Ирина Акимова
Разнообразие форм взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями (законными представителями)
▼ Скачать + Заказать документы
Семья и дошкольная организация – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольная организация играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность.
Публикация «Разнообразие форм взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями (законными представителями)» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольной организации. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольной организации.
Несмотря на то, что в последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, работа с родителями обычно ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.
Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в триаде «педагоги-родители-дети» является удовлетворение не только базисных стремлений и потребностей ребенка, но и стремлений и потребностей родителей и педагогов.
В рамках взаимосвязи детского сада и семьи в своей группе я использую такие формы сотрудничества как :
- «Проектная деятельность» - меняет роль воспитывающих взрослых в управлении детским садом, в развитии партнерских отношений, помогает научиться работать в «команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности; освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребенка; достичь позитивной открытости; объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта. В этом учебном году в нашей группе был реализован проект «Игрушки».
Итогом этого проекта стало создание мини-музея игрушек по стихам А. Барто из цикла «Игрушки».
- «Семейный календарь» - интересные идеи для проектов рождаются благодаря семейному календарю, который может помочь родителям научиться планировать свою деятельность и находить время для взаимодействия и общения с ребенком.
Семейный календарь нашей группы состоит из двух взаимосвязанных, взаимопроникающих частей : одна — сопровождающая инвариантная, предлагаемая детским садом для всех семей воспитанников; вторая — вариативная, проектируемая каждой семьей в логике своих потребностей и традиций.
Сопровождающая инвариантная часть календаря, разработана педагогом с учетом воспитательно-образовательной работы в детском саду, включает следующие сведения: о сезонных народных праздниках и рекомендации по их проведению в семье с учетом возраста детей; о всемирных, всероссийских государственных, областных, городских, районных праздниках и рекомендации по их проведению в семье с учетом возраста детей; о профессиональных праздниках, отмечаемых в семье, и рекомендации по организации с детьми бесед о профессиях; о репертуаре театров и рекомендации о проведении «дня театра» в семье и т. п.
Вторая – вариативная часть, планируемая семьей, содержит следующие сведения: о семейных праздниках — днях рождения членов семьи, родных (именины, друзей семьи (в том числе друзей ребенка, а также о днях памяти в семье; о семейных прогулках, поездках и др. ; о семейном отдыхе (отпуск родителей); о достижениях ребенка. Семейный календарь рождает у родителей идеи будущих совместных дел в семье и детском саду. Оформляя семейный календарь, педагоги и родители в полной мере могут проявить свои художественно-оформительские способности.
- «Цветок активности» - приобщение родителей к участию в жизни детского сада через внедрение наиболее эффективных форм работы; создание условий для совместной деятельности детей и их родителей.
Для каждой семьи изготавливается «Цветок», который на начало учебного года состоит из стебля и сердцевины без лепестков. В течение года каждой семье за активное участие в жизни детского сада и группы присваивается лепесток с пояснением.
В конце года на итоговом родительском собрании подсчитывается количество набранных лепестков в каждой семье, самых активных награждают. Как показала практика такая форма работы, как цветок активности оказалась очень эффективна и интересна, т. к. рождает позитивный соревновательный и сопернический дух среди семей воспитанников за большее количество лепестков.