Качаева Юлия
Ранняя профориентация старших дошкольников с нарушениями речи в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Ранняя профориентация старших дошкольников с нарушениями речи в дошкольной образовательной организации
Аннотация. Работа по ранней профориентации выстраивается с учётом возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников с нарушением речи. Использование игровой деятельности, как средство ранней профориентации старших дошкольников.
Публикация «Ранняя профориентация старших дошкольников с нарушениями речи в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Ранняя профориентация дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
Ключевые слова: ранняя профориентация, мир профессий, совместная деятельность.
Основная цель приобщения старших дошкольников с нарушениями речи к профессиональной деятельности взрослых - формирование эмоционального отношения к профессиональному миру и предоставление им возможности проявить свои силы и способности в игровой деятельности.
Список профессий огромен. Но какие игры интересуют детей дошкольного возраста? Отличаются ли игры в средней и старших группах? Рассматривая детей 4 лет, можно сделать вывод, что в своих играх они воспроизводят профессии, которые встречаются в таких часто посещаемых социальных объектах, как поликлиника, магазин, транспорт.
Поэтому врач, продавец и водитель представляют особый интерес для детей младшего возраста. Приобретая знания, ребенок вырабатывает трудовые навыки, формирует уважительное отношение к деятельности взрослых разных профессий, а значит, способствует раннему проявлению интересов и склонностей ребенка к той или иной профессии.
В старшей группе кругозор детей расширяется, как и список профессий. Аптекарь, кассир, строитель и даже воспитатель. Начиная со средней группы, дети уже пытаются самостоятельно распределять роли, выбирать сюжет и атрибуты.
Следовательно, задача знакомства детей с профессиями подразумевает подготовку их к тому, чтобы со временем они могли смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой профессиональный путь, то есть речь идет о профессиональном самоопределении.
В дошкольном учреждении происходит непосредственное самоопределение ребенка, поскольку оно не связано с выбором и освоением профессии, а подготавливает и ведет к ней. Чтобы поддержать любопытство детей к миру труда, их активность и самостоятельность, создается развивающая среда, которая соответствует возрасту, индивидуально адаптируется и в итоге преобразуется в дошкольном учреждении.
Вместе с наборами атрибутов для организации ролевых игр, в старшей группе я сделала вот такие обучающие куклы Ваня и Аня с набором одежды на каждую профессию. Благодаря этому набору дети легко научились подбирать предметы одежды к любой профессии.
Родители воспитанников тоже проявили активность к данному направлению работы и охотно приняли участие в практических семинарах по изготовлению макетов для ознакомления детей с профессиями детского сада.
Вот, например:
- медицинский кабинет с медсестрой,
- это пищеблок детского сада и повар,
- вот спортивный зал,
- а вот прачечная,
- а это дворник подметает дорожки.
Обучающие игры играют важную роль в приобщении детей к миру труда. Ценность обучающих игр заключается в том, что они способствуют приобретению и закреплению знаний и навыков, развитию умственных способностей. Обучающие игры являются средством всестороннего развития ребенка. Содержание игр вырабатывает правильное отношение к житейским объектам и природе, систематизирует и углубляет знания о Родине и людях разных профессий и национальностей.
Большой интерес у детей вызывает «Портфель профессий», который содержит различные игры для детей от 4 до 7 лет. Портфель включает такие игры, как «Нечетная комната», «Вырежи картинки», лото «Кому что нужно для работы?», «Кто потерял этот предмет?».
Обучающие игры способствуют не только формированию обобщенных представлений о труде взрослых, социальной значимости профессий, но и развитию речи, зрительного восприятия, мелкой моторики, внимания, умения сравнивать и делать простейшие выводы.
В процессе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей разных профессий (врач, строитель, водитель, парикмахер, учитель и т. д.) В старшей группе игры усложняются. В играх отражается работа различных учреждений (банк, магазин, аптека).
Дошкольники разрабатывают игры, отражающие отдельные профессии (продавец, почтальон, актер, врач, водитель, космонавт, шахтер, спортсмен, летчик). Таким образом, игра является проводником старших дошкольников с речевыми нарушениями в мир профессий. Так как игры способствует практическому переживанию окружающей действительности, то дошкольники расширяют свои знания и впечатления, усваивают что-то новое.
Игры старших дошкольников эмоционально насыщенные, с развернутым игровым сюжетом, с длительной перспективой. Дети более самостоятельны в организации игр, инициативны.
Ролевое взаимодействие между детьми стало более содержательным. В играх широко используются знания о профессиональной деятельности людей. Следовательно, осознать общественную значимость трудовой деятельности взрослого дошкольнику с речевыми нарушениями позволяют дидактические, сюжетно-ролевые игры.
Грамотная организация и проведение сюжетно-ролевых и дидактических игр позволяет расширить представления старших дошкольников с речевыми нарушениями о трудовой деятельности взрослых.
Литература:
1. Антонова М. В. Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного развития старших дошкольников с нарушениями речи / М. В. Антонова; Просвещение. - Санкт-Петербург: Детство, 2018. – 45с. – Текст: непосредственный
2. Батяева Н. О. О подготовке старших дошкольников к сюжетно-ролевой игре/ Н. О. Батяева; Просвещение. - Москва: Просвещение. - 2019.- 123с. - Текст: непосредственный
3. Болотова Е. Л. Профессиональная педагогика/ Е. Л. Болотова; Просвещение. - Москва: Книжный мир. - 2019. - Текст: непосредственный