Елена Владимировна Воронина
Раскрытие понятий здорового образа жизни в психолого-педагогической литературе
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок – самая важнейшая ценность человечества – они представляют потенциал нашего будущего, будущего всей планеты. Непосредственно по этой причине, развитие здорового поколения – является главной задачей современного общества.
Занимаясь проблемой укрепления и сохранения здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении, главный упор преподаватели ставят на воспитании физической культуры, на формирование представлений о здоровом образе жизни – как ценностном процессе.
Публикация «Раскрытие понятий здорового образа жизни в психолого-педагогической литературе» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Однако как указывает статистика, с каждым годом процент не здоровых детей постоянно увеличивается. Задача дошкольных учреждений – создавать и осуществлять в практике подобные образовательные проекты, которые отражали бы интересы и потребности ребенка, были доступны, эмоционально притягательны и ориентированы на формирование значимых для жизнедеятельности и жизнетворчества здоровьесберегающих технологий.
Ряд философов (Дж. Локк, А. Смит, К. Гельвеций, М. В. Ломоносов, К. Маркс и другие, психологов (Л. С. Выготский, В. М. Бехтерев и другие, ученых-медиков (Н. М. Амосов, В. П. Казначеев, Ю. П. Лисицын, М. М. Буянов, И. И. Брехман, Б. Н. Чумаков и другие, педагогов (Л. Г. Татарникова, В. В. Колбанов, В. К. Зайцев, С. В. Попов и другие) пытались решить проблему здоровья, формирование здорового образа жизни у детей. Они разработали и оставили многочисленные труды о сохранении здоровья, продления жизненного потенциала и долголетия [3, с. 60].
По мнению В. А. Сухомлинского: «забота о здоровье – это основной труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости ребенка зависит его духовная жизнь, составляющая мировоззрения, умственного развития, прочности знаний и веры в свои силы» [4].
В сегодняшней литературе есть большое количество определений понятия «здоровье». Исходное определение приведено в Уставе Всемирной организации здравоохранения - здоровье, это состоянием полного физического, социального и душевного благополучия, а не только отсутствием болезни и физического дефекта [5].
Рассмотрим сущность понятия "здоровье".
Однозначного и всеобъемлющего определения понятия здоровья нет. На основе медико-биологических признаков Н. М. Амосов указывает: "Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных явлений" [6, с. 18].
По определению Б. Я. Солопова, здоровье – "индивидуальное психоматическое (душевно-телесное) состояние, выражающееся в способности человека оптимально удовлетворять основные жизненные потребности" [7, с. 176].
Н. М. Амосов полагает, что здоровье организма определяется его количеством, которое можно оценить максимальной производительностью органов при сохранении качественных пределов их функций. В. П. Казначеев трактует здоровье как «процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни». Н. И. Брехман определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации». По мнению ВТ. Лободина, здоровье - это бесконфликтная, безопасная, счастливая деятельность организма на биологическом, психологическом, социальном и духовном уровнях человеческой природы [8, с. 182].
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье представляет собой не только биологическую, но и социальную категорию, т. е. здоровье - это состояние телесного, душевного и социального благополучия. [9]
Здоровье характеризуется наличием биологического потенциала (наследственные возможности, физиологического резерва жизнедеятельности, нормального психического состояния и социальных возможностей реализации человеком всех задатков (генетически детерминируемых). Можно выделить три типа:
1) индивидуального здоровья (человек, личность);
2)здоровья группы (семьи, профессиональной группы, «страта – слой»);
3) здоровья граждан (популяционного, общественного). Согласно типу здоровья, вырабатываются показатели, с помощью которых дается качественная и количественная характеристика [10].
Результативность обучения и воспитания детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье - важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.
Понятие «здоровый образ жизни» появилось в России. В 1989 году профессор-фармаколог Израиль Брехман. Его идеи: сбалансированное питание, полноценный сон, свежий воздух и движение. Но среди медиков его доклады пользовались невероятной популярностью. И с 1991 года появляется наука валеология, основанная на брехмановских идеях. Курс «Валеология» входит в учебные планы ВУЗов и преподается в школе. Идеи здорового образа жизни начинают пользоваться успехом, поэтому появляется все больше авторских методик. Но уже в 2001 году Министерство образования РФ из учебных планов предмет «Валеология» исключает. И, когда россияне о понятии «здорового образа жизни» начинают забывать, на Западе его подхватывают и через несколько лет возвращают на родину, только уже под европейским лейблом [11, c.4].
Здоровый образ жизни – это "результирующая действий многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно влияющих на состояние здоровья" [7, с. 176].
Выделяют главные принципы здорового образа жизни :
1. Создателем ЗОЖ является человек как существо деятельное в биологическом и социальном отношении (индивидуально и общественно полезная духовная и физическая деятельность.)
2. Отказ от вредных привычек.
3. Соблюдение правил правильного питания (сбалансированного качественно – белки, жиры, углеводы, белки, витамины, микроэлементы и количественно-энергетическая ценность потребляемых продуктов и расход энергии в процессе жизнедеятельности).
4. Рациональная двигательная активность.
5. Соблюдение общечеловеческих норм и принципов морали, которые регулируют все сферы жизнедеятельности человека и т. д. [7].
Таким образом, исходя из названных определений, за основу было позаимствовано положение о здоровом образе жизни, как типичных формах и способах повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, снабжая этим успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций вне зависимости от общественно-политических, финансовых также общественно-эмоциональных ситуаций.