Лилия Сухань
Консультация для родителей по развитию речи «Раз словечко, два словечко…»
▼ Скачать + Заказать документы
…воспитание речи есть
всегда воспитание мысли. Одно
неотделимо от другого.
К. И. Чуковский
По наблюдениям специалистов, число детей с задержкой речевого развития, к сожалению, год от года растет. Причины этого-недостаточное внимание к ребёнку, его воспитанию, или состояние его здоровья. Если в первом случае достаточно изменить условия, обеспечив эмоционально-речевое общение взрослых с ребенком, то во втором необходимы лечение и регулярные занятия со специалистами.
Публикация «Консультация для родителей по развитию речи „Раз словечко, два словечко…“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
По данным статистики, абсолютно здоровых детей рождается все меньше. Частые заболевания детей могут влиять на его общее развитие, и в первую очередь на развитие речи.
Очень важно, чтобы у ребенка вовремя сформировалась речь, так как задержка, как правило, неблагоприятно сказывается на интеллектуальном развитии маленького человека – специалисты называют её «вторичной задержкой познавательной деятельности». В результате у неговорящего ребенка с изначально нормальными задатками будет отмечаться отставание в психическом развитии.
Кроме того, у ребенка, не владеющего речью, возникает масса других проблем, например, трудности в общении со сверстниками. Это влечет за собой сложность адаптации в детском коллективе. В результате маленький молчун чаще всего замыкается в себе, вообще отказываясь от каких бы то ни было попыток вступать в общение с окружающими. У него развивается речевой негативизм – стойкое нежелание говорить, преодолеть которое даже специалисту будет очень непросто.
Если ребенок нормально развивается, то в год он может повторить за взрослым несколько «облегченных» слов, а в полтора сам произносит около 15 слов. Двухлетний малыш начинает общаться с окружающими с помощью фразовой речи, при этом словарный запас стремительно растет. Для трехлетнего же человека речь становится основным средством общения с окружающими.
В последнее время все чаще приходится сталкиваться с тем, что и в полтора, и в два, и даже в два с половиной года ребенок с нормальным интеллектом и слухом все еще не говорит. Кажется, что малыш все понимает, может выполнить самые разные поручения, с интересом слушает чтение и рассказы взрослого, рассматривает картинки к стихам и сказкам, показывая на них то, о чем его спрашивают, но…при этом молчит. Причин такого явления может быть несколько.
Ребенок, воспитывающийся в неблагоприятных социальных условиях, неизбежно отстает в своем психическом (в том числе и речевом) развитии от сверстников.
Неблагоприятными условиями могут считаться как недостаток эмоционального и речевого общения взрослого с ребенком (даже при условии хорошего физического ухода, так и, наоборот, гиперопека, когда каждое желание ребенка, выраженное на доречевом уровне, тут же удовлетворяется. Если в первом случае ребенку некому подражать и не у кого учиться говорить, то во втором учиться просто незачем. Говоря научным языком, при таких обстоятельствах у маленького человека не формируется мотивация речевого общения.
Задержка развития речи в некоторых случаях связана с чертами характера ребенка. Так, флегматичный и робкий малыш, скорее всего, заговорит несколько позже своих сверстников. Ребенок, недавно перенесший болезнь, может заговорить чуть позже, а едва начавший говорить кроха, заболев, может на какое-то время замолчать.
Задача родителей – как можно больше говорить со своим ребенком, называя маленькому человеку предметы, которые находятся вокруг него, и озвучивая происходящие действия. Ведь с помощью своих близких, и в первую очередь мамы, ребенок познает мир. Именно мама объясняет, озвучивает чувства и физические состояния самого ребенка, комментирует происходящее вокруг, привлекает внимание малыша ко всему красивому, новому, интересному.
Говорить с ребенком спокойно, не спеша, простыми фразами, доступными его пониманию, стараясь избегать длинных фраз,- лучше всего предложениями из двух-пяти слов. Достаточно вспомнить язык сказки «Курочка Ряба», чтобы стало понятно, какой должна быть речь взрослого, обращенная к ребенку. Говорить с малышом правильно, не пытаясь подделывать свою речь под детскую (сюсюкать, а также не злоупотреблять уменьшительно-ласкательными формами слов, так как все это неизбежно будет тормозить речевое развитие.
Пользоваться каждым моментом для разговора со своим малышом (пусть пока одностороннего). Накрывая на стол, показывать и называть ребенку предметы посуды; во время еды называть каждое блюдо; собираясь на прогулку, показывать малышу одежду и рассказывать, какого она цвета, какого она цвета, какого качества (например, мягкая, теплая, пушистая).
Постоянно говорить с ребенком о том, что он видит дома, на прогулке. По возможности доставлять маленькому человеку новые, необычные впечатления: например, посетить с ним зоопарк, цирк, кукольный театр, съездить на дачу или просто на загородную прогулку. Когда малыш накопит впечатления и соответственно собственный словарь понимаемых им слов, тогда и придет долгожданный момент –ребенок «вдруг» заговорит сам. Он больше не сможет молчать, ведь его переполнят впечатления, знания и эмоции, которыми необходимо поделиться с окружающими.
Сухань Л. В.
Литература:
Грибова О. Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? – М. : Айрис –пресс,2004.
Лямина Г. М. Развитие речи ребенка раннего возраста. – М. : Айрис – дидактика, 2005.