МААМ-картинки

Равитие логического мышления дошкольников через игры и упражнения

Елена Кудряшова
Равитие логического мышления дошкольников через игры и упражнения
▼ Скачать + Заказать документы

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача педагогов и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума.

Что же такое логическое мышление? Ответим сначала на вопрос – Что такое логика?

Логика – эта наука о законах мышления и его формах. Она возникла в 4 веке до н. э., основателем считается древнегреческий философ Аристотель.

Публикация «Равитие логического мышления дошкольников через игры и упражнения» размещена в разделах

Логическое мышление – это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это мышление путем рассуждений, это строгое следование законам неуловимой логики, это безукоризненное построение причинно – следственных связей.

Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме».

Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Теме формирования мыслительных операций посвящены исследования многих ученых (фамилии ученых вы видите на экране).

У детей дошкольного возраста развиваются такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать (определения представлены на экране).

Обратимся к нормативным документам:

В концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы, концепции развития математического образования в Российской Федерации отмечается, что необходимыми условиями качественного обновления образования являются:

-повышение интеллектуального потенциала детей;

-использование педагогами инновационных форм организации познавательной деятельности детей.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что «Дошкольное образование направлено на развитие интеллектуальных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности»

Основной принцип дошкольного образования, обозначенный в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования – это обогащение детского развития, развитие познавательных интересов и познавательных действий ребёнка, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Что входит в содержание образовательной области «Познавательное развитие»?

Это:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования :

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями;

- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

В начале учебного года была проведена психолого – педагогическая диагностика развития познавательной и эмоционально-личностной сферы детей, в том числе логического мышления. На слайде представлены методики, рекомендованные в основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Веракса.

Результаты диагностики на начало учебного года выявили преобладание среднего уровня развития логического мышления у детей, однако есть воспитанники с уровнем ниже среднего и низким уровнем («Последовательность событий», «Классификация», «Пиктограмма»).

На основании полученных данных я сформировала подгруппу детей, нуждающихся в психологическом сопровождении.

Цель моей работы: развивать логическое мышление детей старшего дошкольного возраста через игры и упражнения.

Задачи:

1. Формировать умения анализировать информацию, обобщать и классифицировать объекты (понятия, сравнивать объекты (понятия) между собой.

2. Развивать умение выполнять умозаключения, устанавливать причинно - следственные связи и закономерности.

3. Развивать умение самостоятельно декодировать и кодировать информацию.

4. Развивать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий.

5. Воспитывать стремление продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со взрослым и сверстниками.

Определила условия организации работы по развитию логического мышления старших дошкольников (они представлены на слайде) :

Разработала последовательность игр и упражнений на развитие логического мышления старших дошкольников (они представлены на слайде) :

и этапы работы.

На слайде представлен перспективный план подгрупповой работы на квартал по развитию логического мышления старших дошкольников через игры и упражнения (игра – ведущий вид деятельности).

Форма организации детей: подгрупповая, 1 раз в неделю по 25- 30 минут.

На следующих слайдах представлены игры и упражнения для развития логического мышления детей :

1. Игра «Назови одним словом».

Эта игра развивает способность к обобщению и абстрактному мышлению. Педагог называет группу слов объединенных по общему признаку, просит ребенка назвать их одним словом.

2. Игра «Четвертый лишний».

Развивает умение исключать лишний объект (понятие) и классифицировать объекты (понятия) по общим признакам; развивает словесно-логическое мышление.

Педагог показывает (называет) детям четыре разные объекта (понятия). Дети должны назвать лишний объект (понятие) и обосновать свою точку зрения.

3. Игра «Чем похожи, чем отличаются» («Сравни объекты, понятия»).

Игра направлена на развитие умения выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия. Необходимо подобрать пару различных картинок или же пары слов обозначающих изображенные на них предметы или явления.

4. Игра «Найди закономерность».

Направлена на развитие визуального, понятийного, интуитивного мышления, умение систематизировать, обобщать вербально предметы.

Перед ребенком выкладывают карточку с 9 квадратами, 8 из которых заполнены предметами, 9 пустой. Ребенку нужно выбрать из 3 подходящую картинку и поставить ее в пустую клетку.

5. Игра «Ассоциация».

В этой игре дети учатся разграничивать понятия существенных и второстепенных признаков предмета. Педагог говорит одно слово, оно будет главным. Потом прочитает еще ряд других, которые относятся к этому слову. Задача детей – назвать то, без чего главное слово никак не может обойтись.

6. Игра «Что сначала, что потом». (серия сюжетных картин).

Развивает умение устанавливать причинно-следственные связи. Ребенку предлагается выложить картинки по порядку в определенной последовательности. Сначала нужно разложить сюжеты из 4,6,8,10 картинок. Затем составить развернутый рассказ.

7. Игра «Выложи последовательность» («Эволюция вещей»).

Развивает умение устанавливать причинно-следственные связи. Ведущий отбирает карточки одного сюжета и предлагает разложить их в нужном порядке. Что было в начале, что потом, что произвели. Затем ведущий предлагает придумать историю приготовления продукта или последовательность явлений времени года.

8. Игра «Разложи на группы».

Игра направления на развитие умения классифицировать объекты. Ребенок должен разложить 24 предметные карточки по разным классификационным группам (по цвету-форме-размеру; по климатическим зонам; по первому звуку в слове и т. д.)

9. Игра «Выложи модель».

Игра развивает умение анализировать и выполнять умозаключения. Детям предлагается выбрать, из предложенных предметных картинок, и выложить модель птицы, насекомого и т. д.

10. Игра «Заполни квадрат».

В этой игре дети учатся анализировать информацию и классифицировать объекты по различным признакам. Игрок должен заполнить клетки квадрата так, чтобы в соседних клетках по горизонтали (справа и слева) и по вертикали (снизу и сверху) были фигуры, отличающиеся (например, по цвету, и по форме).

11. Игра «Занимательные квадраты».

Игра закрепляет навыки сложения, математические действия. В начерченных квадратах необходимо расставить по клеткам числа так, чтобы по любому горизонтальному и вертикальному рядам, а также по любой диагонали получалось одно и то же определенное число.

12. Игра «Логические таблицы»

Способствует развитию логического мышления и произвольности внимания. Играющим раздается таблица в верхних клетках и слева изображены признаки, по которым необходимо подобрать объекты.

13. Игры «Логический поезд», «Цепочка».

Направлена на развитие словесно-логического мышления, умения объединять объекты (понятия) по разным признакам, выстраивая разные логические связи. На стол кладется карточка паровоза. Далее все игроки по очереди начинают цеплять к поезду вагончики (карточки с разными объектами). Нужно найти и объяснить связь между картинками-вагончиками. Каждый ход объясняется ребенком, придумывается обобщающий признак - это может быть форма, цвет, назначение, размер, материал.

Игра «Цепочка» выполняется вербально.

14. Игра «Логический поезд наоборот»

Паровозик собирается так, что карточки кладутся лицевой стороной вниз.

Далее игроки по очереди начинают переворачивать карточки и пытаются придумать связь с предыдущей. Если придумать ничего не удалось, то игрок забирает себе карточку и ход переходит к следующему игроку. И так, пока весь паровозик не будет объяснен. Побеждает тот, у кого накопилось меньше штрафных необъясненных карточек.

15. Игра «Аналогии».

Развивает умение установить причинно-следственные связи между объектами. Ребенку предлагается подобрать подходящую картинку вместо знака вопроса по аналогии, например, "рыбка - аквариум", "попугай - клетка", и объяснить свой выбор. Затем в эту игру можно играть вербально.

16. Игра «Как это можно использовать?»

Способствует развитию словесно-логического мышления и креативности. Детям предлагается подобрать как можно больше вариантов использования одного из объектов.

17. Игра «Да-нетка».

Развивает умение обобщать и классифицировать объекты по существенным признакам. Ведущий загадывает объект, дети должны задавать вопросы, на которые ведущий может отвечать только «Да» или «Нет». В результате, дети должны отгадать о катком объекте идет речь. Играющие должны задать как можно меньше вопросов.

18. Игра «Второй ряд».

Направлена на развитие умения анализировать. Выложить в ряд 8-10 любых фигур (объектов). Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру и цвету.

19. Игра «Назови слова…» (слова-определения, слова-действия).

Ребенку необходимо назвать как можно больше слов-определений, слов-действий.

20. Игра «Загадалки».

Ведущий-ребенок описывает объект по признакам, а остальные играющие должны отгадать о чем идет речь.

21. Игра «Да и нет не говори».

Ведущий задает играющим вопросы. Игроки, отвечая на вопросы, не должны говорить слова «Да», «Нет», «Черное», «Белое».

22. Игра «Шифровки».

Играющим необходимо расшифровать слова, пословицу по первым буквам слова (по символам) и объяснить их.

23. Игра «Объяснялки».

Одному игроку из команды говорят слово-понятие. Остальные игроки не слышат его. Он должен объяснить следующему игроку, что оно обозначает, не называя его. И так по цепочке.

24. Игра «Тик так бум!».

Каждому игроку дается карточка с заданием. Включаются заводные часы. Пока часы тикают, надо успеть сделать задание.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

ФЭМП и развитие логического мышления через использование развивающих игр В. В. Воскобовича «Формирование элементарных математических представлений и развитие логического мышления, через использование развивающих игр В. В. Воскобовича».

Дидактические и словесные игры для дошкольников на развитие логического мышления Дидактическая игра "Разложи картинки в нужный конверт" У каждого ребёнка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами,которые.

Игры для развития логического мышления Игра «Палочки — конструктор» Для игры потребуются счетные палочки и пластилиновые шарики. Соединяя палочки с помощью пластилина, можно строить.

Консультация для родителей «Формирование интеллекта дошкольников через развитие логического мышления» Формирование интеллекта дошкольников через развитие логического мышления. «Методы эти позволяют вам обрести мысли, способность находить.

Консультация «Игры и упражнения на развитие логического мышления у дошкольников» Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития; подготовки к школе и ко всей будущей жизни.

На ярмарке «Роль дидактической игры в развитии логического мышления старших дошкольников» Актуальность: На современном этапе развития общества ценятся люди с высоким интеллектуальным потенциалом. Система образования одной из приоритетных.

Педсовет «Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения математического содержания» «Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения математического содержания» Цель. Выполнение годовой.

Развитие логического мышления дошкольников РАЗВИВАЕМ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ИГР Большинство родителей уверены, что гораздо важнее научить ребёнка.

Развитие логического мышления дошкольников посредством шахматной игры. Программа кружка «Без шахмат нельзя предвидеть полноценного воспитания умственных способностей и памяти». (В. А. Сухомлинский) «Шахматы это не только спорт.

Опыт работы «Развитие логического мышления у дошкольников через логические задачи и математические упражнения» Выступление на семинаре на тему: «Развитие логического мышления у дошкольников через логические задачи и упражнения математического содержания».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Равитие логического мышления дошкольников через игры и упражнения
Опубликовано: 30 января 2019 в 21:12
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Равитие логического мышления дошкольников через игры и упражнения» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кудряшова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД