить навыки ведения домашнего хозяйства, планирования бюджета, самопрезентации, трудовой дисциплины, повысить уровень юридической и правовой грамотности.
Главная задача школы-интерната - привить воспитанникам социально-бытовые навыки, которые пригодятся во взрослой жизни, через учебную, воспитательную, психолого-педагогическую деятельность и проживание наших детей в замещающих семьях.
Данная задача достигается путем гармоничного взаимодействия ряда направлений работы:
1. социально направленный учебно-воспитательный процесс;
2. система дополнительного образования;
3. постинтернатное сопровождение выпускников школы-интерната;
4. взаимодействие с социальными институтами.
Начальные навыки социализации воспитанники осваивают на уроках
СБО, где как мальчики, так и девочки учатся готовить пищу, ухаживать за собой, своей одеждой, жилищем, домашними животными, комнатными растениями. Для этого есть специально оборудованный кабинет, в котором педагоги школы-интерната постарались воссоздать домашнюю обстановку. Все полученные знания и умения они смогут применить в жизни, учить тем или иным навыкам родных и близких, что даст ему ощущение нужности миру и обществу в целом.
На основании Постановления Правительства РФ от 24.05.2014 года № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» в учреждении созданы группы по принципу семейного воспитания, оборудованы бытовые комнаты для приготовления пищи, спальные комнаты, комнаты отдыха и. т. д. В таких приближенных домашних условия воспитанники закрепляют полученные во время учебного процесса знания.
Воспитательная работа в ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат» строится с учетом того, что воспитание есть управление развитием личности. За основу в воспитательной работе взяты следующие направления: «Охрана здоровья и экологическое воспитание», «Личностное развитие и социализация в общении», «Профессиональное самоопределение и правовое воспитание», «Клуб выходного дня», «Гражданско-патриотическое воспитание», «Трудовое воспитание», «Развитие творческих способностей и творческого воображения». Основным условием нормального психологического развития является доброжелательная обстановка, обеспечивающая рост личностного и образовательного уровня, поэтому главная цель воспитательной работы — это обеспечение оптимального социального развития коллективной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ее участников, формирование у них положительного отношения к этой деятельности, к коллективу, его членам и себе.
Системная работа предусматривает необходимость дойти до каждого воспитанника, создать условия для развития индивидуальных особенностей, сформировать потребность к самореализации в соответствии с его талантами и желаниями. Для создания и удовлетворения социально-культурных и общеобразовательных потребностей детей организовано взаимодействие с городскими библиотеками, Домом культуры, Домом детского творчества.
Внешние связи ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат»
В процессе такого образования создается ситуация успеха для любого воспитанника, что благотворно сказывается на воспитании его личного достоинства и социализации.
Содержание общешкольных дел направлено на самореализацию обучающихся, развитие творческих способностей, формирование общечеловеческих ценностей. Творческий потенциал воспитателей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, оборудованные и оснащенные актовый и спортивный залы - все это позволяет проводить мероприятия на высоком профессиональном и эмо-циональном уровнях. Мероприятия охватывают несколько направлений воспитательного процесса, формы проведения их различны.
Все школьные традиционные дела делятся на общешкольные, внутригрупповые и внутриклассные. Что же касается традиционных школьных дел, то все они проходят успешно, это
День знаний, в рамках которого проведен цикл классных часов «Горжусь я малой родиной своей».
День учителя
Осенний бал «Осень – золотых дел мастерица»
Новогодние праздники, утренники, вечера.
Рождественские посиделки
Выпускной бал «И грянул бал…»
Доброй традицией стало ежегодное проведение:
линейки, посвященные «Первому сентябрю» и «Последнему звонку», которые стали праздником не только для обучающихся, но и
для всех педагогов.
«Посвящение в ученики» - праздник для 1 классов. Клятва ученика - это не только волнующий момент в жизни ребенка. Она рождает и ответственное отношение к учебе, и уважение к учителям, окружающим людям, и чувство гордости и ответственности за свою школу.
Праздник «Посвящение в семью воспитанников учреждения». Праздник проводится для вновь прибывших детей в наше учреждение. Ребят знакомят с традициями, историей, правилами для воспитанников школы-интерната. Вручаются ценные подарки, и старшие воспитанники проводят игровую программу и угощают чаем со сладостями.
В учреждении существует достаточно широкая сеть школьных детских объединений, где обучающиеся могут реализовать свои способности согласно своим интересам и желаниям. Цель дополнительного образования – дать возможность воспитанникам наилучшим образом реализовать свои возможности, получить знания и умения для дальнейшей индивидуально-трудовой деятельности.
Дополнительное образование ориентировано на:
- активизацию познавательной деятельности, формирование
познавательных интересов;
- трудовое воспитание и профессиональную ориентацию;
- гражданско-патриотическое, правовое воспитание, спортивно-
оздоровительная работа;
- формирование знаний о народной культуре;
- эстетическое воспитание;
-формирование декоративно-прикладных умений;
-социально-трудовую адаптацию.
Обучающиеся посещают кружки в учреждении, городские кружки, показывают свои достижения на различных школьных, городских, областных, всероссийских и международных мероприятиях, конкурсах, соревнованиях. Каждый год в конце учебного года проходят творческие отчеты руководителей кружков и обучающихся. Воспитатели и классные руководители проводят большую работу по привлечению воспитанников в кружки и секции, для занятий на факультативах.
В соответствии с планом дополнительного образования в 2018-2019 учебном году в школе функционируют 30 кружков с охватом воспитанников -100%, позволяющие школьникам удовлетворить свои интересы и потребности в спорте и хореографии, в музыке и живописи, в науке и технике. Творческие объединения работают по следующим направлениям:
физкультурно-оздоровительное направление – 83%
художественно-эстетическое направление – 79%
хореографическое направление – 35%
театральное направление – 79%
музыкальное направление – 80%
Одно из наиболее эффективных, проверенных средств воспитания ответственности – создание системы самоуправления. И если школа формирует у молодого человека базовый набор социальных компетенций, то и знакомить ребят с самоуправлением надо начинать в школе. Самоуправление – один из основных принципов деятельности ученического коллектива в школе-интернате. В учреждении выбран свой путь самоуправления воспитанников, а именно через их самоорганизацию. Совместный поиск определил необходимость такой модели, которая позволила бы не только включить детей в игру, но и позволить им самим разрабатывать эту модель самоуправления, не действуя по штампу; развивая тем самым творчество, интерес к совместной деятельности.
Для этого в начале учебного года был выбран Совет общежития и Совет командиров (в школе).
В деятельности Совета общежития и Совета командиров можно выделить несколько официальных направлений:
представительское направление – участие Совета общежития и
Совета командиров в обсуждении школьных проблем и принятии решений, выработка мнения воспитанников по вопросам школьной жизни, участие в работе органов общешкольного самоуправления;
разрешение конфликтов – посредничество в разрешении внутришкольных конфликтов на принципах добровольности;
информационное направление – информирование воспитанников о школьных проблемах и путях их решения, деятельности Совета общежития и Совета командиров;
шефское направление – организация шефства старших над младшими;
внешние связи – организация взаимодействия с внешкольными структурами, органами самоуправления соседних интернатов (школ, привлечение внешних ресурсов к решению проблем воспитанников; организаторское направление – поддержка досуговых, социально значимых и иных инициатив воспитанников;
правозащитное направление – защита прав воспитанников в учреждении и после выхода из учреждения.
Инновационная деятельность
Начиная с 2014 года в школе-интернате практикуется новая форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т. е. воспитанники на период выходных, праздничных и каникулярных дней проживают в семьях родственников и кандидатов в опекуны.
Дети, устроенные на гостевой режим, имеют возможность быть усыновленными или взятыми под опеку, так как проживание в семье даже в течение короткого промежутка времени может дать для развития ребенка гораздо больше, чем годы, прожитые в казенном учреждении.
У ребенка появляется возможность увидеть и почувствовать на себе положительный опыт семейных взаимоотношений, что впоследствии позволит ему легче принять новую семью усыновителя, опекуна, приёмного родителя, или поможет в налаживании новой жизни с кровными родителями.
С 2016 учебного года на каждого воспитанника школы-интерната разработана индивидуальная программа жизнеустройства в семью, согласованная и утвержденная актом органа опеки и попечительства управления образования администрации г. Свободного. Педагогическим коллективом ведется работа по подготовке детей к помещению в семью. В рамках подготовки проводится комплексная диагностика психического и физического состояния ребенка; формируется позитивный образ будущей семьи и семейных отношений; подбирается конкретная семья для ребенка, обеспечивается психологическую готовность ребенка к помещению в замещающую семью.
В школе-интернате созданы оптимальные условия для социализации воспитанников, их дальнейшего устройства в учебные заведения.
Используются разнообразные формы и методы работы по профориентации воспитанников : экскурсии, встречи с выпускниками, тестирования, совместная профориентационная работа с педагогами и студентами колледжей, Центром занятости, социальной защитой населения и т. д. Школа-интернат активно взаимодействует с будущими работодателями: обувными мастерскими, ателье, мебельными предприятиями, в которых работают наши выпускники. Воспитанники старших классов знакомятся с традициями профессиональных учреждений, с жизнью и условиями учебы, труда и отдыха. Также проводятся выездные экскурсий в профессиональные колледжи Амурской области. Это позволяет формировать у детей коммуникативные навыки, получать объективную информацию от людей различных профессий.
В школе-интернате оформлен стенд «Профессия – твое будущее». Ежегодно воспитанники привлекаются к обновлению вышеуказанного стенда, оформлению и обновлению мастерских и рекреаций, что является дополнительным стимулом для развития профессионального интереса.
Одним из методов профессионального самоопределения является участие в выставках и конкурсах.
На уроках столярного дела мальчики получают навыки работы с деревом. Многие ребята могут порадовать подставками для цветов, книжными полками, различными рамками и т. д. Обучающиеся 9 классов изготавливают ящики для рассады, цветочные горшки, полки для обуви, швабры, рамки для стендов, лопаты для уборки снега, скамейки, табуреты, точеные изделия из дерева и т. д.
На обувном деле обучающиеся, учатся подшивать, подклеивать обувь, ставить заплатки на валенки и кожаные сапоги, менять набойки.
На уроках швейного дела, где приобретаются навыки кройки и шитья, выполняются задания по пошиву и ремонту постельного белья и одежды Обучающиеся знакомятся с устройство швейной машины, выполняют упражнения по освоению приемов работы на ней.
В школе-интернате имеется приусадебный участок (70 соток). Участок располагается рядом с летним оздоровительным лагерем, что позволяет своевременно и более качественно проводить уход за овощными культурами. Во время летнего оздоровительного отдыха ребята приобретают опыт работы на огороде, знакомятся с наиболее распространенными видами работ по выращиванию овощей и уходу за растениями (посадка, прополка, полив, окучивание). Все выращенные овощи поступают в качестве дополнительного питания в школьную столовую.
Обучающиеся школы-интерната привлекаются к посильному самобслуживающему труду. Совместно с учителями и воспитателями групп принимают участие по благоустройству территории. Таким образом, в результате организации профессионального самоопределения обучающихся в школе-интернате созданы благоприятные условия, способствующие правильному выбору профессии.
Согласно разработанного Положения об организации и осуществлении постинтернатного сопровождения выпускников ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат» в нашем учреждение ведется следующая работа:
1. Оказываем помощь выпускникам в получении профессионального образования.
2. Оказываем помощь по трудоустройству, защите их личных, жилищных и имущественных прав.
3. Оказываем консультативную помощь социально-правового направления, а также по преодолению сложных жизненных ситуаций.
4. Информируем о передвижении выпускников органы опеки и попечительства, министерство социальной защиты населения Амурской области.
5. Взаимодействуем с образовательными учреждениями и предприятиями, в которых обучаются или трудятся бывшие воспитанники; а также с различными социальными, лечебными учреждениями, органами федеральной, областной и местной власти (представляем характеризующий материал, оказываем своевременный сбор документов, оказание помощи подследственным, осужденным и освободившимся (документальной и материальной).
6. Ведется статистических сбор материалов, характеризующих постинтернатную жизнь выпускников (журнал «Катамнез жизненного устройства выпускников», папки «Сведения о выпускниках»).
Исп. социальный педагог, Скобелкина О. А.