Скрябина Светлана
Консультация «Общение с детьми дошкольного возраста»
Общение с детьми дошкольного возраста.
Общение имеет большое значение для формирования психики, развития и становления человека как личности. Если бы с рождения ребенок был лишен возможности общаться с людьми, он никогда бы не стал культурно и нравственно развитым гражданином. Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции ребенок приобретает основной жизненный опыт. Люди, с которыми он общается, являются для ребенка носителями этого опыта. Сфера общения – самый мощный источник, который определяет психическое состояние ребенка и его здоровья. Выработать нужное поведение ребенка, его речь, общение можно, прежде всего ПРИМЕРОМ самих родителей и взрослых. Ребенок приходит в мир без каких – либо представлений о себе, о том, как взаимодействовать с другими людьми, и о том, что представляет из себя окружающий мир. Ребенок вынужден ориентироваться на опыт окружающих его людей, на те оценки, которые они ему дают и как личности. За первые 5-6лет он формирует свою самооценку почти исключительно на основе информации, которую он получает от взрослых и сверстников.
Публикация «Консультация „Общение с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
Ребенок с низкой самооценкой, несмотря на все свои удачи, постоянно терзается сомнениями. Для него достаточно одной маленькой промашки, чтобы зачеркнуть все предыдущие успехи. Например, трехлетний малыш преподносит своей маме букет цветов, а мама берет со словами: «Где же ты их взял?» При этом ее улыбка, голос, интонации говорят: «Какие замечательные цветы ты принес? Где же растут такие прелестные цветы?». Такая материнская реакция повышает самооценку ребенка. Это атмосфера хорошей семьи. В такой семье дети чувствуют себя нужными и любимыми, вырастают здоровыми и умными.
Ребенок дошкольного возраста испытывает на себе влияние семейной атмосферы, сформированной родительскими отношениями. Супружеские отношения формируют определенную позицию эмоциональных отношений к сыну (дочери, взгляд на его (ее) воспитание. Родительская позиция – один из важнейших факторов, влияющих на формирование личности ребенка, его общительность. Родителя чаще следует задавать себе вопрос: «Как я выгляжу в глазах своего ребенка?» Особенно в ситуациях:
- телефонного разговора, в котором приходится выговориться;
- отзывов по поводу гостей, которым только что улыбались;
- рассуждений по поводу увиденного на экране телевизора и т. д.
Как относятся дети трех – шести лет к разным оценкам взрослымх в различных ситуациях:
Дети к оценкам взрослых относятся по - разному.
В 3 года: Дети, не обращают внимание на замечания взрослого и спокойно продолжают интересное для них занятие.
В 5 лет: Дети хмурятся, отворачиваются от взрослого. А если замечаний слишком много, вообще отказываются выполнять задание. К этому возрасту у ребенка появляется обостренная чувствительность к оценкам взрослого. Любое замечание может вызвать обиду, слезы.
В дошкольном возрасте : замечание взрослого приобретает для ребенка особую важность. Ребенку важно, чтобы взрослый не просто заметил, а обязательно похвалил его действия. Если взрослый просто делает замечания, подчеркивает неспособность ребенка к какому – нибудь занятию, тогда у ребенка пропадает интерес и он стремится избежать это занятие. Лучший способ научить ребенка чему – либо, привить ему интерес к какому – то делу, это поощрение его успехов, похвала.
Поддержка и одобрение взрослыми любых, даже самых маленьких успехов дошкольника, принесет больше пользы, чем замечания и упреки. Возникшая у ребенка потребность в уважении требует своего удовлетворения. Если родители ругают ребенка, он начинает думать, что его никто не любит, что он никому не нужен. Отсюда – комплекс неполноценности, неуверенность в себе. На основе доверия и общения у ребенка формируется положительное отношение к самому себе «я любим, значит, я хорош!» Любите своего малыша спокойной и активной любовью – это первостепенное психическое необходимое условие для счастливого общения с ребенком.
Вывод: Средствами общения мы можем с раннего детства формировать в ребенке нравственное отношение к окружающему миру, закладывая моральные основы его будущей человеческой личности.