Юлия Малкоедова
Самообразование по теме: «Внедрение активных форм взаимодействия педагогов и родителей в интересах ребенка»
Одним из первых образовательно-воспитательных учреждений является детский сад. В детском саду родители должны получать первые системные педагогические навыки. От установившихся контактов между воспитателем и родителями во многом зависит развитие ребенка. Поэтому, профессиональный подход педагогов в дошкольном учреждении может обеспечить нужный педагогический уровень образованности родителей, и соответственно, благоприятным образом отразится на ребенке. Для того, чтобы родители с доверием относились к советам педагогов дошкольного учреждения, оно должно быть образцом и примером применения педагогических знаний. Только в этом случае, родители охотно пойдут на контакт с воспитателем. Соответственно, и воспитатели должны постоянно развиваться, получать дополнительные знания в области педагогики, быть требовательными к себе, совершенствовать свои навыки и умения.
Публикация «Самообразование по теме: „Внедрение активных форм взаимодействия педагогов и родителей в интересах ребенка“» размещена в разделах
Также хочется отметить, что на развитие ребенка, становление его личности огромное влияние оказывает его окружающая среда. А точнее, дошкольное учреждение. В связи с этим, жизнь ребенка в детском саду не может проходить хаотично, не имея под собой никакой научной основы, многолетнего опыта педагогической науки. Весь день ребенка подчинен строгим правилам организации жизни в детском саду, правилам поведения в коллективе и т. п. Безусловно, за долголетний педагогический опыт в организации детских дошкольных учреждений сложилась целостная система ценностей. И зачастую, эти ценности не всегда поддерживаются семьей ребенка. В этом отношении, особенно важным становится контакт родителей и педагогов, при котором будет найден оптимальный выход в налаживании разногласий и поиска общих точек соприкосновения между семьей и воспитателем.
Значимость семейного воспитания можно считать одной из основополагающих при становлении личности ребенка. В семье закладываются моральные ценности, формируется жизненные принципы и желания, происходит формирование характера. Но в то, же время, взаимоотношения педагога и родителя также играют немаловажную роль в формировании личности и характера ребенка. Если контакт и взаимоотношения не смогли сложиться должным образом между воспитателем и родителем, то, безусловно, страдают интересы ребенка. В связи с этим, налаженный контакт помогает лучше разобраться в ребенке, рассмотреть его в различных ситуациях, что соответствует интересам ребенка, помогает сформировать его ценности и предотвратить негативные проявления.
Можно отметить, что центральной задачей, которая ставится перед воспитателем при внедрении различных методов взаимоотношения, является установление благоприятных условий для формирования контактов, применяя при этом различные методы взаимодействия.
В качестве практической значимости данной работы можно отметить поиск и выделение различных форм взаимодействия с семьей ребенка дошкольного возраста, которые могли бы способствовать активному внедрению родителей во взаимоотношения с воспитателем в интересах ребенка.
Глава 1. Основная направленность взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи ребенка дошкольного возраста
1.1 Основные понятия взаимодействия и сотрудничества
Воспитатели и педагоги дошкольного учреждения должны понимать, что является основной задачей такого учреждения. Одной из основных задач можно считать раскрытие основных проблем в развитии ребенка и установление контакта с семьей в целях устранения проблем в развитии. Воспитатель, в данной цепи взаимодействия, является основным звеном. Воспитатель доносит основную информацию о ребенке и помогает донести до родителей педагогическую информацию, способах ее применения в его интересах. Поэтому, поиск и внедрение основных форм взаимодействия между детским садом и родителями является важной задачей.
В данном аспекте стоит отметить о проблемах во взаимоотношениях и установке контакта между воспитателем и родителями. Вот несколько причин, которые могут способствовать трудностям:
1. Невысокий уровень педагогической культуры, отсутствие знаний в области психологии;
2. Родители не умеют пользоваться своими правами;
3. Неумение воспитателей устанавливать нужные взаимоотношения.
Для устранения некоторых проблем в установке взаимоотношений можно использовать некоторые педагогические работы и нормативную базу, например, “Положение о дошкольном образовании”, “Закон об Образовании”, “Концепцию дошкольного воспитания”. Задачей воспитателя является поиск наиболее оптимально удобного и подходящего способа налаживания контакта с отдельной семьей.
Термину “взаимодействия” уделено достаточно внимания в трудах Макаровой Т. А., где оно описано достаточно глубоко в целях построения и поиска точек соприкосновения с семьей ребенка. Если обобщить мнения многих исследователей этой области, можно сказать, что взаимодействие воспитателейс родителями это взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие.
Например, А. С. Симонович (1840-1933) утверждала, что «воспитание ребенка является не частным делом, а общественной обязанностью родителей, для выполнения которой необходима определенная обстановка, необходимые материальные условия жизни, а также элементарные знания родителями педагогической науки” (12).
1.2 Новые тенденции во взаимодействии воспитателя ДОУ и семьи
Современные специалисты, в своих работах, отмечают, что в последнее время усилилась потребность в активном взаимодействии дошкольного учреждения и семьи. При этом формы взаимодействия должны быть различными. Цель таких отношений остается прежней – формирование доверительных отношений между воспитателями и детьми, формирование потребности в общении и получении информации с обеих сторон.
В связи с этим Л. А. Павлова “предложила сделать детский сад открытой системой обучения для населения микрорайона по всем вопросам воспитания и развития ребенка”. (11)
1.3 Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагога
Исходя из практики, можно сделать вывод, что при поиске форм взаимодействия с семьей ребенка важно применять язык соучастия и поддержки, чтобы родители понимали и видели, что их слышат. Здесь можно использовать различные способы и формы коммуникации : контакт глаз, комплимент, доброжелательность и т. д. в целях создания нужной атмосферы для решения проблем.
При знакомстве с родителями, им нужно рассказать о некоторых особенностях формирования и развития детей дошкольного возраста. Что, в свою очередь, позволит родителям правильно общаться с детьми, а также позволит последовательно и совместно с воспитателям решать различные проблемы.
К примеру, проведение экскурсий по детскому саду, поможет более подробно ознакомить родителей с педагогическим процессом.
Такие методы позволят улучшить взаимодействие родителей и воспитателей, иметь общие темы для общения, развить педагогическую активность со стороны семьи. Что в итоге, позволит в дальнейшем облегчить признание ошибок родителями в воспитательном процессе. Такой подход позволяет учитывать “ особенности эмоционального самочувствия ребенка в этой ситуации и предлагают использовать специальные методы влияния на психологический климат таких семей, делают вывод о том, что воспитание — процесс сложный и потому требующий комплексного подхода со стороны родителей и педагогов”. (10)
Глава 2. Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи ребенка
2.1 Традиционные формы работы с семьей
Существуют традиционные формы взаимодействия семьи и педагога. Данные формы проверены временем и имеют многолетний положительный опыт. Хочется привести некоторые из них:
1. Проведение различных выставок;
2. Проведение круглых столов;
3. Проведение конференций;
4. Организация различных экскурсий по ДОУ;
5. Проведение бесед с родителями;
6. При необходимости, посещение семьи ребенка;
7. Проведение родительских собраний;
8. Выставки фотографий.
На сегодняшний день, хотелось бы отметить, что уже сформировались интересные и полезные формы работы воспитателя и семьи ребенка, которые принято называть традиционными формами. Условно их можно разделить на следующие группы: индивидуальные, коллективные, наглядно-информационные.
2.2 Современные формы взаимодействия с семьей
На сегодняшний день, при новых современных тенденциях вокруг нас, необходимо внедрять и активно использовать инновационные методы взаимодействия. Вот некоторые из них, которые можно выделить:
1. Проведение социологических опросов;
2. Привлечение родителей к участию в выставках, праздниках, досугах;
3. Проведение педагогических семинаров с родителями;
4. Организация открытых уроков, дня открытых дверей.
Но данные формы могут быть актуальными только в том случае, если удалось расположить к себе родителя, установить доверие.
Таким образом, взаимодействие педагогов и родителей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в разнообразных формах.
Важным является подключение родителей к активной жизни дошкольного детского учреждения, принятие участия в различных играх, занятиях. Например, проведение совместного субботника, совместных экскурсий, посещение музеев. Особо стоит отметить организация совместных праздников и участие родителей в них. Веселая обстановка способствует сближению родителей и детей. В последнее время достаточно успешно применяется метод проектов, при котором родители выполняют определенную часть совместного задания. Затем представляют свою работу на общем мероприятии.
Активные формы взаимодействия вызывают у родителей и детей желание активно участвовать в жизни ребенка, при этом разрушаются сложившиеся стереотипы, давление шаблонов становится меньше. Вот несколько примеров активных форм :
1. Участие в дискуссии;
2. Обсуждение различных точек зрения;
3. Приведение примеров;
4. По излагаемому материалу задаются вопросы к родителям.
Использование активных методов в общении с родителями создает благоприятную основу для выстраивания взаимоотношений в связке Воспитатель – Ребенок – Родитель.
Заключение
Завершая работу, кратко отметим главные моменты.
В первой части автором были проанализированы основные проблемы во взаимодействии, как в традиционных формах контактирования, так и в свете новых тенденций. Были проанализированы понятия “сотрудничество” и “взаимодействия”.
В последнее время много нового появляется во взаимодействии и поиске контакта семьи с дошкольным учреждением. Но основной идеей является то, что в воспитании детей основная роль лежит на родителях. Задачей дошкольного учреждения является помогать и дополнять педагогическую деятельность в воспитании ребенка.
Помимо этого, за последние годы сильно изменились и формы взаимоотношений и их содержание. Используются как традиционные, так и новаторские методы. Но основная задача остается неизменной – формирование доверительных отношений между семьей, ребенком и воспитателем в интересах ребенка. Достаточно сильно усилилось значение семейного воспитания, роли семьи в становлении личности. В связи с этим, установление тесного контакта с семьей для осуществления воспитательных целей является на сегодняшний день одной из самых важных задач.
Различные методы и формы общения помогают найти оптимально удобную форму взаимодействия с каждой отдельной семьей, учитывая при этом все особенности, как ребенка, так и родителей. Что в свою очередь даст возможность выстроить отношения с семьей на той основе, которая даст возможность не только совместно участвовать в воспитании, но и понимать общие цели.
Во второй главе были представлены новые современные методы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи ребенка. Новые методы охватывают несколько направлений: познавательные, наглядно – информационные, досуговые. Основная задачей, которая объединяет все виды и формы общения, является построение доверительных отношений между родителями, воспитателем и детьми.
После некоторого анализа опыта работы в данном направлении можно утверждать, что хорошее, доверительное отношение с семьей является достаточно эффективным инструментом в оказании помощи родителям при воспитании ребенка. Внедряя активные формы взаимодействия можно утверждать, что позиция родителей и воспитателей становится более гибкой, более адаптированной к ребенку, родители становятся более компетентными в воспитании.
Данное исследование позволяет прийти к главному выводу: внедрение активных форм взаимодействия педагогов и родителей позволяет установить взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса (воспитателей ДОУ и родителей) и является обязательным условием успешного решения воспитательных задач, способствует всестороннему развитию психических и физических качеств ребенка.
Список используемой литературы
1. Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина // Дошкольное воспитание, 2005. - №6. - С. 66-70.
2. Арнаутова Е. П. Планируем работу с семьей / Е. П. Арнаутова //Управление ДОУ. - 2002. - №4. – 66 с.
3. Белая К. Ю. Инновационная деятельность ДОУ: методическое пособие / К. Ю. Белая. - М. : ТЦ Сфера, 2005. –с.
4. Бутырина Н. М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей : учеб. -метод. пособие / Н. М. Бутырина, С. Ю. Боруха, Т. Ю. Гущина и др. – Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2004. - 177 с.
5. Григорьева Н. Как мы работаем с родителями / Н. Григорьева, Л. Козлова // Дошкольное воспитание, 2006. - №9. - С. 23-31.
6. Давыдова О. И. Работа с родителями в детском саду / О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер. - М. : ТЦ Сфера, 2005. – 144 с.
7. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия : практ. пособие / Авт. -сост. С. В. Глебова. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. - 111 с.
8. Тонкова Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / Ю. М. Тонкова, Н. Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования (II) : материалы междунар. заоч. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 71-74.
9. Хабибуллина Р. Ш. Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями / Р. Ш. Хабибуллина // Дошкольная педагогика 2007. - №7. – 70 с.
10. Арнаутова Е. П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей / Е. П. Арнаутова // Дошкольное воспитание, 2004. — №9. — С. 52-58.
11. Макарычева Н. В. Проблемы раннего детства: диагностика, педагогическая поддержка, профилактика : В помощь занимающимся воспитанием детей 2-3 лет / Н. В. Макарычева. — М. : АРКТИ, 2005. – 64 с.
12. Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – С. 25-26.