Елена Добрина
Рабочая программа дополнительных платных услуг группы «Обучение чтению» АБвгде-йка
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Настоящая программа предназначена для групповых занятий с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду. В процессе её реализации ребёнок должен овладеть знаниями, умениями и навыками, которые в дальнейшем помогут ему адаптироваться в школьном коллективе.
Темочки:
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Чтение, детская литература
- Темочки
Ведущим методом программы является метод практических заданий, содержащих наиболее эффективные приёмы обучения основам грамоты и чтения дошкольников. Их успешное выполнение позволит будущим первоклассникам не только накопить определенный багаж языковых знаний, умений и навыков, но и избежать появления возможных нарушений чтения и письма при обучении в школе. Игровой характер заданий поможет дошкольнику быстрее и лучше понять сложный для него абстрактный мир звуков и букв, и сделает этот процесс интересным и увлекательным.
В основе грамотного чтения и письма лежит умение ребёнка различать звуки речи - фонемы. Поэтому очень важно именно в дошкольном возрасте сформировать у него необходимый уровень фонематических представлений. Выполняя шаг за шагом различные упражнения, ребёнок будет учиться не только слушать звуки в словах, устанавливать их последовательность, различать качество звуков (гласные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие, соотносить звуки и буквы, читать слоги, слова, простые предложения, записывать слова печатными буквами, но и логически мыслить; у него разовьётся речь, зрительное восприятие, внимание, он приобретёт графические навыки.
В процессе обучения анализу у детей формируется представление о соотношении между звуками и буквами: ведь чтобы запомнить букву, необходимо знать, какой звук она обозначает, а для этого, в свою очередь, нужно слышать, как он звучит, иначе не вырабатывается необходимая связь между звуком и буквой.
Предложенная система занимательных упражнений представлена в виде карточек-заданий (рабочих листков). С ними легко и удобно работать. Весь материал имеет занимательный для ребёнка характер и легко доступен восприятию дошкольника — максимум наглядности, минимум текста. В основе упражнений по обучению осознанному анализу и синтезу звукового состава слова тщательно подобранные предметные картинки помогают ребёнку удерживать в памяти анализируемое слово. Под картинкой даётся схема этого слова, отражающая его звуковой состав, где количество кружков соответствует количеству звуков.
Предложенные методические разработки базируются на использовании игры, а также интеграции нескольких образовательных областей («Коммуникации», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Физическое развитие», «Здоровье», «Социализация», что соответствует Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Однако игровые приемы являются в данном случае не самоцелью, а служат лишь инструментом для формирования на занятиях ситуации коллективной познавательной деятельности, позволяют создать обстановку непринужденности, когда желание научиться чему бы то ни было возникает у ребёнка естественно, как бы само собой. Программа построена таким образом, чтобы это желание постепенно переросло в устойчивый познавательный интерес.
Основной принцип построения занятий — от звука к букве. Прежде чем ребёнок познакомится с буквой, он научится слышать звук, который она обозначает, выделять его на слух, определять место звука в слове, уточняя характеристику и его цветовое обозначение. И только после успешного выполнения различных упражнений со звуком следует переходить к знакомству с буквой. Последовательность ознакомления с буквами отражает особенности формирования звукопроизношения у ребенка в соответствии с возрастной нормой.
На начальном этапе обучения чтению при знакомстве с буквой не даётся алфавитное название буквы, буква называется так, как звучит звук (коротко, без добавления гласных: Б, а не БЭ; М а не ЭМ). Такой звуковой способ называния букв поможет ребенку быстрее овладеть слитным, плавным, послоговым чтением. Только после усвоения ребёнком навыка первоначального чтения можно познакомить его с алфавитным названием букв.
В программе соблюдается преемственность не только с последующим обучением, но и с предыдущим.
Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка-дошкольника, а не дублируют школу.
Цель программы — развитие интереса и способностей к чтению в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста через формирование их познавательной активности на основе игровых методик.
Задачи программы :
-развитие звуковой культуры речи;
-совершенствование фонематических процессов (слуха, восприятия);
-развитие звуко-буквенного анализа;
-развитие интереса и способностей к чтению;
-активизация связной устной речи;
-развитие памяти, мышления, восприятия, воображения, внимания;
-развитие мелкой мотрики (упражнения для пальцев и кистей рук);
-формирование графических навыков;
-формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми;
-воспитание доброжелательного отношения к окружающим, способности сопереживать.
Методические рекомендации
Приступая к организации процесса обучения старших дошкольников чтению, важно учитывать два момента: обучение не должно разрушать естественность жизни детей и принудительное обучение бесполезно.
Обучение должно быть организовано таким образом, чтобы ребёнок занимался с желанием, был инициативным! Необходимо постоянно поощрять все усилия ребёнка и само его стремление узнать новое, научиться новому.
На занятии должен главенствовать дух открытия. Обучать детей так, чтобы они об этом даже не догадывались, то есть использовать в обучении игровые технологии. Обучение дошкольников должно происходить в контексте практической и игровой деятельности в процессе решения детьми проблемных задач.
Не принимать ответы детей без обоснования и не оставлять без внимания ни одного ответа (учить детей исправлять свои ошибки и устанавливать их причину).
В руководстве детской деятельностью приемлим лишь демократический путь общения (принимать ребёнка таким, какой он есть, и ничего от него не требовать. Сравнивать результаты работы ребёнка можно только с его же собственными достижениями, но не с достижениями других детей). Избегать отрицательных оценок ребёнка и результатов его деятельности.
Образовательная ситуация на занятии должна конструироваться так, чтобы ребёнок был в активной позиции, в деятельности (ребёнок должен быть то слушающим, то наблюдающим, то действующим).
При отборе методов и приёмов обучения и воспитаия педагогу желательно помнить следующее:
обеспечивать успех во всех делах и особенно в творчестве нужно через разумную дозу помощи;
хвалить от души;
верить и доверять безоговорочно;
договариваться, находить общее мнение, уступать желаниям;
прощать искренне;
не сравнивать детей друг с другом;
не ставить их друг другу в пример;
не приказывать, не требовать жёстко;
поддерживать у детей ощущение успешности.
Условия реализации программы
Занятия должны проводиться в помещении с хорошим освещением и вентиляцией. Для занятий необходимы столы и стулья, соответствующие росту детей, магнитная доска с набором магнитных букв, маркеры, символы звуков, разнообразные дидактические материалы, наглядные пособия, таблицы, игрушки, соответствующие возрасту детей, их возможностям. Статическая нагрузка, когда ребёнок сидит за столом не должна превышать 50% времени всего занятия. Продолжительность работы по карточкам (рабочим листкам) должна составлять не более 10 минут на занятии.
Комплектование учебной группы
Для успешной реализации программы в учебной группе должно быть не более 10 человек.
Форма занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут.
Основная форма занятий — групповая.
Предполагаемый результат
Воспитанники должны знать :
звуки русского языка
буквы русского языка;
правила чтения.
Воспитанники должны научиться :
на слух выделять данный звук и определять его место в словах;
владеть мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация);
читать тексты из 10 предложений;
понимать содержание прочитанных текстов;
понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;
регулировать поведение и проявлять волевые усилия для выполнения поставленных задач;
речевому общению;
взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Содержание программы
Развивать и совершенствовать фонематический слух детей. Учить их правильно понимать и употреблять термины «слово», «звук», «слог», «предложение», «ударение»; сравнивать слова по их протяженности; интонационно выделять в слове определенный звук. Научить детей находить ударение в любом проанализированном или прочитанном слове и ставить знак ударения в нужном месте. Учить детей называть слова с заданным звуком.
Познакомить с понятиями «гласный звук», «твёрдый и мягкий согласные звуки», «звонкий и глухой согласные звуки». Познакомить детей с соответствующими знаковыми изображениями этих звуков (использование фишек красного, синего и зелёного цвета и т. д.) и научить их пользоваться этими знаками при проведении звукового анализа слов.
Учить детей называть звуки, которые являются парными по твёрдости-мягкости и глухости-звонкости; менять звуковой состав слова в соответствии с игровыми правилами, называть слова определённой звуковой структуры.
Познакомить детей со всеми буквами алфавита, научить их плавному слоговому чтению и чтению целыми словами на материале полного алфавита несложных по своему структурному составу слов и предложений.
Научить детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями педагога.
Развивать психические процессы (слуховое и зрительное восприятие, память, внимание) и графические навыки.
Раннее обучение основам родного языка, когда у ребенка ещё сохранно интуитивное «чувство языка», позволяет эффективно и осознанно освоить языковые и речевые умения, что впоследствии успешно скажется на обучении его в школе, позволит ему комфортно ощущать себя в обществе.