Долгакова Ольга Николаевна
Раскрытие потенциала родителей через эффективные формы взаимодействия детского сада и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
В современном дошкольном образовательном учреждении педагоги уделяют большое значение проблемам семьи, семейному воспитанию, а также немало важно сотрудничеству между семьей и образовательным учреждением. В связи, с чем важным условием становления полноценной системы дошкольного воспитания составляет работа педагогов, направленная на овладение новых эффективных форм взаимодействия с родителями и их семьями.
Формирование у ребенка нравственных качеств личности происходит сначала в семье. Изначально дети в семье получают первоначальный опыт нравственности и опыт социальной жизни, тем самым формируя свой характер при котором расширяется кругозор ребенка. Не сложившиеся положительные отношения между педагогами и родителями, могут нанести ребенку психологическую травму, а также не соблюдение его интересов. Чтобы взаимоотношения между родителями и сотрудниками детского образовательного учреждения сложились успешно и не пренебрегались интересам ребенка, необходимо стать в первую очередь союзниками.
Исходя из выше сказанного, главной задачей детского сада является создание партнерских взаимоотношений между работниками образовательного учреждения и родителями. Для привлечения внимания родителей к образовательному процессу в детском образовательном учреждении необходимо создавать и усовершенствовать формы взаимодействия родителей и педагогов, тем самым устранить негативизм в семье.
Для формирования правильного и положительного воспитания ребенка, необходимо объединить усилия педагогов дошкольного образования и родителей. Такие совместные усилия помогут ребенку чувствовать себя личностью, и в дальнейшем стать успешным человеком, а родители смогут проявить свои умения и навыки в воспитании ребенка на практике. Такие отношения между родителями и педагогами выстраивают целую систему по воспитанию и образованию ребенка: «РОДИТЕЛЬ - РЕБЁНОК - ПЕДАГОГ».
Формирование такой системы позволяет создать педагогам дошкольного учреждения и усовершенствовать новые формы и методы работы с родителями. Взаимодействие родителей и педагогов реализуется в полном объеме через:
-присоединение родителей к педагогическому процессу;
-развитие уровня взаимодействия родителей в организации образовательного учреждения;
-присутствие родителей на образовательных занятиях;
-создание образовательной среды для самообразования родителей и детей;
- изготовление информационно-обучающих материалов, показ детских работ;
- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
На данный момент применяются разнообразные методы и формы осведомленности родителей. В дошкольной педагогике выделяют три основных направления работы педагогов с родителями:
- традиционное (родительские собрания на заданную тему, консультации касающиеся воспитания и образование детей, семейные спортивные соревнования, беседы по запросам родителей и педагогов, праздники посвященные определенной тематике, открытые показы занятий и дни открытых дверей);
-просветительское (создание родительского клуба или стола, представление информационных листовок, буклетов, стендов и стен-газет);
-интерактивное (в него входят разнообразные мастер- классы, тренинги, анкетирование на определенную тему, практикумы-семинары и консультации специалистов).
Сотрудничество детского сада и родителей – это долгий и длительный процесс, а также тщательный труд, который вызывающий терпение, творческого подхода и взаимопонимания.
На развитие доверительных отношений между родителями и педагогами дошкольного образования могут использоваться формы в виде диалога (беседы, семейного клуба, дискуссии, интерактивные игры и мастер-классы). При использовании педагогами различных интерактивных форм сотрудничества с родителями происходит усовершенствование культуры родителей и расширение знаний по образовательным областям.
Наиболее популярная и распространенная форма взаимодействия с родителями – это дни открытых дверей. Такая форма взаимодействия с семьей позволяет родителям принять участие в совместной образовательной деятельности с детьми по таким направлениям как: лепка, рисование, конструирование, создание аппликаций. Открытые просмотры образовательной деятельности, позволяют родителям оценить поведение ребенка и его способности, а также выделить для себя определенные методы работы с детьми и применять их в своем воспитании.
Для того чтобы вызвать интерес у родителей по личностному развитию его ребенка и представить им необходимые знания, навыки, педагоги использую в своей работе такие формы как:
- родительский уголок (в нем расположен режим дня детей данной возрастной категории, расписание образовательных занятий и меню питания);
- выставка детских работ (рисунки, аппликации, подделки из природного материала и пластилина). Благодаря данной форме, родители могут оценить результаты обладания одной из образовательных областей;
- папки передвижки (отражают информацию на определенную тематику);
Для создания доверительных отношений между родителями и педагогами, мы придерживаемся определенных правил, которые пригодятся и нашим коллегам:
1. Вести диалог с родителями спокойно, не стоит их учить.
2. Выслушивать мнение и предложения родителей.
3. Всегда начинайте диалог о ребенке с хороших качеств.
4. Поощряйте родителей за активное участие в жизни дошкольного учреждения.
5. Поддерживайте родителей и оказывайте им психологическую помощь.
Значимая цель разнообразных форм и видов работы с родителями в дошкольном учреждении является - установление между семьей воспитанников и педагогами, положительных и доверительных отношений.
Объединив усилия между педагогами и семьями, поможет сделать ребенка счастливым, радостным, общительным, активным, здоровым и станет полноценно развитой личностью.