Римма Гатина
Средства достижения результатов, отвечающих современным требованиям дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Средства достижения результата – это инновационные технологии, методы и приемы, применяемые педагогом в своей деятельности при работе по новым стандартам. Основой педагогической технологии является создание условийдля преобразования обучающегося в соответствии с целями обучения. Технологизация образовательного процесса дополнительного образования, предполагает специальное конструирование учебного текста, подбор дидактического материала, разработку и обоснование методических рекомендаций к его использованию, построение различных типов учебного диалога, применение различных форм контроля за личностным развитием обучаемого. Уместно продолжить этот ряд, дополнив его ИКТ - технологиями.
Публикация «Средства достижения результатов, отвечающих современным требованиям дополнительного образования» размещена в разделах
ИКТ - технологии позволяют образовательному учреждению и педагогусегодня осознать необходимость формирования образовательной среды нового типа. Среды, которая обеспечит комфортные условия образования и ориентацию на формирование коммуникативной компетенции, творческих качеств личности, критического мышления, рефлексии, на реализацию творческого потенциала обучающихся.
Игровые технологии являются неотъемлемой составной частью современных образовательных технологий. В настоящее время игровые технологии по-прежнему представляют огромный интерес для педагогов и являются эффективным орудием для достижения устойчивых предметных и метапредметных результатов в рамках системно-деятельностного подхода к обучению. Использование игры в обучении эффективно в отношении учащихся любого возраста, однако именно для младших школьников игровые технологии являются необходимой составляющей образовательной среды. Необходимо учитывать, что игра является ведущей формой деятельности дошкольника. Игровые технологии позволяют ребенку занять активную позицию на уроке, превратиться из пассивного созерцателя в активного преобразователя окружающей действительности. Применение игровых технологий на занятиях английского языка предполагает, что каждая игра имеет определенную цель, которую следует достичь наряду с созданием позитивной атмосферы в классе.
Игровые технологии, используемые на занятиях иностранного языка, являются эффективным инструментом формирования универсальных учебных действий.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий
Игры позволяют сформировать у учащихся отношение к иностранному языку как к средству коммуникации, а не оторванному от жизни школьному предмету. В игре создается естественная ситуация общения, в которой дети, увлеченные игрой, охотно используют языковой материал, задают вопросы и отвечают на них, забывают о боязни совершить ошибку.
Например, в командной игре, младшие школьники с гораздо большим энтузиазмом общаются с членами своей команды, чтобы добиться победы, чем разыгрывая традиционные учебные диалоги для развития навыка говорения.
Игры предлагают массу возможностей для развития коммуникативных навыков и умений, необходимых в современной жизни, таких как сотрудничество, соглашение о соблюдении очередности, умение выслушивать собеседника и принимать или оспаривать его точку зрения, слышать и уважать мнение других.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий
В процессе игры формируются важнейшие регулятивные универсальные учебные действия. Принятие игровой задачи и сохранение ее в процессе игры поможет впоследствии успешно принимать и сохранять учебную задачу. Успех или неуспех в соревновательных играх побуждает учащегося к анализу причин неудачи и поиску способов повторения положительного опыта. Соблюдение предписанных игрой правил развивает умение соблюдать правила и в учебной неигровой ситуации.
Формирование познавательных универсальных учебных действий
Применение игровых технологий на уроках иностранного языка безусловно способствует формированию познавательных универсальных учебных действий. Включая в игровую задачу прочтение текста и поиск определенной информации, мы тренируем навык смыслового и поискового чтения. Участвуя играх, связанных с категоризацией предметов, учащиеся приобретают навыки систематизации и анализа. Игры на отгадывание развивают логическое мышление. И конечно, игровые технологии открывают простор для развития творческого потенциала ребенка. Условность игровых отношений активизирует возможности личности. Именно в играх эффективно формируется способность творчески относится к решению задачи, возможность взглянуть на проблему под новым углом и найти нестандартное решение.
Достижение предметных результатов
Применение игровых технологий для достижения высоких предметных результатов предполагает соблюдение преподавателем четких параметров отбора, адаптации, презентации и использования игр на занятии.
- педагог должен прежде всего ясно формулировать образовательную цель игры, решить, какой именно навык развивает игра, какая лексика или грамматическая конструкция отрабатывается.
- Игра может быть использована на любом этапе урока, если это отвечает его целям и задачам. Она может быть использована в качестве разминки, при объяснении нового материала, для его отработки или повторения, для контроля усвоения материала и т. д.
- Учитывая особенности группы и отдельных учащихся необходимо адаптировать (усложнить или, напротив, упростить) правила игры для эффективного достижения цели игры.
- Презентация игры (объяснение правил) должно быть максимально кратким и ясным.
На самом раннем этапе изучения иностранного языка языковые игры занимают ведущее место на уроке. Это объясняется необходимостью сформировать у воспитанников зрительный образ буквы, развить начальный фонетический навык, сформировать и закрепить минимальный лексический запас и усвоить простейшие грамматические конструкции. По мере накопления знаний и умений удельный вес речевых игр увеличивается. И сложность их возрастает.
Использование музыкальных средств в процессе обучения иностранному языку помогает реализовать коммуникативную, обучающую, образовательную, воспитательную, культурологическую и развивающую функции. Коммуникативная функция проявляется в том, что при использовании музыкального, в частности песенного материала на занятиях английского языка удается привлечь к активному участию всех учащихся, побудить их к общению.
Песни имеют обучающую функцию, поскольку они являются средством более прочного усвоения лексического материала и расширения потенциального словаря учащихся. Они способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, в них лучше усваиваются и активизируются также грамматические конструкции
Пение на английском может использоваться в качестве:
фонетической зарядки в начале урока;
способа закрепления лексического или грамматического материала;
стимула для развития речевых умений;
средства для снятия напряжения детей и восстановления работоспособности.
Зарубежные песни являются отличным способом для заучивания и отработки речевых клише и грамматических конструкций. Это могут быть как несложные фразы по типу "What is your name?" и "How do you do?", так и сложные конструкции с неправильными глаголами, прилагательными, числительными
Песни на английском могут рассказать учащимся о частях тела и органах обоняния на английском языке. Песни, в которых изучение лексического материала идет через движения,не только упрощают процесс запоминания новых слов, но и помогают выучить глаголы движения.
Кроме того, информация, полученная из песен, способствует:
закреплению грамматики и повторению времен;
формированию произносительных навыков;
улучшению навыков аудирования и чтения;
развитию памяти, поскольку песни заучиваются наизусть;
Упражнения и приемы использования песен на уроке английского
Существует множество упражнений, направленных на отработку лексического, грамматического или фонетического материала, полученного из песни. Наиболее распространенные упражнения:
Песенный диктант. Педагог диктует учащимся текст простой, популярной песни, после чего ученикам раздаются слова для сравнения своего варианта с оригинальным текстом. Незнакомые слова отрабатываются и повторяются за учителем.
Fillinthegaps. Педагог раздает детям текст песни, в котором отдельные слова заменены на картинки. Задача детей — пропеть песню, произнося все слова. Это упражнение можно дать нескольким воспитанникам или выполнять целым классом. Отличным материалом для такого задания является песня "OldMcDonaldhad a farm".
Missingwords. Одна из самых распространенных игр с песнями на уроках английского — педагог записывает на доске один из куплетов песни и дает первому ученику его пропеть. После этого, Педагог стирает любое слово или словосочетание и следующий ребенок пропевает куплет. Для каждого следующего воспитанника слов на доске будет оставаться все меньше и меньше. Последний учащийся поет куплет с минимальным количеством слов в каждой строчке, либо вовсе без слов. Этот метод отлично работает для заучивания фраз и целых предложений.
Splitsong. Данное задание следует выполнять в парах. Педагог готовит заранее две разные копии выбранной песни. В первом варианте отсутствуют нечетные строчки, во втором — четные. После первого прослушивания песни, учащиеся отвечают на общие вопросы по содержанию, затем делятся на пары и получают свои варианты песни на английском. Во время второго прослушивания воспитанникам необходимо заполнить пропуски в своем варианте песни. После этого, учащиеся сверяют свои варианты с оригинальным текстом.
Spotthemistake. Педагог изменяет слова песни, умышленно допуская в них ошибки, которые нужно исправить воспиттаникам. Например, believe — beleive, bright –—brigth и т. д. Более сильным учащимся можно дать дополнительные задания, например, выбрать противоположные значения для существительных (прилагательных или глаголов).
Использование музыки и пения на занятиях иностранного языка позволяет включить в активную познавательную деятельность по изучению иностранного языка резервные возможности личности каждого ребёнка, создаёт предпосылки для дружной коллективной работы в атмосфере положительных эмоций.
Несмотря на краткость, данный обзор показывает, что перечисленные средства действительно обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности обучающихся на всех этапах образовательного мероприятия, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями, а также формированию УУД в соответствии с новыми требованиями к результатам ФГОС.