Ирина Зеленова
Здоровьесберегающие технологии в детском саду. Реализация программы «Здоровые малыши»
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии в детском саду.
Реализация программы «Здоровые малыши»
Зеленова И. Н., старший воспитатель
ГБДОУ детский сад №115
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в детском саду, Реализация программы „Здоровые малыши“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Программы
- Темочки
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации. Необходимость комплексного подхода к организации оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении уже ни у кого не вызывает сомнения. Исследования показали, что при поступлении в детский сад, от 20 до 50 % детей имеют низкие и ниже средних возрастно-половые показатели развития основных физических качеств. Почти треть детей (в том числе и посещающих дошкольные учреждения) имеют неблагоприятные реакции на дозированную физическую нагрузку, а также низкую устойчивость организма к гипоксии. На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус. В связи с этим мы считаем, что проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок. Поэтому, перед нами встала необходимость активизации методической работы по данному направлению, в разработке программы " Здоровые малыши", которая бы отражала систему деятельности ДОУ по здоровьесбережению детей, эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения в дошкольном учреждении.
Концептуальной основой деятельности нашего детского сада является обеспечение непрерывного, адекватного развития способностей детей на фоне физического, психического и социального комфорта и создание предпосылок для успешной подготовки детей к школе. Таким образом, актуальным для нас является целесообразный подбор инновационных образовательных программ в соответствии с федеральным стандартом дошкольного образования, с приоритетом выбра максимально здоровьесберегающих образовательных методик и технологий, координацией деятельности всех педагогов и специалистов детского сада с целью разработки индивидуального маршрута воспитания, оздоровления с учетом его здоровья, индивидуальных особенностей, интересов, перспектив развития.
Целеполагающим в стратегии организации работы в контексте качественной реализации здоровьесберегающих технологий для нас является :
Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей :
• диагностика физической подготовленности дошкольников;
• анализ профессиональной компетенции воспитателей.
1. Анализ созданных условий в детском саду.
2. Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность ДОУ по здоровьесбережению.
3. Изучение и внедрение современных инноваций в области физического развития детей.
4. Проектирование модели целостной системы здоровьесбережения.
К основным направлениям оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении мы относим:
1. Организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей.
2. Организацию питания.
3. Обеспечение психологической безопасности детей во время пребывания их в детском саду.
4. Организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками.
5. Физическое воспитание детей.
Работа по физическому воспитанию в ДОУ строится на основе диагностики, которую проводит инструктор по физической культуре с участием медицинских и педагогических работников. Результаты заносятся в карту развития ребёнка, и используется специалистами при планировании работы с детьми. Результаты работы обсуждаются на медико-педагогических совещаниях и отражаются в тетрадях здоровья, оформленных в каждой группе.
Медико-педагогический контроль за организацией физического воспитания в детском саду осуществляют заведующий ДОУ, заместитель заведующего по УВР, старшая медсестра, врач,. Данные оформляются в специальном журнале с указанием выводов и предложений.
Данные контроля и мониторинга показывают высокий уровень профессиональной компетенции педагогов.
Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. Анализ созданных условий показал, что в нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха.
Оборудован физкультурный зал со спортивным комплексом, где представлено разнообразное физкультурное оборудование, а так же пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий.
Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы физкультурные уголки, которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки, «косички», «змейки», для подлезания - дуги. Во всех группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Воспитатели проявляют творчество и изобретательность в изготовлении пособий из бросового материала для пополнения физкультурных уголков. Мелкое физкультурное оборудование размещено так, что оно доступно для детей.
Основные компоненты здорового начала - покой и движение - должны правильно сочетаться в режиме дошкольного учреждения. Поэтому важным, на наш взгляд, было со-здание в группах уголков релаксации. Здесь дети могут посмотреть фотографии, просто полежать на мягких красивых подушках, ковриках. Ведь психическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. Для решения этой проблемы в детском саду работает сенсорная комната, где психолог проводит с детьми различные релаксационные, тренинговые занятия, помогая дошкольникам научиться управлять своими эмоциями.
Таким образом, можно сказать, оздоровительная среда ДОУ является естественной комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами.
Основная цель, которую ставит перед собой коллектив ДОУ - это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья. Педагогическим коллективом нашего детского сада были разработаны принципы реализации оздоровительной программы :
• принцип активности, сознательности - участие всего коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей;
• принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровневого развития и состояния здоровья;
• принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение помощи и поддержки, гарантия положительного результата;
• подход к организму ребенка, как целостной саморегулирующей системе органов и тканей;
• лечение не болезни, а больного организма – направленность на естественную помощь организму ребенка в налаживании физиологически нормального течения обмена веществ, работы органов и тканей;
• оздоровление детей за счет поднятия и укрепления неспецифического иммунитета, естественных факторов защиты организма.
В процессе нашей деятельности мы стремимся решить следующие задачи:
1. Посредством конкретной практической деятельности педагогов создать условия для развития у детей системного мировоззрения, реальной компетентности, образованности, готовности к осознанному выбору своих поступков и ответственности за них перед собой.
2. Определить модель двигательного режима детей в ДОУ, комплексно подходить к отбору программного содержания и методики проведения занятий по физической культуре. Также приемов руководств организованной и самостоятельной деятельностью детей.
3. Организовать профилактическую, оздоровительную и лечебную работу, обеспечить рациональное питание.
4. Воспитание устойчивого интереса у детей к спорту физической культуре, расширение творческого потенциала родителей в процессе работы с педагогами ДОУ.
Реализация оздоровительной деятельной деятельности ДОУ - это четкая интеграция профилактического и организационного направления, педагогического и физически - формирующего воздействия на ребенка специфическими и неспецифическими средства-ми, целостной организацией педагогического процесса.
Профилактическое направление включает в себя обеспечение благоприятного течения адаптации через систему мероприятий, выполнение сангигиенического режима, проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.
Организационное направление ориентировано на организацию здоровьесберегающей среды в ДОУ, определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики, составление индивидуальных планов оздоровления, изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик, систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров, пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.
В рамках концепции деятельности ДОУ инициативной группой была разработана программа «Здоровые малыши».
Нами разработана система оздоровительной работы по следующим направлениям:
• психологическое сопровождение развития;
• разнообразные виды организации режима двигательной активности ребёнка;
• система работы с детьми по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни;
• организация питания;
• оздоровительное и лечебно-профилактическое сопровождение.
В ДОУ продумана система всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства воспитателей. Она направлена на профессиональное адаптирование, становление, развитие и саморазвитие воспитателей. Система методической работы детского сада включает разные виды деятельности, ориентированные на осознание, апробацию и творческую интерпретацию инновационных программ и технологий.
Одним из видов деятельности мы рассматриваем проведение педагогических советов, совещаний, на которых воспитатели и специалисты имеют возможность не только узнать о деятельности коллег, но и систематизировать знания, осмыслить собственные подходы к работе.