Альбина Тукашева
Разнообразие игр, форм и методов при обучении финансовой грамотности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Разнообразие форм и методов при обучении финансовой грамотности детей дошкольного возраста
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Дискуссионным остается вопрос, как приобщить детей к финансовой грамотности, не перегружая их сложными терминами, не вдаваясь в подробности экономических механизмов, не лишая их счастливого и беззаботного детства. А ответ прост: только в игре, ведь это ведущая деятельность ребенка-дошкольника.
Публикация «Разнообразие игр, форм и методов при обучении финансовой грамотности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
Финансовая грамотность в старшей и подготовительной группе ДОУ
Подвижная игра по финансовой грамотности
«Заработай и купи»
Цель: показать детям принципы финансовых трат «сначала зарабатываем, потом тратим».
Суть игры
Дети выстраиваются в колонны. Перед колонной на полу разбрасываются мелкие игрушки. Напротив каждой колонны в противоположной стороне зала корзина, в которую эти игрушки нужно будет перенести. Рядом с корзиной встает один ребёнок, у него в руках монеты, купюры, то есть любые на ваш выбор, деньги.
Ход игры
Участники, выстроившись в колонну, по сигналу взрослого, по одному, должны взять с пола игрушку, быстро принести её в корзину и получить за эту работу, то есть за уборку, деньги. Их даёт (одну купюру или монету) стоящий рядом с корзиной ребёнок, он кассир. После того как вся команда, то есть колонна получит деньги на мольберте выставляются картинки с товарами и ценниками. Команда считает, сколько они заработали денег и, смотря на товары, определяются с покупкой. Или отправляются в магазин, чтобы потратить заработанное.
Сделать экономику понятной помогут сюжетно-ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др.
В процессе сюжетно-дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.
Процесс общения детей друг с другом и со взрослым, в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
Играем в магазин
Детей старшего дошкольного возраста уже можно глубже знакомить с понятием стоимости и обучать финансовой грамотности. Перед тем, как “отправиться” за покупками, предложите детям составить список того, что они собираются приобрести, и запланировать сумму, которую они потратят. Используйте игрушечные купюры разной величины, вводите понятие сдачи, банковской карты, скидок, рекламы.
Поделите детей на группы : пусть кто-то будет кассиром, кто-то распределяет продукты на витринах, а кто-то назначает цену. Всем вместе можно придумать и нарисовать рекламный плакат.
Игровой набор «Мой магазин» : бумажные купюры, монеты, ценники, чек. Игра настольная "Играем в магазин. Денежка", Игровой набор «Мой магазин» : деньги с наклейками, Магнитный игровой набор «Мои деньги: рубли».
Определяем цену
Чтобы дети лучше понимали, как формируется цена товара и почему вещи стоят по-разному, предложите им самим создать какой-то продукт и назначить цену. Ребята могут что-то слепить, нарисовать, построить, сочинить песню или придумать услугу. Они должны представить свой продукт, рассказать, что потребовалось для его создания, оценить затраченные усилия и материалы, затем назначить стоимость своему продукту. Обсудите вместе, согласны ли остальные с этой стоимостью и почему.
Играем в настольные игры
Захватывающие экономические настольные игры могут увлечь дошкольников старшей и подготовительной группы и помочь им отработать базовые финансовые навыки. Дети учатся пользоваться банкнотами, планировать бюджет и совершать покупки, лучше считать и принимать взвешенные решения. Подберите в интересную настольную игру на тему финансов.
Игра по финансовой грамотности "Я - Покупатель", Радуга
Бросаем мяч - называем профессии
Предложите детям собраться в круг. Теперь каждый участник, бросая мяч друг другу по кругу, называет профессию. При этом нельзя повторять уже упоминавшиеся профессии и слишком долго держать мяч в руках. Побеждает тот, кто сможет назвать больше всего профессий.
Играем в банк
Давайте познакомим детей с работой банка – как происходит хранение и получение денег, как обсуживают клиентов. Для игры следует оборудовать в помещении специальный уголок, где будет располагаться банк. Поставим туда кассовый аппарат, банкомат, подготовим игровые банковские карточки, игрушечные купюры и монеты. Варианты сюжетов игры:
Учимся пользоваться банкоматом
Заводим банковскую карту
Осуществляем перевод денег
Набираем пин-код
Оплачиваем коммунальные услуги и так далее.
Пусть ребята меняются ролями, пробуя себя в образе работника банка или его клиента.
Проводим викторину по финансовой грамотности
Повышение финансовой грамотности в ДОУ может быть реализовано в форме викторины. Заранее подготовьте вопросы и жетоны или небольшие призы, которые команды будут получать за каждый правильный ответ. Поделите детей подготовительной группы на несколько команд. Задавайте вопросы в чёткой и доступной форме. Например:
Для чего нужны деньги?
Что такое зарплата?
Что означает понятие “бюджет”?
Чтобы викторина проходила живее, вопросы можно задавать в увлекательной форме.
Предложите детям карточки с изображением предметов и названиями профессий (градусник – доктор, фартук – повар, фотоаппарат – фотограф и так далее) – кто быстрее соединит карточки по парам?
Какая команда сможет назвать больше пословиц на тему труда?
Смогут ли участники, с помощью наводящих вопросов воспитателя, угадать, что лежит в коробке?
Кто быстрее разложит монеты по возрастанию/убыванию стоимости?
Игрушка «Касса», Костюм для сюжетно-ролевой игры "Продавец" (халат + шапочка, Набор по финансовой грамотности «Мои денежки», Набор денег и монет «Первые покупки», Набор денег «Касса».
Финансовый уголок в ДОУ
Чтобы поддерживать интерес детей к получению экономических знаний, организуйте в детском саду финансовый уголок. В этом месте должны быть тематические игрушки:
касса
банкноты и монеты,
набор товаров (например, овощи, фрукты или другие продукты,
тележка или корзинка.
Огромный интерес у детей вызывают ролевые игры, поэтому дополните уголок комплектами одежды и аксессуаров для различных профессий. Также подкрепите игровые занятия дидактическим материалом – книгами, пособиями, подходящими сказками, энциклопедиями.
Например, эта книжка-раскраска, разработанная министерством финансов Калининградской области, погружает ребёнка в мир финансов через пословицы и поговорки Посмотрите методические рекомендации по работе с книжкой
ИГРА «Идем в продуктовый магазин»
Подготовительная работа
Педагог:
- Ребята отгадайте, в какой магазин мы пойдем тратить заработанные деньги.
Хлеб, бананы, молоко, макароны, печенье - всё это как мы назовём одним словом? (продукты). Значит, какой магазин, если в нём продаются продукты питания? (продуктовый)
Кто работает в магазине? (Продавец и кассир).
• А теперь скажите, что делает продавец? (Продавец раскладывает продукты, подсчитывает стоимость, складывает их в пакет).
• Кто принимает деньги за товар? (Кассир).
• Что выдает кассир покупателю? (Он выдает чек).
- Ребята, какие волшебные слова вы будете говорить продавцу?
(Здравствуйте, покажите, пожалуйста, дайте, пожалуйста, до свидания).
- А что должен говорить продавец или кассир покупателю? (спасибо за покупку, приходите к нам ещё, возьмите чек, сколько стоит товар).
Развитие игрового сюжета.
Покупатели приходят в магазин, рассматривают товар, выстраиваются в очередь.
1-й покупатель: - Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, сколько стоит хлеб?
Продавец: - Одна булка хлеба стоит семь рублей.
Покупатель: - Дайте мне, пожалуйста, две булки хлеба. (Продавец кладет хлеб в пакет, подсчитывает стоимость).
Продавец: - С вас четырнадцать рублей, оплатите, пожалуйста, в кассу. (Покупатель достает «деньги», оплачивает покупку).
Покупатель: - Возьмите, пожалуйста, за две булки хлеба.
Кассир: - Возьмите, пожалуйста, чек и сдачу.
Покупатель: - Спасибо. (Затем покупатель возвращается к продавцу).
Покупатель: - Возьмите, пожалуйста, чек.
Продавец подает товар и говорит: «Спасибо за покупку»!
Покупатель складывает товар в сумку и уходит. Далее игровая ситуация обыгрывается с другими детьми.
В ходе такой игры важно периодически создавать для детей проблемную ситуацию, требующую выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку? Потратить определённую сумму на лекарства или на новую одежду? И т. п.
Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.
В работе можно использовать народные и авторские сказки:
1. Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях.
Народных: «Жадная старуха», «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».
Авторских: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К. И. Чуковский «Телефон».
2. Чтение и обсуждение сказок о труде.
Народных: «Терем-теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь» и др.
Авторских: А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде», К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К. И. Чуковский «Федорино горе».
3. Чтение и обсуждение сказок о бартере.
Народных: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело».
Авторских: В. Катаев «Дудочка и кувшинчик».
4. Чтение и обсуждение сказок о деньгах.
Авторских: К. И. Чуковский «Муха-Цокотуха», Г. -Х. Андерсен «Огниво».
5. Чтение и обсуждение сказок о рекламе.
Народных: «Лиса и козел».
Авторских: Г. -Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш. Перро «Кот в сапогах», С. Михалков «Как старик корову продавал»
6. Чтение и обсуждение сказок о купле-продаже.
Народных: «Мальчик с пальчик», «Чудесная рубашка».
Авторских: С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.
«Экономика в сказках»
В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его друзьям?
«Три поросенка»
В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту?
«Кот в сапогах»
В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть?
«Колобок»
Герои, какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуществовании?
«Теремок»
При знакомстве с деньгами используем исследовательский метод.
Педагог: Отгадайте загадку
Это – средство обращения,
Это – средство накопления.
Средство стоимости также,
Также средство платежа.
Дети: Деньги.
Педагог: Верно. Сегодня мы с вами проведё м исследование денег: монет и бумажных купюр.
Возьмите монету и бумажную купюру из 1 отделения.
Рассмотрите их.
- Чем они отличаются?
(Какие по форме – Круглые и прямоугольные)
(Цвет разный – монеты жёлтого и серого, стального цвета, а купюры – красные, зелёные, голубые)
(Из чего сделаны – Из металла и бумаги)
(Какие звуки издают – Звенят и шуршат)
- Что у них одинаковое? Для чего они нужны? (Одинаковое предназначение – на них можно что-то купить)
Педагог: Теперь возьмите купюру и монету из 2 отделения и сравните с теми, что у вас уже есть.
Какой вывод можете сделать?
Дети: Монеты сделаны из пластмассы. Купюры меньшего размера, чем первая.
Педагог: Правильно. Скажите, а можно ли этими деньгами рассчитываться в магазине?
Дети: Нет.
Педагог: Правильно. За использование фальшивых, не настоящих денег могут даже посадить в тюрьму.
А теперь сравните настоящие купюры и монеты свои и своего соседа. Что вы можете сказать?
Дети: У меня чище, а у соседа грязнее. Либо у меня купюры новее, а у соседа старее.
Педагог: Какими становятся руки после того как вы трогали деньги?
Дети: Грязными.
Педагог: Что нужно делать, после того как вы брали в руки деньги?
Дети: Обязательно помыть руки.
Педагог: Верно.
Педагог: Скажите, а для чего нужны деньги?
Дети:
Педагог: А все ли можно купить за деньги?
Дети: Нет. Нельзя купить дружбу, любовь, солнце, заботу.
Блиц-опрос
Для закрепления знаний по различным темам Финансовой грамотности проводим блиц опрос. (Это быстрые ответы на вопросы) Готовы?
1. В кошелек мы их кладем,
С ними в магазин идем. (Деньги).
2. На товаре быть должна,
Обязательно. (цена).
3. За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьёт. (кассир).
4. Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам. (продавцы).
5. Кто товары покупает,
Деньги продавцу вручает? (Покупатель)
Практические методы работы предполагают выполнение разнообразных практических действий с дидактическим материалом.
В ходе упражнений ребенок выполняет практические и умственные действия. В практические упражнения, как правило, всегда включаются игровые элементы. При формировании экономических знаний упражнения используются для закрепления знаний о назначении цены, подсчете доходов и расходов, составлении бюджета, подсчете прибыли и убытков сказочных героев в игровых ситуациях.
Игра «Посчитай и купи"
В этой игре дети должны подсчитать количество денег в своих кошельках и соединить с той покупкой, на которую у них хватит средств.
Игра «Поезд монет»
Где дети должны распределить монеты в поезде от большего достоинства к меньшему.
Игра «Необходимое и желаемое»
Где обучающиеся должны распределить потребности на «необходимые» и «желаемые».
(Чипсы, молоко, хлеб, мячик, гречка, кукла, йогурт, одежда, масло подсолнечное, шоколад.
Оплата газа, света, воды, кабельное телевидение, катание на машине, оплата телефона, скачивание игр, оплата проезда на маршрутном такси)
Обведите карандашом то, что необходимо в первую очередь оплатить или купить.
Педагог: Но желаемые траты могут прятаться даже среди необходимых.
1 Еда. Необходимые продукты – мясо, рыба, овощи, фрукты, молочные продукты. Расходы на пирожки, конфеты, печенье – траты желаемые.
2 Коммунальные услуги. Электричество, газ, вода – необходимые вещи. А вот кабельное телевидение – это желаемые траты.
3 Связь. Домашний телефон и мобильные телефоны всех членов семьи нужны для связи. Оплата звонков по делу – это необходимая трата. А вот оплата, допустим скачанных игр – желаемая трата.
4 Транспорт. Чтобы добраться до школы, работы, кружков мы пользуемся общественным транспортом (автобусом, трамваем, маршрутным такси) или ездим на машине. Если в гости к другу, который живет на соседней улице, мы будем ездить на машине, это уже будет желаемой тратой.
5 Одежда, обувь. Если старые ботинки развалились или стали малы, покупка новой обуви необходима. Но если к имеющимся двум парам хочется прикупить третью – это уже будет желаемая трата.
Проблемное обучение – это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации, которая является для ребенка интеллектуальным затруднением.
Проблемная ситуация, которую мы создаем каждый день сами того не замечая – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.
Дети всегда с интересом и энтузиазмом воспринимают проблемные ситуации на основе известных сказок:
Например,
Крёстная фея открыла для Золушки собственный салон красоты. Принц приказал слугам разнести весть об этом по всему королевству. Одни громко рассказывали о салоне на улицах и площадях, зазывая посетителей, другие разместили объявление в газете. Сама Золушка разослала всем своим знакомым открытки-приглашения, где указывались услуги и цены.
Вопросы к детям:
Как жители королевства узнали о новом салоне?
Что такое реклама? (это информация о товарах, которая помогает продавцу найти покупателя, а покупателю сделать нужную ему покупку).
Или в игре с элементами проблемного обучения «Советы покупателю» педагог приводит детям различные экономические ситуации и просит их разрешить.
Ситуация 1. Когда выгоднее покупать шубу: зимой или летом? Почему?
Ситуация 2. На рынок привезли яблоки. Продавцу Свете яблоки доставили свежие, большие, с красными боками, а продавцу Косте яблоки привезли маленькие, сморщенные. Цена на них одинаковая. У кого яблоки купят быстрее?
Нельзя торопиться с готовым ответом, нужно давать возможность ребёнку подумать. Тогда независимо от того, как был найден ответ – самостоятельно или с помощью педагога – ребёнок воспринимает себя как первооткрывателя.
В ходе бесед педагог прививает дошкольникам уважение к представителям разным профессий, ценности любого труда. Уже в 5–7 лет дети начинают мечтать стать врачами, парикмахерами, машинистами и пр., — педагог просит их аргументировать свой выбор. Кроме того, важно рассказывать ребятам о богатых людях, которые всего добились именно своим трудом, подчёркивая, что для этого необходимо прилежно учиться в школе, колледже, институте. Наряду с этим нужно воспитывать в детях сострадание к людям, попавшим в тяжёлую жизненную ситуацию.
Работа с родителями
Работа по формированию финансовой грамотности будет проходить успешнее при подключении к ней родителей. Педагог должен донести до их понимания важность проблемы (например, если педагог говорит ребёнку о разумном потреблении, а мама с папой исполняют любую его прихоть, то о какой эффективности занятий может идти речь). Мама и папа должны объяснять детям особенности своей работы, рассказывать, довольны ли они зарплатой. Эти старые истинные понятия о труде и его оплате помогут воспитать в малыше самостоятельность и бережливость.
Так на родительском собрании, проходившем в форме Деловой игры «Азбука финансов», родителям было предложено рассмотреть несколько ситуаций.
Мама с дочкой пришли в магазин. Девочка попросила у мамы денег купить самой понравившуюся шоколадку, которая стоит 9,90 рублей. Мама дала ей 10 рублей. Должен ли ребенок принести сдачу?
Ребенок должен принести сдачу, даже если это всего 10 копеек, т. к. это не его деньги, не им заработанные. Ребенок не обращает на номинал денег, для него «денежка», что 10 рублей, что 10 копеек. Ребенок не принесет сдачу с 10, не принесет и со 100 рублей.
Ребенку на день рождения подарили 1000 рублей, родители на семейном совете решили купить новые ботинки, а ребенку хотелось игрушку. Правильно ли поступили родители?
Нет, родители поступают не верно. В этом возрасте можно попытаться убедить, что ботинки ему нужнее, чем игрушка, заранее договориться, но не приказывать.