Получи документы

Программа «Готовим руку к письму»

Олеся Москаленко
Программа «Готовим руку к письму»
▼ Скачать +Заказ

1. Пояснительная записка.

Разнообразные графические изображения, состоящие из линий, штрихов и точек, постоянно и повсеместно окружают человека в любом возрасте.

С древнейших времён графическое общение было и остается самым простым и удобным видом связи между людьми. Специалисты прогнозируют, что в недалеком будущем более 60-70% всей получаемой нами информации будет иметь графическую форму предъявления.

И конечно, каждый родитель хотел бы, чтобы его ребенок умел уверенно ориентироваться в современном мире, в море графической информации.

Публикация «Программа „Готовим руку к письму“» размещена в разделах

Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен уметь свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Исследования ученых показали, что если пространственные представления не сформированы у ребенка или неточно, это напрямую влияет на уровень его интеллектуального развития.

Поэтому так важно помнить, что именно дошкольный возраст - это период возникновения, становления и развития многообразных представлений, которые затем перерастают в понятия об окружающем мире.

Разработанная система занятий способствует не только развитию мелкой моторики руки, но и развитию двигательной (моторной) памяти, умению точно воспроизводить по образцу, выполнять упражнения по словесной инструкции. Тематические занятия включают в себя работу с цветными полосками, трафаретами, калькой, карточками, шаблонами, упражнения для кистей и пальцев руки, гимнастику для глаз. Разработанные занятия можно использовать не только для дополнительного образования, но и использовать упражнения и игры при проведении других интегрированных занятий

1.1. Педагогическая целесообразность:

- Содержание педагогической работы построено на основе понимания, как готовить ребенка к письму, на чем нужно заострить внимание, в необходимости представления, что такое процесс подготовки руки ребенка к письму, как формируется навык письма и какими умениями должен для этого владеть ребенок.

-Акцентирование внимания не только на содержательной стороне материала, но и на способах овладения им, на организации деятельности детей по усвоению материала, что имеет важное значение для развития интеллектуальных способностей. Важным условием полноценного овладения навыком письма является готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений.

-Ориентация педагога на формирование условий для самореализации и успешной социализации детей, обеспечение удовлетворения образовательных потребностей личности ребенка, формирование общеинтеллектуальных умений, развитию познавательных способностей, расширению кругозора, развитию мелкой моторики рук. -

-Обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.

В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности.

Содержание дополнительного образования направлено на создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укрепления психико-физического здоровья.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Большую сложность дети испытывают в распределении внимания.

Выработать у детей четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Поэтому работа по подготовке руки к письму должна начинаться, задолго до поступления в школу. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Актуальность программы «Готовим руку к письму» заключается в том, что неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Новизна программы заключается в использовании развивающих упражнений и познавательного материала из различных областей знаний. Деятельность кружка направлена на всестороннее развитие ребенка. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребенка к школе : познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

Принципы построения программы :

1. Принцип деятельностного подхода. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С. Л. Рубинштейну).

2. Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.

3. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе. Развитие мелкой моторики у детей проходит с привлечением в работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.

4. Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.

1.2. Цели и задачи

Цель программы : совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве, развивать моторику рук, способствовать освоению способов построения графических изображений геометрических фигур.

Задачи программы :

Обучающие:

- подготовка ребенка к письму;

-интерес к занятиям изобразительной и творческой деятельности;

-организованность, усидчивость и аккуратность в работе;

-трудолюбие, старательность и добросовестное отношение к работе;

-заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать в школе;

-положительное отношение к письму.

- Учить разбивать фигуры на части, воссоздавать фигуру из частей, преобразовывать форму фигур;

- Способствовать развитию познавательных способностей, творческого воображения и пространственных представлений.

Развивающие

-развивать мелкую моторику пальцев рук путем работы с карандашом, выполнения графических заданий, пальчиковых игр, штриховок и т. д. ;

- развивать индивидуальные способности, креативность, самостоятельность у детей дошкольного возраста посредством организации кружковой работы;

- развивать зрительно - моторную координацию;

- развивать познавательные процессы: зрительное и слуховое восприятие, пространственное восприятие, память, внимание, логику, аналитическое мышление, творческие способности;

- развивать чувство ритма посредством ритмических рисунков;

- развивать пространственную ориентировку.

Воспитательные

-воспитать интерес к занятиям изобразительной и творческой деятельности;

-организованность, усидчивость и аккуратность в работе;

- воспитать трудолюбие, старательность и добросовестное отношение к работе;

- воспитать заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать;

-положительное отношение к письму.

1.3. Методы и приемы работы с детьми

Методические условия реализации программы.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

Словесные:

-беседа,

-объяснение,

- чтение стихов и загадок.

Наглядные:

- работа по образцу (штриховка);

- зрительный диктант;

- показ иллюстраций, картинок, букв.

Практические:

- самостоятельная работа детей в тетрадях (штриховка,).

-пальчиковая гимнастика.

-физминутки.

Типы занятий:

- первичное ознакомление с материалом;

- усвоение новых знаний;

- применение полученных знаний и умений на практике;

- закрепления и повторения.

Форма организации учебного занятия – кружковое занятие.

Форма организации деятельности учащихся на занятии –групповое.

3. Учебно – тематический план.

п/п Название раздела (тема) Количество часов

1. Рисование точек. 2

2. Рисование точек и крестиков. 2

3. Рисование коротких и вертикальных линий. 2

4. Рисование коротких горизонтальных линий. 2

5. Рисование длинных вертикальных линий. 2

6. Рисование длинных горизонтальных линий, в чередовании с вертикальными 2

7. Рисование наклонных линий. 2

8. Рисование уголков. 2

9. Рисование бордюров. 1

10 Рисование уголков. 2

11 Рисование бордюра. 2

12 Рисование квадрата. 2

13 Рисование квадрата. 2

14 Рисование прямоугольников. 2

15 Рисование узора из горизонтальных и вертикальных линий.

16 Рисование бордюров. 2

17 Рисование кружков. 2

18 Рисование предметов из кругов. 2

19 Рисование фигур и предметов из кругов. 2

20 Рисование узоров из квадратов и кругов. 2

21 Рисование узоров из кругов и квадратов. 1

22 Рисование круга. 1

23 Рисование овалов. 1

24 Рисование овалов. 1

25 Рисование кругов и овалов. 1

26 Рисование узоров из кругов и овалов. 1

27 Рисование треугольников. 1

28 Рисование вертушек. 1

29 Рисование ёлочек. 1

30 Рисование палочек с присоединением уголков. 1

31 Рисование дуги. 1

32 Рисование дуги. 1

33 Рисование птиц. 1

34 Рисование узоров с использованием овала. 1

35 Рисование ломаной линии. 1

36 Рисование посуды. 1

Итого: 56

2. Содержание программы

Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.

При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.

Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.

Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.

2.1. Прогноз результативности

Воспитанник будет знать:

-правила и различные виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная, по уменьшающемуся и увеличивающемуся контуру);

-гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради);

-правила работы с тетрадью.

Воспитанник будет уметь:

-правильно сидеть за столом во время письма;

-правильно располагать рабочую тетрадь;

-правильно держать карандаш и ручку;

-проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые);

-проводить линии в разных направлениях;

-обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги;

-ориентироваться на листе бумаги в клетку ;

-ориентироваться на плоскости и решать логические задачи.

4. Список литературы

Программно-методическое обеспечение

Перечень программ и технологий

И. А. Подрезова. Графические навыки у детей 5 -7 лет.

Издательство Гном 2013г.

Перечень пособий

И. А. Подрезова, рабочая тетрадь по развитию графических умений.

Публикации по теме:

Графические диктанты на основе регионального компонента Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет федеральных государственных образовательных стандартов заставляет.

Графические диктанты с детьми в работе педагога-психолога ДОУГрафические диктанты с детьми в работе педагога-психолога ДОУ .

Конспект игрового сеанса «В гостях у Песочной феи», для детей 4–5 лет. Тема занятия: Волшебство линий. «Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые.

Консультация «Разнообразные формы работы по развитию речи в свободной деятельности дошкольников с воспитателем» Консультация Разнообразные формы работы по развитию речи в свободной деятельности дошкольников с воспитателем. Хорошая речь - важнейшее.

Проект «История вещей, которые нас окружают» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА. В современном мире все меньше людей задаются вопросом: откуда пришли к нам вещи, которые окружают нас в быту.

Разнообразные формы работы с родителями для приобщения дошкольников к художественной литературе и чтению Разнообразные формы работы с родителями для приобщения дошкольников к художественной литературе и чтению. Здравствуйте, коллеги! Хочу представить.

Разнообразные приемы создания фонов в изобразительном творчествеРазнообразные приемы создания фонов в изобразительном творчестве Фон является задним планом рисунка, одним из средств выразительности. Он придает рисунку пространственную целостность, законченность. Выбор.

Отчет по самообразованию «Графические диктанты в детском саду» В этом году в логопедическую группу поступили дети не только с дефектом речи, но и с нарушением психики и поведением. И я решила попробовать.

Увлекательная деятельность для дошкольников — графические диктантыУвлекательная деятельность для дошкольников — графические диктанты Увлекательная деятельность для дошкольников – графические диктанты. Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для.

Эссе «Творческая работа. Я горжусь профессией своей, за то, что детство проживаю постоянно» Моё решение стать воспитателем не было спонтанным. Я не могу наз- вать это юношеским порывом – это был хорошо продуманный шаг в жизни.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Готовим руку к письму»
Опубликовано: 15 мая 2016 в 20:59
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа «Готовим руку к письму»» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Москаленко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД