Татьяна Тукиш
Расширение и обогащение словаря у детей с общим недоразвитием речи на основе фольклорного материала
▼ Скачать + Заказать документы
Работу по введению новых слов в активный словарь детей на основе фольклорного материала начинаю уже в старшей группе компенсирующей направленности. На втором году расширяется объем работы, разнообразие осуществляемых на базе фольклорного материала интеллектуальных операций, повышается самостоятельность детей в определении смысла пословиц, поговорок, фразеологизмов.
Публикация «Расширение и обогащение словаря у детей с общим недоразвитием речи на основе фольклорного материала» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Использую фольклорный материал как дополнительный источник для определения свойств предмета. Например, при изучении лексической темы «Весна», вводим в активный словарь слово «капель». Дети читают пословицы с этим словом и определяют, что нового они узнали из данного материала.
Февраль силён метелью, а март – капелью.
Апрель-апрель, на дворе звенит капель.
Пришла весна, капель принесла.
Апрель- капель, распахни к лету дверь.
От дождя да под капель.
При изучении лексической темы «Откуда хлеб пришел», дети знакомятся со словом «овес». По-словицы помогают узнать о новых качествах этого растения.
Овес и сквозь лапоть прорастет.
Овес любит, хоть в воду, да в пору.
Овес не князь, любит и грязь.
Овес сей в грязь — будешь князь, а если оглобля мокра, так и вырастет метла.
Овесец и чистит, и гладит.
Овсы да льны в августе сильны.
Землю не обижай — овес сажай.
Плох овес — наглотаешься слез.
Кроме того, на базе пословиц, поговорок и фразеологических оборотов осуществляется аналитико-синтетическая работа по их разграничению.
Дети постепенно усваивают, что пословица - это – короткое изречение, поучительное по духу и имеющее завершенный смысл. Поговорка – это нечто другое. Это, скорее, просто устойчивое сочетание, выражающее какую-то мысль, понятие вместо какого-либо слова, или обозначающее часто повторяющееся, узнаваемое явление: «как две капли воды», «как снег на голову», «ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать»…
В подготовительной группе дети уже могут объяснить смысл пословиц.
С удовольствием дети играют в игры, с применением пословиц.
Игра «Угадай пословицу».
За (какой) головой, как за каменной стеной (умной, большой, старой).
(Какую) дружбу топором н6е разрубишь? (Верную, долгую, красивую).
(Что) век не забудется? (Добро, богатство, бедность).
(Какому) человеку бывает стыдно и перед кошкой (взрослому, старому, доброму).
Худо тому, кто (что) не делает никому (добра, встреч, помощи).
(Какое) слово до сердца доходит (длинное, сердечное, непонятное).
(Какое) слово, что дождь в засуху (доброе, короткое, весёлое).
Людям забота как воздух нужна, стать всем (каким) поможет она (выше, богаче, добрее).
Игра «Закончи пословицу или поговорку»
Терпение и труд. (все перетрут).
Дело мастера. (боится).
С волками жить. (по-волчьи выть).
Яблоко от яблони. (недалеко падает).
Грамоте учиться. (всегда пригодится).
Худой мир. (лучше доброй ссоры).
На безрыбье. (и рак рыба).
Один в поле. (не воин).
Ученье — свет. (а неученье — тьма).
Что посеешь. (то и пожнешь).
Шила в мешке. (не утаишь).
Проводим конкурс «Знатоки пословиц».
Он красен платежом. (Долг)
Разлетаются при заготовке дров в лесу. (Щепки)
Праздник, не являющийся круглогодичным для кота. (Масленица)
Специалистка по поиску грязи. (Свинья)
Приходит во время еды. (Аппетит)
Не укусишь, несмотря на близость местонахождения. (Локоть)
Без труда из водоема не вытащишь. (Рыбка)
Дорога к обеду. (Ложка)
По нему провожают. (Ум)
Тихое место обитания нечистой силы. (Омут)
Птица, на которую не похоже вылетевшее слово. (Воробей)
Не присмотренное у семи нянек. (Дитя)
Он не приходится товарищем свинье. (Гусь)
Город-долгострой. (Москва)
Если своя, то не тянет. (Ноша)
Какая птица предпочтительнее летающего по небу журавля, если она в руках. (Синица)
Они считаются классической парой. (Сапоги)
Животное, являющееся щенком до старости. (Маленькая собачка)
Всему голова. (Хлеб)
Порядковый номер блина, получившегося комом. (Первый)
Куда не рекомендуется ходить со своим уставом. (В чужой монастырь)
У них нет товарищей. (Вкус и цвет)
Он спит, а служба идет. (Солдат)
Путеводитель до Киева. (Язык)
Им нельзя испортить кашу. (Масло)
Головной убор, который указывает на нечестного гражданина. (Шапка)
Единица счета по осени. (Цыпленок)
Чужой, куда бросают камни. (Огород)
Мать ученья среднего рода. (Повторенье)
Знающий свой шесток. (Сверчок)
Друг человека. (Собака)
Любитель кататься в масле. (Сыр)
То, что хвалит каждый кулик, если оно свое. (Болото)
Они падают близко от дерева, на котором росли. (Яблоки)
После ее завершения бесполезно махать руками. (Драка)
Для нее всегда хомут найдется. (Шея)
Время года для приготовления саней. (Лето)
Бегущий на ловца. (Зверь)
Пословицы и поговорки хорошо использовать в работе с дошкольниками для развития речи, ву том числе и образной. Кроме того, развивается мышление, логика, память. Услышав пословицу, каждый ребенок не только ее запоминает, и откладывает в своем подсознании, но и представляет себе окружающий мир по-другому, ровно так, как он был выражен в пословице.