Светлана Салихянова
Аналитическая справка о результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы
▼ Скачать + Заказать документы
о результатах мониторинга
достижения детьми
планируемых результатов освоения программы
ООПДО «Развитие речи»
МАДОУ «Детский сад №43»
Екатеринбург 2017-2018учебный год
(дети первого года пребывания в старшей
и подготовительной к школе группы)
Публикация «Аналитическая справка о результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы» размещена в разделах
1. Часть – вводная. На основании годового плана работы учителем-логопедом Салихяновой Светланы Анваровны проведён мониторинг результатов освоения программного материала в старшие и подготовительные группы.
Справку составил : учитель – логопед Салихянова С. А.
Сроки проведения мониторинга : с 02.09.17. по 15.09.2018 года.
Объект мониторинга : дети старшего дошкольного возраста, зачисленные на логопункт.
Количество детей по списку: 22
Характеристика детей.
Количество детей Заключения по ПМПК Речевые заключения
Маль
чики Девоч
ки С ЗПР (втор.
ТНР) ТНР ФФНР. ФНР аллалия Дизар
трия Ст. дизартрия Дисла
лия заикание
9 13 - 4 18 - 22 18 2
Количество обследованных детей: 22
Цель мониторинга : определение уровня достижения детьми планируемых результатов освоения программы («Развитие речи») на конец учебного года.
Задачи мониторинга :
-проследить динамику в развитии фонетической, фонематической, лексико-грамматической сторон речи, связной речи, подготовки детей к обучению грамоте;
-уточнить структуру дефекта путем качественного и количественного анализа степени выраженности нарушений разных сторон речи (речевого профиля);
- дать итоговую оценку коррекционной работы с детьми (определить перспективу дальнейшего проектирования педагогического процесса в группе);
-отследить динамику речевого развития детей и оценить эффективность коррекционно-педагогической работы за отчетный период.
-оценить влияние коррекционно-образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие детей.
Направления мониторинга :
- изучение степени сформированности компонентов речи: связной речи, словаря, грамматического оформления речи, звуковой культуры речи, особенности подготовки детей к обучению грамоте.
Методы мониторинга :
- наблюдения,
- беседы,
- создание игровых (естественных) диагностических ситуаций.
Диагностический материал по обследованию уровня овладения образовательной области «Коммуникация» соответствует ФГОС и адаптирован к детям с ОНР.
В методике использовались речевые пробы, предложенные Р. И. Лалаевой, Е. В. Мальцевой, Н. С. Жуковой, Н. В. Нищевой Е. М. Мастюковой и Т. Б. Филичевой, О. Б. Иншаковой. Методика обследования состоит из нескольких серий, каждая из которых содержит пробы различной степени сложности.
Результаты мониторинга в баллах отражаются в диагностических таблицах. Общее количество баллов по всем разделам указывается в сводной таблице и определяет уровень речевого развития.
Оценка степени сформированности интегративных качеств осуществляется по критериям, предложенными А. М. Быховской и Н. А. Казовой («Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР») и по адаптированной мной методике обследования речи с балльно-уровневой системой оценки на основе апробированной методики Л. И. Переслени и Т. Д. Фотековой.
2. Часть – аналитическая.
Результаты мониторинга освоения образовательной области «Коммуникация» детьми на конец 2017-2018 уч. года
Уровни речевого развития Количество детей
Высокий 15 чел
Выше среднего 8 чел (31,6 %)
Средний 8 чел (63,14 %)
Низкий 1 чел (5,26 %)
Таким образом, в конце учебного года выше среднего уровня речевого развития наблюдается у 31,6 % детей, средний уровень – у 63,2 %, низкий уровень – у 5,26 % (1 чел.) обследованных детей группы.
Сравнительный анализ результатов мониторинга освоения образовательной области «Коммуникация» на начало и конец 2017-2018 уч. года
Уровни речевого развития Период
Начало года конец года
Высокий - -
Выше среднего - 6чел
Средний 9 чел 12 чел
Низкий 12 чел 1 чел
Всего 21 19
Данные таблицы показывают положительную динамику в освоении образовательной области «Коммуникация»
Усредненный показатель освоения детьми группы образовательной области «Коммуникация» на конец 2017-2018 уч. года составляет 65,3 %.
Динамика освоения образовательной области «Коммуникация» детьми группы на начало и конец 2017-2018 уч. года, в %
Период Уровни
Высокий Выше среднего Средний Низкий
Начало года - - 43,3 56,7
Конец года - 31,6 63,14 5,26
+ D - 31,6 19,84
Данные таблицы показывают положительную динамику в развитии речи: за первое полугодие коррекционной работы на 31,6% увеличилось количество детей с выше среднего уровня развития и на 19,84 % - среднего уровня развития
Сравнительный анализ усредненных показателей освоения детьми образовательной области «Коммуникация» на начало и конец 2017-2018 уч. года, в %
Периоды
Начало года Конец года
50,4 65,3
Таким образом, усредненный показатель освоения детьми образовательной области «Коммуникация» поднялся с 50,4 % до 65%.
Мониторинг сформированности звукопроизношения
детей зачисленных на логопункт 2017-2018 уч. года
Группы звуков Показатели
Сигматизм шипящих 9 чел (47,3%)
Сигматизм свистящих 13 чел (68,4%)
Ротацизм [Р] 9 чел (47,3 %)
Ротацизм [Р'] 5 чел (26,3 %)
Ламбдацизм [Л] 11 чел (57,9 %)
Ламбдацизм [Л'] 7 чел (36,8)
Звуки [д-т-н] 11 чел (57,9%)
Дефектное произношение аффрикатов 11 чел (57,9 %)
Дефектное произношение губно-губных 15 чел (78,9%)
Динамика сформированности звукопроизношения за первое полугодие
2017-2018 уч. года, в %
Группы звуков Показатели
Начало года Середина года +D
Сигматизм шипящих 4,71 47,3 42,6
Сигматизм свистящих 28,3 68,4 40,1
Ротацизм [Р] 0 47,3 47,3
Ротацизм [Р'] 9,42 26,3 16,88
Ламбдацизм [Л] 0 57,9 57,9
Ламбдацизм [Л'] 0 36,8 36,8
Звуки [д-т-н] 18,8 57,9 39,1
Дефектное произношение аффрикатов 23,6 57,9 34,3
Дефектное произношение губно-губных 66 78,9 12,9
Данные таблицы показывают положительную динамику в формировании звукопроизно-шения за первое полугодие 2017-2018 уч. года.
По результатам коррекционной работы за первое полугодие 3 детей повысили уровень своего сформированности звукопроизношения со среднего до относительно высокого. (С. Михаил, Г. Артём). К выше среднему уровню добавилось 4 чел (А Ярослав, Ю. Александра, И. Всеволод, Михаил, Г. Кирилл, С. Костя, В. Дима, В. Данил, Л. Алиса) Незначительная положительная динамика наблюдается у П. Миши, Л. Ника, Л. Вика, К. Никита, В. Арсений, Ш. Вня, Ф. Катя, Г. Катя (+10%, К. Саши, К. Димы (16,3%, С. Кости(+5) и Г. Кости.
Сложность работы с этими детьми связываю с рядом причин:
- тяжесть речевого дефекта сопровождается недостаточной сформированностью психических процессов (память снижена, кратковременна; внимание неустойчивое, снижены познавательные способности). – Сердюк Костя, Корзов Дима, Печеркин Миша, Кисилев Никита.
- отсутствие систематического закрепления полученных навыков дома. - П Миша. К Никита, Ш Ваня, Ф Катя
-огромным количеством пропусков – Г. Костя, К. Дима, К. Саша
- тяжёлая форма дизартрии – С. Костя
Для этих детей характерны следующие особенности:
- отставание словаря как количественно, так и качественно (особенно прилагательных и глаголов) от возрастной нормы;
- запас представлений об окружающем мире ограничен рамками изученных лексических тем;
- нарушено грамматическое оформление речи, в следствии этого нарушена связная речь;
-слабость познавательной деятельности, которая еще больше усугубляется бедностью связной речи, что затрудняет процесс обучение грамоте;
- снижены показатели словесно-логического мышления (особенно у Г. Кати и К. Димы). Они с небольшим затруднением проводят невербальную классификацию: включают предмет в ряд, исключают лишний предмета с выраженными признаками. Те же задания, но сопряженные с рассуждениями, умозаключениями и выводами им практически недоступны. Например, выделить мальчика без головного убора среди по-зимнему одетых детей, объяснить нелепицы в картинке, пословицу, отгадать загадку.
Обследование звукопроизношения у всех детей показало положительную динамику в исправлении нарушенных звуков :
- свистящие звуки сформированы у 68,4% детей,
- шипящие звуки - у 47,3 % детей, - звук [Л] поставлен 57,9 % детей.
- звук [Р] поставлен 47,3 % детей.
Однако продолжает страдать слоговая структура и звуконаполняемость слов у Галановой Кати (38,5%, Сердюк Кости (47,1%). Это обусловлено низким развитием фонематического восприятия (28,9% и 32,9% соответственно). Фонематическое восприятие в группе в целом сформировано недостаточно. 50% детей имеют низкий уровень. Они недостаточно дифференцируют фонемы даже далёкие по аккустическим признакам и способам артикуляции.
Наметились улучшения в обучении грамоте. 67% детей осваивают простые формы звукового анализа. Они могут определить первый и последний звук в слове, определить наличие или отсутствие звука на фоне слове.
Наблюдатся положительная динамика в развитие зрительно - пространственных отношений. Определяют лево-право уже 10 чел (52,6%) против 33%. Могут сложить рисунок из палочек по памяти по схеме 9 чел (47,4%) против 19%. Удерживают простой ритм из 3 элементов 9 чел (47,4%) против 33,3%.
Мониторинг объёма импрессивного и экспрессивного словаря за первое полугодие 2016-2017 уч. года
Уровни речевого развития Количество детей
Высокий 3 чел (15,8 %)
Выше среднего 3 чел (15,8%)
Средний 13 чел (68,4%)
Низкий -
Таким образом, в середине учебного года относительно высокий уровень объёма словаря наблюдается у 15,8 % детей, средний уровень - у 68,4% обследованных детей группы.
Сравнительный анализ результатов мониторинга расширения объёма словаря на начало и конец 2017-2018 уч. года
Уровни речевого развития период
Начало года Середина года
Высокий 1 3
Выше среднего - 3
Средний 11 13
Низкий 9 -
Всего 21 19
Данные таблицы показывают положительную динамику активизации словаря
Динамика показателей активизации объёма словаря у детей группы
на начало и середину 2017-2018 уч. года, в %
Период Уровни
Высокий Выше среднего Средний Низкий
Начало года 4,7 - 52,5 42,8
Середина года 15,8 15,8 68,4 -
+ D 11,1 9,7 15,9
Данные таблицы показывают положительную динамику в активизации объёма словаря за первое полугодие коррекционной работы на 11,1 % увеличилось количество детей с относительно высоким уровнем речевого развития, на 9,7% - выше среднего уровня развития
Усредненный показатель уровня развития словаря у детей к концу 2017-2018 уч. года составил 67,5 %.
Сравнительный анализ усредненных показателей уровня развития объёма словаря на начало и конец 2017-2018 уч. года, в %
Периоды
Начало года Конец года
54,5 67,5
Таким образом, усредненный показатель уровня развития объёма словаря поднялся с 54,5 % до 67,5%.
Мониторинг уровня развития связной речи и грамматических функций у детей старшей группы на середину 2017-2018 уч. года
Уровни речевого развития Количество детей
Высокий -
Выше среднего 4 чел (15,7%)
Средний 15 чел (79 %)
Низкий 1 чел (5,3 %)
Таким образом, в конце учебного года относительно высокий уровень развития связной речи и грамматических функций наблюдается у 15,7 % детей, выше среднего – у 79 %, средний уровень – у 5,3 % обследованных детей группы.
Сравнительный анализ результатов мониторинга уровня развития связной речи
на начало и середину 2017-2018 уч. года
Уровни речевого развития период
Начало года Середина года
Высокий - -
Выше среднего - -
Средний 13 25
Низкий 8 1
Всего 21 19
Данные таблицы показывают положительную динамику в развитии связной речи детей.
Динамика показателей уровня развития связной речи
и грамматических функций у детей
на начало и конец 2017-2018 уч. года, в %
Период Уровни
Высокий Выше среднего Средний Низкий
Начало года - - 61,4 3,68
Середина года - 15,7 79 5,3
+ D - 15,7 17,6
Данные таблицы показывают положительную динамику в уровне развития связной речи за первое полугодие коррекционной работы. На 15,7 % увеличилось количество детей с выше среднего уровнем речевого развития.
Усредненный показатель уровня развития связной речи и грамматических функций у детей на середину 2017-2018 уч. года составил 62,9 %.
Сравнительный анализ усредненных показателей уровня развития связной речи на начало и середину 2017-2018 уч. года, в %
Периоды
Начало года Конец года
53,1 62,9
Таким образом, усредненный показатель уровня развития объёма словаря поднялся с 53,1 % до 62,9 %.
Но в грамматическом строе стойкими остаются ошибки на словоизменение и словообразования, наблюдаются выраженные экспрессивные аграмматизмы:
• на употребление падежей (Д. ,В. ,Т. – с оконч –ы,) и предлогов (над – на, за – от, из-под – от;
• на преобразование им. сущ. во мн. число Им. п. и Род. П. (окны, домы, глазы, ухи, лобы; ложков, ключов, карандашов);
• при согласовании прилагательного и существительного в косвенных падежах, существительного и числительного (5 козы, 2 окнов, 5окнов, 5 мячов);
• при образование им. сущ с уменьшительно-ласкательными суффиксами; название детёнышей (слоник, уточка, лисичка, зайчик)
В связной речи отражаются все перечисленные особенности.
При рассказе и пересказе отмечается пропуски частей текста с искажением смысла, значительные сокращения текста, аграмматизмы, нарушения структуры предложения. Ещё остаются дети, которым рассказ вообще недоступен даже с помощью логопеда (Сердюк Костя, Корзов Дима) У 70% детей остаются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.
Мониторинг уровня развития моторной сферы у воспитанников на конец 2017-2018 уч. года
Уровни речевого развития Количество детей
Высокий 8 чел (42 %)
Выше среднего 3 чел (15,7%)
Средний 5 чел (25,2 %)
Низкий 3 чел (15,8%)
Таким образом, в конце учебного года относительно высокий уровень развития моторной сферы наблюдается у 42 % детей, выше среднего – у 15,7 %, средний уровень – у 25,2 % обследованных детей группы
Сравнительный анализ результатов мониторинга уровня развития моторной сферы
на начало и конец 2017-2018 уч. года
Уровни речевого развития период
Начало года конец года
Высокий 1 8
Выше среднего 3 3
Средний 8 5
Низкий 9 3
Всего 21 19
Данные таблицы показывают положительную динамику в развитии моторной сферы детей.
Динамика показателей уровня развития моторной сферы у детей группы
на начало и конец 2017-2018 уч. года, в %
Период Уровни
Высокий Выше среднего Средний Низкий
Начало года 4,7 14,3 38,6 42,4
Середина года 42 15,8 25,2 15,8
+ D 37,3 1,5
Данные таблицы показывают положительную динамику в уровне развития моторной сфере за первое полугодие коррекционной работы. На 37,3% увеличилось количество детей с относительно высоким уровнем моторного развития, на 1,5% - выше среднего уровня развития
Усредненный показатель уровня развития моторной сферы у детей на конец 2017-2018 уч. года составил 62,9 %.
Сравнительный анализ усредненных показателей уровня развития моторной сферы на начало и конец 2017-2018уч. года, в %
Периоды
Начало года Середина года
54,8 71,5
Таким образом, усредненный показатель уровня развития моторной сферы поднялся с 54,8% до 71,5 %.
3. Выводы.
В течении всего года велась системная коррекционная работа по преодолению речевых нарушений у детей. Из таблиц, мы видим, что у детей на начало года были не сформированы все компоненты речи (низкий уровень). В течении года я создавала оптимальные условия для преодоления речевых нарушений у детей, для коррекции негативных особенностей эмоционально-личностной сферы дошкольников. Благодаря системной работе были достигнуты хорошие результаты (это видно из таблиц). В своей работе я использовала не только традиционные программы, такие, как "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной, «Программа коррекционно- развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет) Н. В. Нищевой, но и современные технологии такие, как здоровьесберегающие технологии, мнемотехника, психогимнастика, информационно коммуникативные технологии. А также осуществлялось тесное взаимодействие с воспитателями и родителями. Благодаря этому сотрудничеству успешно закреплялись знания и умения детей, полученные на логопедических занятиях. Таким образом, к концу первого года обучения показатели улучшились.
Справка заслушана на ПМПК МАДОУ № 43
(Протокол № от 2018 года)