Мария Королева
Расширение образовательной среды для достижения новых образовательных результатов в области физической культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Расширение образовательной среды для достижения новых образовательных результатов в области физической культуры (из опыта работы)
В соответствии с Концепцией социально-экономического развития РФ на период до 2020 года стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Также разработан проект «Концепции модернизации учебного предмета «Физическая культура» в РФ», который представляет собой систему взглядов на цель, задачи и направления модернизации учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных организациях. Поставленные в Концепции задачи направлены на создание образовательной среды для формирования у обучающихся целостного представления о возможностях физической культуры не только, как средства укрепления здоровья, но и развития познавательных интересов и творческого потенциала личности, формирования поведенческих установок, умения ориентироваться в окружающей среде [2].
Публикация «Расширение образовательной среды для достижения новых образовательных результатов в области физической культуры» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
В рамках большинства общеобразовательных организаций, так же, как и на базе ГБОУ школа 579 Приморского района Санкт-Петербурга проводится системная работа по созданию условий для вовлечения детей в регулярные занятия физической культурой и спортом, не только в учебной деятельности, но также и во внеурочное время. На базе ГБОУ реализуются программы внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности, работают спортивные секции, разработаны системы (методики, технологии) физкультурно-оздоровительной деятельности, функционирует и школьный спортивный клуб.
Важнейшее требование современного урока / занятия физкультурно-спортивной направленности – это обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, физического и психического развития и физической подготовленности.
Говоря об образовательной среде, следует рассматривать по-нашему мнению - понятия «комфортность», которая включает следующие составляющие: психологическая, интеллектуальная, физическая. Принцип психологической комфортности – это «снятие» стрессобразующих факторов учебного процесса, создание на уроке / занятии такой атмосферы, которая позволяет обучающимся чувствовать себя «как дома». Комфортность образовательной среды должна охватывать как познавательные потребности детей, так и их социальное, эмоциональное, эстетическое, духовное и физическое развитие.
Важным фактором является организация учебной деятельности с использованием методики чередования интенсивности и релаксации в обучении; принципов - наглядности, постепенности; доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей детей [1]. То есть урок / занятие строится с учётом физической подготовленности, развития физических качеств (Листы индивидуальных достижений и мониторинг физической подготовленности, с учётом работоспособности, строгих дозированных физических нагрузок, с выполнением гигиенических требований, включающих соблюдение: требований СанПин (гигиена помещений, учет времени года и т. д., использование современных методик и технологий.
Для достижения новых образовательных результатов в ГБОУ школа 579 используются методики и технологии, среди которых :
1. здоровьесберегающие технологии (учёт индивидуальных особенностей ребёнка, контроль различных видов нагрузки – физической, эмоциональной, интеллектуальной при освоении учебного материала; создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе). Как показывает наша практика, здоровье детей во многом зависит от среды в образовательном учреждении, поэтому особое внимание уделяется использованию здоровьесберегающих технологий, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья детей школьного возраста.
2. современные образовательные технологии (интеллектуальные игры, «Творческая мастерская», проектные технологии, ИКТ-технологии).
3. нестандартные формы проведения уроков / занятий физкультуры. Например, использование коллективных способов работы; овладение способами управления коллективной деятельностью; оценка деятельности обобучающихся их друзьями по учебе.
Под дифференцированным физкультурным образованием понимается целенаправленное физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных способностей [2]. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Новая совокупность научных достижений ориентирована, прежде всего, на развитие личности, повышение ее активности и творческих способностей, функциональной грамотности и наиболее полной самореализации.
Поэтому очень важен пример учителя физической культуры или педагога, обладающего высокой педагогической культурой, работающего над совершенствованием собственной личности, является важным средством воспитания обучающихся в условиях личностно-ориентированного образования.
Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательную среду урока / занятия позволяет повышать и стимулировать интерес обучающихся, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала, индивидуализировать обучение, повышать скорость изложения и усвоения информации, а также вести экстренную коррекцию знаний [3]. Мыслительная деятельность детей на занятиях или уроках с использованием компьютера способствует быстрому усвоению теоретического материала, а полученные знания и двигательные навыки становятся интенсивнее и многообразнее.
Актуальным в процессе обучения становится индивидуальный подход. У каждого ребёнка должна быть своя цель на пути совершенствования физической подготовки, даже слабый по физическому развитию обучающийся должен чувствовать себя комфортно на уроках / занятиях, поэтому в этом случае целесообразно использовать технологию раздельного обучения. Например, вследствие физиологических особенностей, половые различия между юношами и девушками проявляются более отчетливо. Для девушек ведется преподавание по разделу «гимнастика с элементами акробатики», «ритмическая гимнастика», для юношей – совершенствование техники игры в футбол, баскетбол.
Система применения современных педагогических технологий в работе учителя физической культуры / педагога физкультурно-спортивной направленности создает максимально благоприятные условия для раскрытия не только физических, но и духовных способностей каждого ребенка, обеспечивает творческое применение полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физического и нравственного здоровья, способствует формированию личной физической культуры школьников.
Интернет-ресурсы:
1. https://www.niro.nnov.ru
2. https://cyberleninka.ru
3. https://documents.tips