Ирина Череданова
Программа социального партнёрства с родителями (законными представителями) 2015–2016 уч. год Группа раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программа социального партнёрства с родителями
/законными представителями/
МБДОУ «Детского сада №100»
2015-2016 уч. год
Группа раннего возраста
Выполнила:
старший воспитатель Череданова И. В.
г. Дзержинск
Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надёжный и причал.
Она даёт призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.
(Е. А. Мухачёва.)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Программа социального партнёрства с родителями (законными представителями) 2015–2016 уч, год Группа раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Переход ребенка из одних условий существования в другие сложен всегда, а в наше время он значительно затруднен дополнительными факторами, вызывающими стресс.
Исследователи указывают на необратимость нарушений в личностном развитии ребенка в случаях отсутствия у него психологической готовности к переходу в новые социальные условия. В период адаптации наблюдаются нарушения сна, аппетита, повышается заболеваемость, отмечаются неадекватные реакции на окружающее и трудности в поведении (Н. М. Аксарина, Г. В. Гриднева, Л. Г. Голубева, К. Л. Печора, С. Аврамова, Л. В. Вершинина).
В настоящее время признан приоритет семейного воспитания детей раннего возраста, однако современные социальные условия вынуждают родителей прибегать к общественным формам воспитания уже на самых ранних этапах жизни ребенка. Особенности раннего возраста взаимосвязаны с психофизическим развитием. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь родителям и детям. В этом отношении активную помощь могли бы предоставить педагоги дошкольного образовательного учреждения.
Актуальность проблемы обуславливается тем, что прежняя система взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах дошкольной педагогики. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разработки системы комплексной помощи сопровождения адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Несомненная значимость данной проблемы послужила основанием для разработки и апробации программы по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Данная Программа направленна на организацию адаптационного периода детей раннего возраста. Программа разработана с учётом методических разработок таких авторов, как А. Ю. Кремлякова, Д. Н. Колдина, О. Е. Белова, Васильева М. А., и др.
Новизна Программы состоит в том, что расширено взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи, разработаны формы и методы организации адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Программа предполагает создание единого благоприятного образовательно-воспитательного пространства ДОУ и семьи, повышение информационной культуры родителей.
Цель Программы : создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства семьи и ДОУ в системе организации адаптации детей раннего возраста, с учётом ФГОС ДО.
В основе практической работы лежит партнерские отношения педагога, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, которое создаёт основу для благоприятной адаптации детей раннего возраста.
Задачи Программы :
- создание основ развивающего взаимодействия (партнерство и сотрудничество, с целью развития каждого участника образовательного процесса;
- повышение культурного уровня родителей, педагогов, детей (единство образования, воспитания, обучения);
- приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;
- оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей с учётом ФГОС ДО;
- повышение компетентности родителей в вопросах адаптации детей раннего возраста.
Мы проанализировали особенности семьи и семейного воспитания наших детей, выработали тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Ответственные за реализацию Программы работы с родителями :
воспитатель группы раннего возраста – Череданова Ирина Владимировна, воспитатель- Новикова Елена Михайловна.
Перечень мероприятий, реализующих Программу :
Месяц Число Название мероприятия Цель мероприятия
Август 17.08-31.08 Анкетирование «Давайте познакомимся».
Консультация «Как подготовить ребенка к поступлению в ясли».
Получение и анализ первичной информации о ребенке и его семье.
Сентябрь 1.09-11.09 Консультации
«Первый раз в детский сад», «Как помочь ребенку быстрее адаптироваться в детском саду».
Папки-передвижки «Адаптационный период», «Адаптация детей». Консультирование родителей об особенностях поведения ребенка во время адаптации к детскому саду
14.09-30.09 Памятка для родителей «Проблемы адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения».
Консультации «Адаптация детей раннего возраста».
«Характеристика развития детей и организация их жизни».
Родительское собрание «Давайте знакомиться. Как помочь ребенку адаптироваться к детскому учреждению». Консультирование родителей об особенностях поведения ребенка во время адаптации к детскому саду
Информация об особенностях периода раннего возраста
Ознакомление родителей с задачами воспитания детей на учебный год, психологическими и возрастными особенностями детей. Выборы родительского комитета. Привлечь родителей к оформлению группы к новому учебному году.
Октябрь 1.10-9.10 Консультации «КГН (культурно-гигиенические навыки, значение в развитии ребенка».
Индивидуальные беседы с родителями об одежде детей : подбирать одежду по погоде, размеру, обращать внимание на внешний вид.
Статьи в родительский уголок «Режим дня с 2-3 лет холодный период»,
«Совместная работа детского сада и семьи в условиях внедрения федеральных государственных требований».
Формирование простейших навыков самообслуживания и культуры поведения у детей
Обогащение опыта родителей.
Оказание помощи родителям в развитии, воспитании и обучении детей с учётом ФГОС ДО.
12.10-23.10 Выставка творческих работ детей «Осень золотая».
Статьи в родительский уголок «Наблюдение осенью», «Встречаем осень с малышом».
Привлечь родителей к жизни детей в детском саду.
26.10-30. 10 Творческая мастерская: провести ярмарку «Осень угощает» (лепка овощей и фруктов из пластилина).
Привлечь родителей к жизни детей в детском саду.
Ноябрь 2.11-13.11 Родительское собрание «Расти здоровым малыш».
Папки-передвижки : «В здоровом теле – здоровый дух», «Не болей-ка». Обогащение опыта родителей, ознакомление с приемами, рекомендациями по вопросам сохранения и укрепления здоровья.
16.11-30.11 Консультации «Здоровье всему голова», «Советы доктора Градусника»
Фотоколлаж «Один день из жизни группы». Обогащение опыта родителей, ознакомление с приемами, рекомендациями по вопросам сохранения и укрепления здоровья.
Привлечь родителей к жизни детей в детском саду.
Декабрь 1.12-11.12 Консультации
«Как укладывать ребенка спать»,
«Зимние травмы».
Папка-передвижка «Семь родительских заблуждений о морозной погоде».
Обогащение опыта родителей, ознакомление с приемами воспитания детей в ходе режимных моментов.
Обогащение опыта родителей по вопросам охраны жизни и здоровья детей.
14.12-31.12 Консультация
«Что подарит Дед Мороз?»,
«Одежда и питание».
Утренник «Здравствуй, елочка!» Привлечение родителей к проведению новогодних праздников в детском саду, их оформлению и вручению новогодних подарков.
Обогащение опыта родителей по вопросам питания детей раннего возраста, охраны жизни и здоровья детей.
Привлечь родителей к жизни детей в детском саду.
Январь 11.01-22.01 Консультация
«Какие игрушки необходимы детям», «Раз, два, три, четыре, пять я пошёл играть»,
«Игрушки».
Папка-передвижка «Как играть с малышом».
Фотоколлаж «Ребенок в развивающей предметно-пространственной среде группы раннего возраста».
Повышение уровня знаний родителей по руководству игровой деятельностью; обучение способам игровой деятельности.
Расширение знаний родителей о значении игрушки в жизни детей, ее воспитательные и развивающие функции.
Привлечь родителей к жизни детей в детском саду.
25.01-29.01 Родительское собрание «Игры и игрушки». Сообщение на тему: «Использование дидактических игрушек, дидактических игр и пособий в работе с детьми группы раннего возраста».
Индивидуальные беседы «Игры на развитие мелкой моторики». Формирование знаний у родителей о возрастных особенностях развития ребенка. Повышение пед. знаний родителей о детях раннего возраста. Ознакомление родителей с промежуточными результатами воспитательно-образовательной работы.
Порекомендовать соответствующую литературу, дидактические игры.
Февраль 1.02-12.02 Консультации «Обучение восприятию цвета детей», «Сенсорное воспитание ребенка».
Формирование знаний у родителей о особенностях развития познания ребенка.
15.02-29.02 Выставка «Самый лучший папа мой»,
Родительское собрание «Как научить ребенка воспринимать величину, форму, цвет предметов».
Папка-передвижка «Как научить ребенка воспринимать величину, форму, цвет предметов». Привлечь родителей к жизни детей в детском саду.
Расширение знаний родителей о сенсорном опыте детей, его обогащении, о совершенствовании разнообразных действий с предметами.
Март 1.03-11.03 Выставка творческих работ детей «Моя мама - лучше всех», Привлечь родителей к жизни детей в детском саду.
14.03-18.03 Индивидуальные беседы «Как развивать речь малыша»
Консультация «Если ребёнок плохо говорит», «Как развивать артикуляционный аппарат ребенка». Формирование у родителей навыков совместных игр с детьми, ознакомление с методами и приемами руководства играми по развитию речи.
21.03-31. 03 Открытый показ НОД по теме:
«К нам пришел колобок» (расширение ориентировки в окружающем и развитие речи).
Папка-передвижка «Пригласительный билет в мир игры». Повышение компетенции родителей по вопросу расширения ориентировки в окружающем и развитии речи детей раннего возраста. Формирование у родителей навыков совместных игр с детьми, ознакомление с методами и приемами.
Формирование у родителей навыков совместных игр с детьми, ознакомление с методами и приемами руководства играми по развитию речи.
Апрель 1.04-8.04 Консультация
«Физическое развитие детей раннего возраста».
Индивидуальные беседы «Лечебные игры с мячом». Расширение знаний родителей о значении двигательной активности детей раннего возраста.
Расширять знания родителей о многообразии игр с мячом для детей раннего возраста.
11.04-22.04 Папки-передвижки «Как приучить ребёнка к самостоятельности», «Игры с детьми раннего возраста по развитию двигательной активности». Расширение знаний родителей о значении двигательной активности детей раннего возраста.
25.04-29.04 Консультации «Воспитание гиперактивных детей»; «Стеснительные и замкнутые».
Выставка творческих работ детей «Вот как мы умеем». Расширение знаний родителей об особенностях сочетания поведения и темперамента детей раннего возраста.
Привлечь родителей к жизни детей в детском саду.
Май 2.05-13.05 Папки-передвижки «Осторожно, дети!»,, «Вопрос-Ответ», «Дорога и мы».
Индивидуальные беседы «Не жалейте времени на уроки улицы».
Семинар-практикум «День добрых дел» Расширение знаний родителей об особенностях поведения детей раннего возраста на прогулке и улице, методы регуляции поведением.
Привлечь родителей к жизни детей в детском саду.
16.05-20. 05 Фотовыставка: «Легко нам жить на солнечной планете, когда шагают с нами наши дети».
Консультации
«Необходимо ли наказание?», «Детство с кулаками». Привлечь родителей к жизни детей в детском саду.
Расширение знаний родителей об особенностях поведения детей раннего возраста. Методы регуляции поведением ребенка.
23.05-31.05 Родительское собрание Подведение итогов адаптации детей к условиям ДОУ, воспитательно- обра зовательной работы за учебный год.
Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Наглядно–информационное направление включает в себя информационные стенды (визитная карточка, режим дня, наши занятия, практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям : увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Традиционным в группе является праздник «С днем рождения
Родители приводят в детский сад самое дорогое, что у них есть – своих детей. И задача воспитателя сделать так, чтобы их богатство было в надежных руках.
В зависимости от плана работы, сообща необходимо обговаривать каждое мероприятие, решать проблемы. Благодаря этому, все мероприятия пройдут с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносит крупицы своего труда, умения, творчества.
Правильно воспитывать ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно-гигиенических навыков.
Поэтому очень важно оказывать необходимую помощь родителям, привлекать их к участию в совместной работе.
Данная Программа позволит педагогам :
- установить добрые,доверительные отношения с семьей каждого воспитанника группы;
- приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащению развивающей предметно- пространственной среды;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- приучать родителей творить и созидать вместе с ребенком, и получать от этого удовольствие;
- обогащать, развивать и повышать уровень знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывать индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике;
- привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;
- добиваться получения положительных эмоций от совместно-выполненной деятельности;
- способствовать личностному обогащению всех участников взаимодействия по средствам деятельности, ее преобразования и изменения.
Список используемой литературы
1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ : Практическое пособие / Авт. -сост. Белкина Л. В. – Воронеж “Учитель”, 2006.
2. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. /Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева и др. – М. : Линка-Пресс, 2001.
3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. –
4. Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова, «Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста», «Мозаика-синтез», 2007 г.
5. О. Е. Белова «Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 лет в адаптационный период по программе «От рождения до школы»», Волгоград, изд. «Учитель», 2015г.
6. Д. Н. Колдина «Игровые занятия с детьми 1-2 лет», М, «ТЦ Сфера», 2014 г.
7. А. Ю. Кремлякова «Психологическое сопровождение с раннего возраста в ДОУ», «Детство-пресс», 2013г.