Лыхина Ирина Юрьевна
Ранняя профориентация в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Ранняя профориентация детей дошкольного возраста
В настоящее время уделяется большое внимание формированию предпосылок трудовой деятельности и профориентационного развития дошкольников. Именно поэтому актуальной стала проблема развития нравственно-патриотических качеств детей дошкольного возраста посредством трудового воспитания, где одной из главных задач является формирование у детей понятия о профессиональной деятельности взрослых. Проблема: Большинство детей имеют недостаточно знаний и представлений о профессиях взрослых, низкий словарный запас по этой теме. Требования ФГОС ДО к результатам освоения ООП ДОО представлены в виде целевых
Публикация «Ранняя профориентация в дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Младшая группа
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
ориентиров дошкольного образования, в которых можно выделить предпосылки формирования профессиональной ориентации :«. ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; способен выбирать себе род занятий»,«…содержание программы должно обеспечить формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества».
Самым перспективным направлением развития в рамках заявленной проблематики является определение возможностей реализации ранней профориентации детей через знакомство дошкольников с профессиями и трудом взрослых посредством использования игровых технологий, а также экскурсий, мероприятий познавательного характера.
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Недаром, говорят, что дети это наше будущее, а пока наше будущее еще маленькое, мы должны помочь ему с ранней профориентацией.
Актуальность опыта
Детство – волшебная и удивительная страна. Детский сад – это «мегаполис» страны Детство. Здесь ребенок учится думать, мыслить, а еще – фантазировать и мечтать. В детском саду мы, педагоги, учим наших воспитанников не только мечтать, но и воплощать свои мечты, пускай только пока в игре. Играя, ребенок может представить себя и врачом, и строителем, и водителем автобуса или большегрузного КАМАЗа, и воспитателем, и космонавтом – детская фантазия не знает границ. Но чтобы эти фантазии закрепились в детском сознании, необходимы определенные первичные знания, умения и навыки, которым должен научить ребенка воспитатель и, в этом поможет ранняя профориентационная работа с детьми дошкольного возраста.
Приобщение дошкольников к социокультурным нормам, традициям общества и семьи является одним из главных принципов дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО. Успешная реализация данного принципа не будет возможна без привлечения ребенка дошкольного возраста в систему ранней профориентации. Внедрение ранней профориентации в образовательный процесс, является, по моему мнению, организация и обеспечение взаимопроникновения ранней профориентации (особенно рабочих профессий) в нравственно - патриотический аспект воспитания и развития дошкольника, ведь важно, чтобы наши выпускники, поступив в школу и закончив ее, выбрали достойную профессию и остались трудиться в своем родном городе, повышая успехи и статус родного края.
Ознакомление дошкольников с миром профессий одна из задач социализации ребенка. Профессиональное самоопределение - это не мгновенное событие, а позиция всей жизни человека и, начинаться она должна в дошкольном периоде. Знакомство детей с реальным миром имеет более прочные результаты в том случае, если процесс открытия «нового - неизведанного» строится на близком, понятном, значимом материале.
В связи с этим, я считаю, процесс ознакомления ребенка с профессиями и с трудом взрослых необходимо организовывать с учетом региональных условий, в которых реализуется основная образовательная программа детского сада.
Было обращено внимание на ряд проблем:
- отсутствует преемственность с образовательными организациями в данном направлении;
- нет конкретной методики по проведению диагностики по данному вопросу; - условия по педагогическому и материально - техническому обеспечению отсутствуют;
- система сопровождения по повышению квалификации педагогов по направлению ранней профориентации дошкольников не достаточна. Было определено, что новизна опыта по данному направлению заключается в том, что вся деятельность по ранней профориентации дошкольников выстроена на взаимосвязи трех факторов:
- формирование РППС по ранней профориентации детей через организацию различных форм деятельности педагога с дошкольниками, где ребенок, обязательно, становится активным участников в выборе той или иной формы работы;
- активное использование информационно - коммуникативных технологий, ведь это то, что требует модель обучения на современном этапе образования.
Рассматривая дошкольное образование, как первичное звено профессионализации, можно с уверенностью сказать, что именно в этот период складываются факторы будущего выбора профессии. И здесь не малую роль играют родители наших воспитанников. Для себя я определила предполагаемые результаты:
- внедрение в образовательный процесс модели ранней профориентации детей дошкольного возраста;
- развитие способностей детей через трудовую подготовку;
- определение индивидуальных познавательных интересов детей в исследовательской деятельности;
- расширение кругозора дошкольников и формирование у них нравственных установок к труду:
- повышение престижа рабочих профессий;
- взаимодействие с родителями воспитанников по данному вопросу
Раннее начало подготовки ребенка, к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. И чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать, и оценивать свои возможности в старшем возрасте.
В современной науке проблема ознакомления дошкольников с трудом взрослых изучали многие ученые: А. Н. Леонтьев, Л. А. Мишарина, М. В. Крулехт, В. И. Логинова, А. Ш. Шакманова, Г. И. Щукина, Е. А. Климова. В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы. С. А. Козлова и А. Ш. Шахманова предлагают знакомить детей с тружениками, с их отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей (нужно довести груз, приготовить обед). М. В. Крулехт и В. И. Логинова делают упор на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду.
Многие педагоги, такие как Н. Е. Веракса и Т. С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. Т. И. Бабаева и А. Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий. Постепенно вводить детей в мир экономических отношений, формировать у детей разумные потребности на основе соотношения желаний и возможностей семьи. Развивать ценностное отношение к труду. Эти задачи отражены в образовательной области «Социально- коммуникативное развитие».
Ранняя профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни. Наша задача: помочь детям уже с ранних лет встать на путь поиска своего предназначения, дать им максимально подробную информацию обо всех основных сферах человеческого труда, осознать важность каждой профессии.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учетом требований современного образования.
Осознав важность выше изложенного, я определила тему своей работы «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста».
Описание опыта.
Прежде чем начать свою работу определила ее цель - сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Исходя из этого, я поставила ряд задач:
- ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями;
- привить любовь к трудовым усилиям;
- сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности.
Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются :
– профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);
– профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий). Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны
взрослых, и оба эти процесса могут быть реализованы в условиях дошкольной образовательной организации.
На практике ранняя профессиональная ориентация в дошкольной образовательной организации заключаются в создании и реализации
комплекса психолого-педагогических средств.
В своей работе я рассмотрела методы воздействия на личность ребенка с учетом его возрастных особенностей, направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей, а также в создании соответствующей предметно-развивающей среды. Кроме того, ранняя профориентация включает в себя информационные консультации для родителей, которые направлены на приобщение родителей к совместной с дошкольной образовательной организацией работе по ранней профориентации детей.
Дошкольный возраст традиционно подразделяется на три периода:
«младший дошкольный возраст (3-4 года, вторая младшая группа детского сада);
средний дошкольный возраст (4-5 лет, средняя группа детского сада); старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная группы детского сада)».
В соответствии с возрастным периодом меняются и целевые задачи.
Младший возраст
3-й год жизни ребенка (первая младшая группа)
Дать детям первые общие представления о труде взрослых (няни, врача, медсестры, повара, шофера).
Содействовать развитию игр, отражающих труд взрослых, несложные профессиональные действия (шофер работает на машине, перевозит грузы или людей).
Формировать у детей умение взаимодействия с партнером
в соответствии с игровой ролью.
4-й год жизни ребенка (вторая младшая группа)
Воспитывать интерес к труду взрослых, учить наблюдать за их работой (в ближайшем окружении, совершенствовать себя как личность, через общение с людьми.
Продолжать знакомить с трудом взрослых (медсестра, повар, парикмахер и т. д., обращая внимание на трудовые действия и их результат.
Учить взаимодействиям в сюжетах с 2—3 действующими лицами (шофер-пассажир; воспитатель- няня- дети; врач- медсестра-больной).
Учить бережно относиться к вещам (они сделаны людьми и помогают жить).
Развивать интерес к труду взрослых по уходу за животными и растениями, учить общению и взаимодействию с природой.
Средний возраст
5-й год жизни ребенка (средняя группа)
Уточнять представления детей о труде сотрудников д/сада.
Продолжать знакомить детей с трудом взрослых (почтальон, продавец и др.).
Продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов.
Проявление интереса к строительно-конструктивным играм. Самостоятельное возведение бытовых построек (предметов мебели, гаражей, мостов и др.) и использование их в сюжетно-ролевых играх.
Способствовать проникновению ребенка в мир социальных отношений людей (слияние с полюбившимся образом, профессией, приобщение детей к миру чувств, эмоций, переживаний окружающих людей).
Старший возраст
6-й год жизни ребенка (старшая группа)
Расширять представления о труде людей разных профессий, показать результаты труда, их общественную значимость.
Обобщать знания детей о труде строителей: каменщика, маляра, плотника; работников сельского хозяйства: хлебороба, животновода и овощевода и др.
Воспитывать уважение к людям труда, желание трудиться.
Формировать у детей умение творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры, делать это согласованно с партнером.
Отражать в играх как впечатления от реальной жизни (больница, школа, магазин, почта, парикмахерская, так и навеянные сказками, игрой воображения.
7-й год жизни ребенка (подготовительная к школе группа)
Расширять представления детей о роли механизации в труде, о машинах и приборах-помощниках человека.
Знакомить детей, учитывая местные условия, с некоторыми видами труда и профессиями в автомобильном, химическом, аэрокосмическом, агроиндустриальном, медико-фармацевтическом кластерах.
Расширять представления о труде людей разных профессий (спасателя, учителя, исследователя и др.).
Дать представление о видах производственного труда (шитье, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование и т. д., о связи людей различных профессий (машиностроители и фермеры, фермеры и работники пищевой промышленности и т. д.).
Продолжать обогащать содержание игр детей, развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры, развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего.
Формировать умение строить новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать индивидуальные творческие замыслы с партнерами-сверстниками. Формировать представление о ценности труда родителей и близких родственников.
В своей работе по ранней профориентации детей дошкольного возраста я использую разные формы организации деятельности:
Образовательная деятельность - НОД (непрерывная образовательная деятельность - занятия) по теме ранней профориентации;
• Составляются планы и программы, обеспечивается их выполнение по данному направлению педагогической деятельности;
• Организую проектную деятельность воспитанников, связанную с ранней профориентацией;
• Создаются условия для развития у детей познавательной деятельности; развития самостоятельности, творческой инициативы путем обогащения и дополнения профориентированной развивающей предметно-пространственной среды;
• Обеспечивается охрана жизни и здоровья воспитанников в ходе проведения профориентационной работы.
Сюжетно-ролевая игра – не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентации. Педагогу необходимо научить ребенка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого помогаю детям определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда,
модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений.
Профориентационная сюжетно-ролевая игра, в целом, не дает новых знаний. В ходе такой игры, ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребенка опыт, посредством которого эти знания ребенком присваиваются.
В возрастном аспекте сюжетно-ролевую игру профориентационного характера постепенно усложняю по содержанию. В старшей и подготовительной группе совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавец, почтальон, актер, врач, водитель, летчик). В игре воспроизводятся не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе, появляются игры в профессии родителей.
В ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр стимулирую детей:
- вводить в игру новые атрибуты: технику, инструменты;
- вводить в игру новые роли-специальности (пилот, стюардесса; капитан, штурман, матрос);
- расширять набор сюжетов для игр («Пекарня», «Банк», «Туристическое агентство», «Зоопарк», «Театр», «Конструкторское бюро»).
Именно в сюжетно-ролевых играх усваиваются сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе непосредственно образовательной и совместной деятельности. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.
Самостоятельная деятельность детей – это свободная деятельность дошкольников, которая проходит через все виды детской деятельности:
- игровую,
- коммуникативную,
- ознакомление с художественной литературой и фольклором,
- познавательно-исследовательскую,
- конструирование,
- изобразительную,
- музыкальную,
- двигательную,
- элементарную трудовую деятельность, в условиях созданной профориентационной развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей выбор каждому ребенку деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать самостоятельно. Например, деятельность в игровых модулях «Мастерская», «Больница», «Магазин». «Лаборатории юных исследователей» и т. д., рассматривание книг, альбомов, фотографий, детских журналов, о профессиях в свободном доступе для детей.
Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-развивающей среды. При оснащении предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации подразумеваю :
- подбор художественной литературы, энциклопедий, связанных с
темой «Профессии», в книжном уголке;
- создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;
- подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;
- подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;
- подбор демонстрационного материала по теме «Профессии»;
- подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;
- оформление альбомов с фотографиями «Профессии наших родителей»; «Все профессии нужны, все профессии важны».
- материалы для сюжетно ролевых игр.
Работа с родителями - это важное направление в моей работе по профориентации дошкольников. В домашних условиях дети получают наглядный пример того, как трудятся родители: папа ремонтирует, мама готовит ужин, стирает, гладит. Дети вместе с родителями ходят в магазин, больницу, парикмахерскую.
Дети проявляют интерес к профессиям своих родственников, гордятся своими родителями, дают грамотную оценку результатам труда взрослых. Эти результаты стимулируют меня на дальнейшее продолжение и развитие деятельности в этом направлении, на поиск новых форм и методов работы по ранней профориентации
Если мы начнем говорить о ценности труда и профессий с дошкольного детства, то, возможно, наши дети с гордостью будут рассказывать о том, что папа работает электриком, или инженером, или служит на границе, или строит новый космодром, мама учит детей или шьет модные костюмы. А вопрос, кем быть, их не застанет врасплох.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых – это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей. Проводимая работа по ранней профессиональной ориентации позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.
Результативность
Результатами проводимой работы по профессиональной ориентации детей является положительная динамика показателей качества обучения и воспитания. Педагогический мониторинг проводится в начале и конце учебного года. Данные мониторинга за последний учебный год показали повышение у детей потребности использовать знания о профессиях на практике. Улучшение умений осуществлять ориентировку в разных видах деятельности, связанные с отражением представлений о профессиях. Формирование у дошкольников умения самостоятельно моделировать коммуникативную и продуктивную деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки.
Воспитанники моей группы:
1. Используют в активной речи потешки, считалки, загадки.
2. Умеют играть в сюжетно – ролевые игры, в д / игры.
3. Имеют запас знаний сказок и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
4. Используют атрибуты для игр в самостоятельной деятельности.
Таким образом, данная система работы позволяет сформировать у детей дошкольного возраста мотивационный компонент социально – профессиональной ориентации.
Будущее детей-дошколят предугадать трудно - впереди ещё школьные годы. Надеюсь, что в результате такой многоплановой работы многие ребята в будущем выберут профессию, которая позволит им чувствовать себя счастливым и востребованным.
Работу по данным направлениям считаю продуктивной и перспективной. Я убеждена, что в дошкольных организациях необходимо проводить работу по ознакомлению детей с разнообразием существующих профессий. Детские впечатления самые глубокие, кто знает, быть может, выбирая кем пойти учиться, мои воспитанники вспомнят наши игры…