Ольховская Марина Юрьевна
Разговоры о важном. Беседа «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
«Познавательное развитие».
Форма работы с детьми – беседа.
Интеграция образовательных областей: ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Художественно – эстетическое развитие», ОО «Физическое развитие».
Тема: «Разговоры о важном : моя семья, моя Родина».
Цель. Воспитание ценностного отношения к семье и любви к Родине.
Задачи:
1. Образовательная:
Публикация «Разговоры о важном, Беседа „Моя семья“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
- учить оценивать поступки и поведение героев рассказа К. Д. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно».
- раскрыть понятие «семья», выявить ее особенности;
- показать взаимосвязь семьи и Отечества в целом.
2. Развивающая:
- расширять кругозор, познавательные способности;
- развивать ручную умелость дошкольников, образное представление.
3. Воспитательная:
- воспитывать уважение к членам своей семьи;
- способствовать сплочению и развитию детского коллектива.
Методы и приемы:
- словесные (вопросы, рассказ, уточнения, рассуждение, совет, заучивание);
- наглядные: моделирование, показ презентации;
- практические: самостоятельная работа детей, сл. /упр. «Назови правило»;
- игровые: пальчиковая игра «Семья», д/упр. «Бросай, лови и отвечай»,
русская народная игра м/п «Дрозд».
Словарная работа: слова «племянник (-ца)», пословицы:«Дерево держится корнями, а человек семьёй», «Одна у человека мать, одна у него и Родина», «Береги Родину как родную мать».
Оборудование. Ноутбук, проектор, экран, презентация, мяч, доска.
Раздаточный материал: круги, вырезанные ладошки.
Модель занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся!
(дети сидят на паласе)
2. Основная часть
Воспитатель. Тему занятия я не буду называть. Вы попробуйте сами догадаться. Для этого послушайте одну историю…
Давным - давно на далеком острове жил мальчик. Так случилось, что он жил совсем один. Он мог делать все что захочет. Никто не ругал его за шалости, ему не нужно было делиться игрушками. Но было этому мальчику очень грустно и одиноко.
Однажды мальчик шел по берегу моря. Навстречу ему вышел седой старик.
- Куда ты идешь? – спросил старик.
- Я иду искать место, где мне не будет так одиноко – ответил мальчик.
Старик был старый и мудрый.
- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной - предложил старик.
Он привел мальчика в свой дом.
- Послушай! - сказал старик. - Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, их дети, мои внуки будут тебе братьями и сестрами. Наш дом станет твоим домом, наша семья – твоей семьей, а наша деревня будет твоей Родиной.
Мальчик остался, и уже очень скоро он понял, что только теперь научился радоваться и стал по-настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась семья и Родина.
Воспитатель. Как вы думаете, о чем пойдет речь на занятии?
Воспитатель. Семью создают два человека: мужчина и женщина. Но вы послушайте – «СЕМЬ-Я». Сколько «Я» в слове «семья»? Кто же это?
А еще есть тети и дяди, племянники и племянницы. И все они - ваши родные по крови люди, ваша семья.
Воспитатель. Давайте вспомним пальчиковую игру «Семья».
(Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого)
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папа,
Этот пальчик - мама,
Этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья (энергично сжать руку в кулак несколько раз)
Посмотрите на свои пальчики – какие они? (тоненькие, хрупкие) Их легко поранить, сломать. А теперь сложите одну ладонь в кулак. Что труднее поранить – пальчик, или кулак? Вот семья для человека – как большой кулак, где один за всех и все за одного. Тогда «сломать», т. е. обидеть человека очень трудно. Каждому из нас нужно такое место, где тебя любят, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо. Такое место – это наш дом, наша семья. Даже пословица такая есть – «Дерево держится корнями, а человек семьёй». Давайте повторим, чтобы запомнить: «Дерево держится корнями, а человек семьёй» (хоровой и инд. ответы). Как вы понимаете это выражение?
Воспитатель. Ну а сейчас мы немного поиграем (встают). Тема игры остается прежняя – семья.
Игровое упражнение «Бросай, лови и отвечай».
(дети бросают мяч друг другу, поймавший мяч отвечает на вопрос педагога)
- Если я твоя бабушка, ты мне кто? (внук/внучка)
- Кому ты являешься дочерью/сыном? (маме, папе, родителям)
- Кто тебе мамин или папин брат? (дядя)
- Кто тебе папина или мамина сестра? (тетя)
- Кто ты своему дяде или тете? (племянник/племянница)
- Ребенок моих родителей, мне не брат. Кто это? (сестра)
- Ребенок твоих родителей, тебе не сестра. Кто это? (брат)
- Всегда ли брат и сестра живут дружно, не ссорятся?
(забрать мяч)
Воспитатель. Бывает так, что и поругаются! У К. Д. Ушинского есть такой рассказ – «Вместе тесно, а врозь скучно». Послушайте…
«Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка!» Отвечает сестра брату: «А ты не тронь моих кукол!». Дети расселись по разным углам, но скоро им обоим стало скучно.
Отчего детям стало скучно?»
Воспитатель. Отчего детям стало скучно?
В народе говорят: «Доброе братство лучше богатства», «Семья крепка ладом».
Воспитатель. Предлагаю вам изобразить свою семью, но сделать это необычным способом. (приглашает детей перейти к столам) Я приготовила для вас ладошки, вырезанные из бумаги. А еще на столе перед вами лежит круг. Давайте представим, что круг – это большой стол, за которым собралась ваша семья, а ладошки – это ваши родственники: ладошка-мама, ладошка-папа и т. д. Разложите ладошки по кругу. (ближе к кругу ладошка, а не пальчики) Что у вас получилось (солнышко) Вот и семья, как солнышко, создает для вас тепло и уют.
Воспитатель. Дети, скажите, где вы находитесь с утра и до вечера, пока родители на работе? А ведь детский сад это тоже дом! Наш общий дом для детей и взрослых. Мы тоже собираемся за одним большим столом…
У меня есть еще один круг (располагает его на доске). Есть и ладошки. Каждая ладошка – это кто-то из вас, а так же сотрудники детского сада. Подойдите, возмите каждый по ладошке, разложите их по кругу. Я тоже добавлю ладошки. Что у нас получилось? (еще солнышко) Какой вывод мы можем сделать? (наша группа – еще одна семья – детсадовская. Это дружная семья детей и взрослых.) В детском саду мы вместе проводим много времени. Чем мы бываем заняты? (играем, занимаемся, трудимся, отдыхаем).
- Предлагаю отдохнуть и поиграть в русскую народную игру «Дрозд».
(участники образуют два круга – внутренний и внешний, равные по численности. Игроки внутреннего круга разворачиваются спиной в центр, образуя пары; другой вариант: дети стоят парами по залу, недалеко друг от друга. Вокруг себя повернитесь, в птичку «дрозд» превратитесь! Далее все вместе произносят: «Я дрозд, ты дрозд, у меня нос и у тебя нос, у меня щечки гладкие и у тебя щечки гладкие. У меня губки сладкие, и у тебя губки сладкие. Мы с тобой друзья. Люблю тебя я». При этом пары выполняют движения: открытой ладонью показывают на себя, на свою пару, прикасаются кончиками пальцев к своему носу и к носу партнера, к щечкам,к губам, пожимают руку, обнимаются. Затем внешний круг делает шаг вправо, образуются новые пары, игра продолжается. Вокруг себя повернитесь, в детей превратитесь)
Воспитатель. Каждый из нас может внести свой вклад, чтобы в нашей детсадовской семье было тепло, уютно и хорошо. А для этого давайте вспомним правила, по которым мы здесь живем. (садятся на стульчики)
Словесное упражнение «Назови правило» (презентация на проекторе «Правила поведения в детском саду»)
Воспитатель. Наступит время, когда вы уйдете из детского сада и пойдете в школу. Там у вас появится еще одна семья – школьная.
Воспитатель. (на слайде – карта РФ) Вот так из разных маленьких и больших семей и образуется наша любимая страна, которая называется?
Россия– наша большая общая семья, (на слайде – народы России)
где живут миллионы людей самых разных национальностей и религий. Живут в мире и дружбе. Вместе строят счастливое будущее для своих детей.
Воспитатель. Много разных стран на земле, везде живут люди. Но Россия - единственная и необыкновенная страна. Почему? ( подвести к выводу: потому что она наша Родина)
В народе говорят: «Одна у человека мать, одна у него и Родина». И еще говорят: «Береги Родину как родную мать».
Воспитатель. Дети, пройдет время, вы вырастите, создадите новые семьи, у вас появятся дети. И в свою очередь, вы научите своих детей любить и беречь нашу Родину и, ценить и любить свою семью.
Воспитатель. Вот о чем я хотела сегодня с вами побеседовать.
Рефлексия.
- Какие вопросы для вас показались трудными? Какие задания вам понравилось выполнять? Все ли у вас получилось? Если вам было интересно – поднимите большой пальчик вверх. А если скучно – поверните его вниз.
Воспитатель. Спасибо вам, дети! Мне с вами тоже было интересно! Хочу на память подарить вам вот такие значки с российским триколором. Носите их с гордостью! И помните,что вы - жители великой страны!
Воспитатель. И «на подумать»! Сегодня мы с вами говорили о том, что у нас есть разные семьи : семья родственников по крови, детсадовская семья, скоро будет школьная… А членами каких семей (кроме тех, которые мы уже назвали) вы еще являетесь или скоро будете являться? (спортивная, танцевальная и т. д.)