Оксана Плотникова
Расширение сети дополнительных услуг в ДОУ — ступень к повышению качества дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Повышение качества образования - одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования.
В концепции модернизации российского образования определены основные параметры образования нового уровня : доступность, качество, эффективность. Достижение этих параметров возможно лишь путём комплексных, системных преобразований в деятельности учреждения образования, направленных на построение целостного и эффективного образовательного пространства, в котором обеспечивается доступность качественного образования для всех слоев населения, эффективность использования имеющихся образовательных ресурсов.
Публикация «Расширение сети дополнительных услуг в ДОУ — ступень к повышению качества дошкольного образования» размещена в разделах
Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой, является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в дошкольном учреждении, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования в детском саду и качества образования в целом. Организация эффективной деятельности в ДОУ позволяет максимально использовать собственные, а также привлечь дополнительные образовательные ресурсы для достижения необходимого качества образования.
Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию воспитанников. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.
В настоящее время у дошкольных образовательных учреждений появилась возможность привлечения дополнительного финансирования за счет оказания учреждением платных дополнительных образовательных услуг. В связи с этим основной целью нашего детского сада является расширение сети дополнительных платных образовательных услуг для наибольшего удовлетворения спроса родителей и социума в условиях дошкольного автономного учреждения, через разработку и внедрение современных организационно-экономических моделей.
Реализуя платные образовательные услуги в нашем детском саду мы ставим перед собой следующие задачи:
1. Повысить имидж и конкурентоспособность Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 84 на рынке образовательных услуг района.
2. Привлечь дополнительные финансовые средства в МАДОУ д/с №84
3. Интегрировать различные виды образовательной деятельности при оказании дополнительных платных образовательных услуг для повышения эффективности образовательного процесса.
4. Обеспечить открытой системой и достоверностью информирования граждан о предоставлении платных дополнительных образовательных услугах.
5. Повысить профессиональную компетентность педагогов.
6. Повысить удовлетворенность населения качеством дополнительных платных образовательных услуг, оказываемых в дошкольном учреждении.
Преимущества расширения сети дополнительных услуг :
Основными преимуществами расширения сети дополнительных услуг является в первую очередь:
— повышение финансовых возможностей МАДОУ при минимальных затратах на организацию и проведение платных дополнительных образовательных услуг;
— использование новых информационно-коммуникационных технологий, повышающих эффективность дополнительного образовательного процесса;
— позитивные изменения, направленные на обеспечение доступности, равных возможностей в получении дополнительного образования детей, наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей граждан на основе государственных гарантий;
— Рост профессионализма, педагогического мастерства и творчества педагогов, стабилизация кадрового состава МАДОУ за счет увеличения заработной платы.
Работа по организации дополнительных услуг реализуется в 3 этапа:
I этап – организационно-подготовительный - Проведение анализа рынка платных услуг в ДОУ.
Проведение анкетирования родителей с целью выявления спроса на дополнительные образовательные услуги. Организация и проведение рекламной акции.
Составление штатного расписания, сметы доходов и расходов, графика работы. Подготовка специалистов для работы по организации дополнительных платных образовательных услуг. Разработка рабочих программ. Подбор необходимого оборудования и создания условий в дошкольном учреждении.
II этап — основной – Запуск и апробация различных форм работы с детьми по дополнительному образованию :
III этап – обобщающий — Подведение практических итогов реализации дополнительных услуг. Выявление удовлетворённости родителей и педагогов качеством оказанных дополнительных образовательных услуг. Мониторинг, с целью планирования дальнейшей работы по оказанию платных дополнительных образовательных услуг.
В нашем детском саду дополнительные услуги проводятся с 2010 года. Мы начинали с кружковой работы и индивидуальных занятий.
2010г. 2011г. 2012г. 2013г.
5 кружков 8 кружков 10 кружков 13 кружков
Также мы наблюдаем динамику и в росте полученных доходов за предоставление дополнительных образовательных услуг.
На основе анализа образовательных потребностей, мы определили наиболее актуальные направления для организации работы и на сегодняшний день мы предлагаем следующие дополнительные услуги, которые пользуются спросом:
1. Английский язык;
2. Шахматы;
3. Нетрадиционное рисование;
4. Ручной труд;
5. Секция «Каратэ»;
6. ЛФК;
7. Вокал;
8. Бальные танцы;
9. Логопедические занятия;
10. Подготовка к школе;
11. Компьютерная грамота;
12. Логика
13. Адаптационная группа.
Разные дети – разные интересы, которые мы всегда учитываем в работе. И помогаем раскрыться в том виде деятельности, который им действительно интересен, потому что «Способные люди нуждаются в пространстве для развития. Им нужно обрести свой голос. Они должны обрести свой собственный стиль – свободное и естественное проявление своей индивидуальности»… свою активную жизненную позицию. Однако, чтобы им полностью раскрыться в том виде деятельности который действительно интересен необходимо создать условия для расширения образовательного пространства.
Сегодня, наше дошкольное учреждение способно решать эти задачи. Совершенно очевидно и то, что наступило время, когда нельзя рассчитывать только на непосредственно-образовательную деятельность. Её эффективность в обеспечении современного качества образования не безгранична. Пора преодолеть стереотип восприятия дополнительного образования как второстепенного и понять, что оно объективно обладает возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка.