Талица Павлиди
Распространение опыта повышения качества образования и воспитания в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Качество дошкольного образования – это характеристика системы дошкольного образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Проблема повышения качества дошкольного образования является весьма актуальной в современных условиях модернизации системы дошкольного образования и требует принятия управленческих решений на различных уровнях системы дошкольного образования, педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учётом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.
Публикация «Распространение опыта повышения качества образования и воспитания в ДОУ» размещена в разделах
- успешность деятельности педагогов и детей;
- полное усвоение выбранных программ, качественная подготовка детей к школе.
И конечно же для общества качество связано с теми ценностными ориентациями, и более широко — ценностями воспитанников, которые найдут свое выражение, например, в социализации и последующей учебной деятельности.
Ну конечно говоря о новом качестве образования, стоит поговорить и о личности педагога, и его профессиональной компетентности.
Движущей силой развития ДОУ становится творческий потенциал педагогов: их профессиональный рост, отношение к работе, и конечно же способности выявить потенциальные возможности своих воспитанников. А так же готовность к переменам, способность к нестандартным трудовым действиям, мобильность, ответственность и самостоятельность в принятии решений – характеризует творческого педагога.
В достижении высокого качества в образовательной организации существует ряд факторов, которые необходимо учитывать. Один из них - это качество персонала, занимающегося образовательной деятельностью. Не менее важным фактором является наличие материальных ресурсов, которые обеспечивают полноценную деятельность учреждения. Также важно обратить внимание на качество информационно-образовательной среды, которая способствует эффективной работе учителей и учащихся. В настоящее время новые информационные технологии играют достаточно важную роль в образовании, и их использование является неотъемлемой частью образовательного процесса. Поэтому, достижение высокого качества образования является результатом сбалансированного сочетания этих факторов, как в качестве персонала, так и в материальных ресурсах, информационной среде и применении новых технологий.
Важнейшим инструментом, обеспечивающим качество дошкольного образования, является образовательная программа и методическое обеспечение. Один из путей достижения решения качества дошкольного образования - интеграция. Только в интегрированном содержании дети дошкольного возраста свободны делать широкий выбор и проявлять свои интересы и творческие способности. При этом должна сохраняться развивающая и обучающая функции образовательного процесса».
В детском саду осуществляются все режимные моменты и встраивают в них содержание программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Содержание дошкольного образования осуществляется по пяти образовательным областям : социально-коммуникативное, физическое, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие. Содержание образовательных областей охватывает все виды детской деятельности. то и игры, и прогулки, участие в различных видах деятельности, система физических упражнений, музыкально-театрализованные праздники, режим питания, сон
Качество образования зависит от развития предметно-развивающей среды, обогащение и наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития.
Организовать предметно- развивающую среду следует так, чтобы были задействованы все виды деятельности. Создать развивающую среду, отвечающую всем современным требованиям, повышения качества образования, повысить имидж ДОУ невозможно без помощи родителей. Поэтому роль родителей в организации детской предметной среды сегодня очевидна
Но как привлечь в образовательный процесс родителей? Для этого нужно искать новые формы и методы работы с родителями (это круглые столы, участие в конкурсах, соревнованиях, помощь воспитателю в различных видах деятельности). Влияние семьи является частью процесса качества образования.
Поэтому в этой области нужно проводить постоянную и целенаправленную работу. Однако возможно не всякое участие родителей в воспитательной деятельности образовательного учреждения одной из задач, стоящих перед педагогами, является сохранение всех аспектов здоровья детей в процессе воспитания и обучения, использование здоровьесберегающих образовательных технологий. С целью сохранения физического и психического здоровья дошкольников следует обеспечить психологический комфорт ребенка. В дошкольном детстве эта составляющая определяет качество образования в целом. Так как именно "благополучный" ребёнок будет оптимально усваивать знания, развиваться в деятельности, строить общение со сверстниками и взрослыми. Именно через переживание ребёнком этих позитивных жизненных явлений происходит формирование личности.
Основных показателей качества дошкольного образования два : уровень готовности выпускников детского сада к обучению в школе и уровень здоровья воспитанников. Сегодня мы с вами понимаем о том, какие факторы влияют на здоровье дошкольников. А также узнаем, как подготовить ребенка к школе. Какие факторы могут повлиять на здоровье детей? Это не только обстановка в семье, но и окружающая среда. К сожалению, в современном мире экологическая обстановка оставляет желать лучшего. И мы, взрослые, должны стараться, чтобы в детских садах соблюдались условия для полноценного развития малышей. Ведь именно мы родители отвечаем за здоровье наших детей.
Современный подход к решению проблемы качества дошкольного образования в нашем ДОУ.
Один из путей достижения решения качества дошкольного образования - интеграция. Воспитатели в нашем детском саду осуществляют все режимные моменты и встраивают в них содержание программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Содержание дошкольного образования осуществляется по пяти образовательным областям : социально-коммуникативное, физическое, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие. Содержание образовательных областей охватывает все виды детской деятельности. Общая цель каждого воспитателя- способствовать всестороннему развитию ребенка, который познает объект с разных сторон.
Качество дошкольного образования – качество жизни каждого ребенка в детском саду. Эта проблема нерешенная до настоящего времени. На сегодняшний день система дошкольного образования воспринимается как сфера услуг по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, их воспитанию, обучению и развитию. По ФГОС дошкольное образование является первой ступенью образования.
Воспитатели постоянно работают над самообразованием, участвуют в конкурсах. В учреждение также работают все необходимые специалисты: учитель- логопед, педагог по физической культуре, психолог, музыкальный руководитель, медработник. Все специалисты сотрудничают между собой во благо здоровья, развития и образования детей.
Для детей созданы все условия для полноценного развития: в детском саду есть спортивный, музыкальный залы, оборудованный по всем нормам, спортивный инвентарь, мягкая мебель, посуда, игрушки. Во всех группах созданы уголки творчества, где дети могут заниматься своими делами, играть, рисовать, лепить, мастерить, слушать сказки. Здесь же размещены книги и игрушки, которые могут использовать дети разного возраста.
Состояние предметно-развивающей среды также является современным подходом к решению проблем качества дошкольного образования. В детском саду постоянно пополняется и совершенствуется развивающая среда.
Наличие развивающих игр и игрушек согласно возрастным особенностям.
Влияние семьи также является частью процесса качества образования. Большая работа ведется с родителями воспитанников, это круглые столы, конкурсы, соревнования, проведение мероприятий, в которых принимают активное участие родители вместе с детьми. В работе с воспитанниками педагоги используют разные формы работы: коллективные, индивидуальные, групповые. Помогают детям в их становлении, развитии, дают возможность проявить свою индивидуальность, создать творческое начало.
Каждый педагог рано или поздно сталкивается с необходимостью оформления своего опыта, например при подготовке выступления на педагогическом совете, выступления с докладом или лекцией перед коллегами. А вот умения создания, написания такого рода работ часто не хватает.
Написание любого научного текста -- это не простое дело. Здесь важны и профессионализм, и опыт, и творческий подход. К тому же, это еще и очень ответственное занятие, которое требует от автора внимательности и сосредоточенности. Словом, чтобы не получить "неуд" при защите своей работы, важно не только владеть информацией, но и уметь ее грамотно изложить. В этой статье я подробно расскажу, как написать реферат, презентацию или доклад.
Многие, имеют богатейший практический опыт, который был бы весьма полезен другим, едва столкнувшись с трудностями оформления своих мыслей, так и останавливаются на полпути или переходят на язык общих фраз, цитат.
Ведь для того, чтобы понять, что есть истина, необходимо, прежде всего, отбросить все то, что может быть отнесено к общему мнению, как не соответствующее действительности, а это, к сожалению, не так-то просто, ибо мы привыкли верить тому, что в нас заложено с рождения и что было заложено в нас родителями, учившими нас жить, и поэтому нам трудно себе представить, что кто-то может иметь другое мнение, отличное от мнения, которое мы считаем верным. Между тем практика постоянного анализа результатов своей профессиональной деятельности, поиск причин собственной успешности, обсуждение с коллегами практических вопросов воспитания и широкое вовлечение самих педагогов в обобщение и распространение эффективного педагогического опыта, несомненно, способствует росту профессионального мастерства педагогов и повышению качества образования.
Передовой инновационный опыт предполагает проявление творчества педагогов, креативной направленности обучения и воспитания, суть которой состоит в смене ценностных ориентаций, в установке на освоение новых знаний, продуктивное их внедрение и творческое использование. Такой педагогический опыт особенно ценен потому, что он прокладывает новые пути в педагогической практике, поэтому именно новаторский опыт в первую очередь подлежит анализу, обобщению и распространению. Находя и используя всё новые и новые оригинальные приёмы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится подлинным новатором. Находя и используя всё но вешее в педагогическом процессе, педагог повышает свой профессионализм, развивает способности, повышает качество педагогического труда, обеспечивает личностный рост, способствует самосовершенствованию и самовоспитанию. Педагогический опыт имеет не только научное, но и практико-ориентированное значение.
Таким образом, он приобретает статус педагогической технологии, или инновационного педагогического опыта.
Опыт - итог деятельности, практики, реализованная в разных формах и на разных уровнях. Понимание смысла и сущности собственного опыта позволяет педагогу видеть в нём основу реальных возможностей деятельности, видеть пути её развития, оценку эффективности.
Главными признаками положительного педагогического опыта являются актуальность, новизна, результативность. В педагогическом опыте, как и в любой деятельности, выделяют две стороны: цель и результат. В педагогике выделяют два типа педагогических результатов: результативные и результативно-вариативные. Результативный результат проявляется в улучшении качества знаний, умений, навыков учащихся, в повышении уровня воспитанности, в изменении отношения учащихся к учению, в развитии творческих способностей.
Педагогический опыт — это творческое активное освоение и реализация воспитателем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности педагога. Педагогический опыт, как правило, не тиражируется, а служит основанием для разработки новых воспитательных методик. Он может носить характер индивидуальной, групповой или коллективной работы, а также носит характер разработки новых форм и методов в практике дошкольного учреждения. В процессе подготовки к обобщению педагогического опыта следует определить, какие конкретно вопросы требуют анализа и исследования, что необходимо отразить в итоговом документе.
Обобщение педагогического опыта — это одна из форм самореализации и самовыражения педагога. Это вид методической деятельности, предполагающий выбор и изучение какого-либо конкретного опыта, осмысление, анализ и обоснование, а также объяснение с научной точки зрения того, как достигаются педагогом положительные результаты в образовательном процессе. Обобщение опыта можно рассматривать как форму самореализации, самовыражения и самоактуализации педагога, поскольку здесь он выходит на качественно новый уровень своего профессионального развития, который характеризуется более высоким уровнем обобщения новых методов, приемов, технологий, методик, педагогических систем и т. п. в сравнении с уровнем их применения на практике.
Для чего необходимо обобщать свой педагогический опыт :
Для повышения эффективности своей работы за счет отбрасывания ненужного и добавления полезного.
Для саморазвития и самоутверждения.
Для личного успеха в профессиональном конкурсе.
Для успешной сдачи квалификационной аттестации.
Какие критерии оценки своей работы вы используете: Соответствие поставленным целям и задачам. Творческий подход в работе и использование инноваций. Качество выполнения поставленных задач. Оригинальность. Результативность. Приоритетность. Достижение желаемого результата. Самооценка. Анализ своей деятельности и сравнение с другими. Соблюдение техники безопасности. Своевременность и качество исполнения. Удовлетворенность учеников и их родителей. Участие в конкурсах.
Первое, с чего следует начать обобщение педагогического опыта нужно определиться с выбором темы. Возьмите ту, которая на ваш взгляд более важная и полезная, по которой у вас больше всего материалов (наглядные пособия, методические разработки и т. д.). Поэтому очень важно сохранять и накапливать материалы, отражающие опыт Вашей работы : планы, конспекты, дидактические пособия, анкеты обучающихся, свои наблюдения за развитием обучающихся и т. п.
Тема должна быть сформулирована конкретно, с использованием корректных педагогических и психологических терминов.
В тексте должны быть отражены: - основные теоретические положения, раскрывающие сущность рассматриваемого вопроса; - методика или технология обучения; - методы исследования (например, анкетирование, тестирование, наблюдение, эксперимент); - структура занятия, его дидактические принципы и методические приемы; - содержание воспитательной работы на уроке; - результаты проведенного исследования. Если имеется приложение, то оно должно быть помещено в конце работы.
Затем необходимо определиться с формой, в которой будет представлен ваш опыт.
Этапы работы педагога над обобщением собственного опыта :
1. Выбор темы, осуществление дифференцированного подхода педагога к своему опыту, отбор для методической обработки какой-то определённой части, представляющей наибольший интерес и актуальность.
2. Ознакомление с литературой по избранной теме. (Это необходимо для теоретического осмысления педагогом темы и сопоставления своего опыта с отражённым в литературе схожим по проблематике опытом.)
3. Планирование работы по избранной теме.
4. Сбор и обработка материала. Систематизация ранее накопленных фактов из опыта, привлечение нового материала для более полного раскрытия вопроса, проверка некоторых своих положений и выводов, т. е. включение в работу элементов экспериментального характера.
5. Анализ и обобщение накопленного по теме материала.
6. Соответствующее литературное оформление. Работа над докладом или статьё й: освещение принципиальных положений, исходя из которых, педагог пришёл к данной теме; описание, анализ и обобщение своего опыта по данному вопросу; развитие выдвигаемых методических положений, подтверждающихся данным опытом; изложение выводов по разработанной теме.